Анатолий Бернацкий "Яды на Земле. В природе и жизни людей"

Смертельные яды, порой несущие смерть человеку, на нашей планете встречаются довольно часто. Причем не только в неживой и живой природе, но и в человеческом обществе. Ядовитые соединения находятся в вулканических выбросах, в некоторых пещерах и водоемах. Многие растения и животные тоже синтезируют различные токсические вещества, которые используют в качестве защиты от своих врагов. Нередко эти яды опасны и для человека. Люди тоже издавна применяют ядовитые вещества. Причем в самых разных целях: и как средство для лечения различных заболеваний, и как смертельное и невидимое оружие в борьбе за политическое влияние и богатство. Особенно широко токсические вещества использовались в Древнем мире и Средневековье. Однако и в последующие периоды истории они не утратили своей роли в качестве тихих убийц. О распространении ядов на Земле и их использовании человеком и рассказывается в очередной книге серии.

date_range Год издания :

foundation Издательство :ВЕЧЕ

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-4484-8241-0

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

Яды на Земле. В природе и жизни людей
Анатолий Сергеевич Бернацкий

Удивительная реальность
Смертельные яды, порой несущие смерть человеку, на нашей планете встречаются довольно часто. Причем не только в неживой и живой природе, но и в человеческом обществе.

Ядовитые соединения находятся в вулканических выбросах, в некоторых пещерах и водоемах. Многие растения и животные тоже синтезируют различные токсические вещества, которые используют в качестве защиты от своих врагов. Нередко эти яды опасны и для человека.

Люди тоже издавна применяют ядовитые вещества. Причем в самых разных целях: и как средство для лечения различных заболеваний, и как смертельное и невидимое оружие в борьбе за политическое влияние и богатство. Особенно широко токсические вещества использовались в Древнем мире и Средневековье. Однако и в последующие периоды истории они не утратили своей роли в качестве тихих убийц. О распространении ядов на Земле и их использовании человеком и рассказывается в очередной книге серии.





Анатолий Сергеевич Бернацкий

Яды на Земле

В природе и жизни людей

Глава 1. Яды в неживой природе

Ядовитые минералы

В начале XIX века в алтайском селе Акташ при странных обстоятельствах умер художник. Предшествовали же его смерти довольно необычные симптомы: путаная речь, конвульсии, приступы эпилепсии. К тому же полость рта покойника имела необычный красный цвет… Довольно странными были и сюжеты на полотнах художника: они были столь фантастическими и сумбурными, что наводили на мысль о психическом заболевании их создателя.

В начале XIX века в алтайском селе Акташ при странных обстоятельствах умер художник. Предшествовали же его смерти довольно необычные симптомы: путаная речь, конвульсии, приступы эпилепсии. К тому же полость рта покойника имела необычный красный цвет… Довольно странными были и сюжеты на полотнах художника: они были столь фантастическими и сумбурными, что наводили на мысль о психическом заболевании их создателя.

Когда следователь стал проводить опрос местных жителей, то практически все они заявляли, что смерть художника наступила потому, что он побывал на озере Горных духов. И за это духи наказали его…

Спустя столетие в этих местах оказался известный русских геолог и писатель Иван Ефремов. Из разговоров с жителями деревни он узнал о загадочной смерти живописца и таинственных силах, охраняющих озеро. Необычная история заинтересовала молодого ученого, и он отправился к загадочному водоему. А спустя какое-то время Ефремов опубликовал рассказ о событиях столетней давности, случившихся в алтайском селе.

Впоследствии выяснилось, что скалы Акташской котловины состоят из киновари, в которой содержится до 86 % ртути. Кроме того, в этих местах много термальных источников. А под влиянием солнечного тепла и горячей воды киноварь начинает разлагаться. При этом она выделяет пары ртути, которые, конденсируясь, оседают на скалы, образуя лужи серебристого цвета. Скопление этих луж и принимали за озеро Горных духов. Художник же умер от отравления ядовитыми парами ртути… А вообще киноварь, или сульфид ртути, считается одним из самых ядовитых минералом на Земле. Его название означает «кровь драконов», а формируется киноварь недалеко от вулканов и месторождений серы.

Кстати, в Древнем Китае этот минерал широко использовался для украшения посуды. Более того, раньше некоторые врачи киноварь считали источником целительной силы и назначали ее для лечения ряда заболеваний…

Довольно опасен и минерал аурипигмент. Этот кристалл состоит из мышьяка и серы. Обычно он образуется рядом с гидротермальными источниками. При контакте с кожей этот минерал может выделять канцерогенный и нейротоксический порошок мышьяка. В древности китайские воины натирали им стрелы, превращая их в смертельное оружие. Также этот минерал использовался в качестве основного компонента охристой краски, и, скорее всего, многие художники, применявшие его, раньше времени ушли в мир иной…

Много зла принес человеку и антимонит, или сульфид сурьмы, внешне похожий на серебро. По этой причине его кристаллы, имеющие металлический блеск, когда-то применяли при изготовлении дорогих столовых приборов. Однако вскоре владельцы таких вилок и ножей умирали от тяжелого пищевого отравления. Причем даже с теми образцами антимонита, которые находятся в коллекциях, следует обращаться с осторожностью. И после каждого пользования ими следует обязательно мыть руки…

А вот про минерал торбернит говорят, что он родом из преисподней. Его малахитовые кристаллы формируются в гранитных скалах в результате взаимодействия фосфора, меди, воды и урана. Этот минерал не только радиоактивен. При нагревании он еще выделяет и смертельно опасный газ радон, который вызывает рак легких…

Весьма ядовит и хатчинсонит, представляющий собой сульфид мышьяка с таллием и свинцом. Уже сами по себе соли таллия довольно токсичны, поэтому их применяют в крысиных ядах и инсектицидах. Включение же таллия в сульфид мышьяка объединяет два чрезвычайно опасных и смертельных элемента. И конечно же эта парочка может стать причиной смерти.

Пещеры-отравители

Еще в древности люди знали о пещерах, которые представляли опасность для жизни.

Например, в небольшую пещеру Канини близ Неаполя человек мог зайти без вреда для здоровья, однако собаки, его сопровождавшие, погибали. Но как только посетитель грота наклонялся, то и он тотчас терял сознание. Связано это было со значительной концентрацией (77 %) углекислого газа в приземном слое воздуха. Углекислота же попадала в пещеру по трещинам в известняках и вулканических породах.

Подобные пещеры находятся и в других уголках Европы: Збрашовская в Чехии (концентрация углекислого газа в ней достигает 36 %); Кармал в Иране (концентрация газа – 24 %); в Калифорнии (19 % углекислого газа).

Одно время считалось, что в Туакской пещере в Крыму тоже повышенное содержание углекислоты. Однако в ходе обследования в 1960-е годы более 700 полостей было установлено, что в них отсутствуют опасные для жизни концентрации углекислого газа. Хотя в Бездонном колодце на Агармыше в теплое время содержание углекислого газа повышается до 2,4–3,2 %, и его гигантская «бутылка» заполняется опасной смесью почти до «горлышка». Правда, к счастью, спуски спелеологов в эту пещеру закончились благополучно. Но так бывает не всегда. Например, 1 октября 1972 года во французской пещере Кюв де Сорье погибли Жан Жако и Шарль Жан, а также пытавшийся их спасти мэр городка Робер Шоссе. Смерть наступила после выброса углекислого газа из кармана, внезапно вскрывшегося после обвала гипсового блока.

Исследования сотен пещер в различных районах земного шара показали, что многократное повышение концентрации углекислоты сопровождает большинство процессов под землей: формирование пещерных минералов, развитие спелеофауны и т. д. Существует даже гипотеза, что углекислый газ оказал определенное влияние на эволюцию человека. Например, предполагается, что в зависимости от объема гротов, в которых укрывались древние люди, а также наличия естественной вентиляции, при разведении костров для обогрева, в них появлялись участки повышенной концентрации углекислоты. В самых же укрытых от опасности и плохо вентилируемых зонах, очевидно, прятались женщины с малолетними детьми. Именно в этих местах формировалось «привыкание» к повышенному содержанию углекислоты, которая в пределах 2–3 % активирует нервные клетки подкоркового слоя головного мозга, тонизируя кору его больших полушарий…

Под землей встречается и еще один газ, опасный для человека: это – сероводород. Он немного тяжелее воздуха, бесцветен, пахнет тухлыми яйцами. Отравление наступает при концентрации 0,2–0,3 миллиграмма на литр, а концентрация выше 1,0 мг/л приводит к смерти.

Этот газ часто встречается в пещерах, через которые выходят на поверхность минеральные воды. А поскольку к нему происходит быстрое привыкание, то сероводород становится причиной гибели спелеологов. Так, в 1971 году опытные спелеологи П. Дебре и М. Роке погибли от отравления этим газом в воздушном куполе в одной из пещер юга Франции, через который проходила жила окисленного сернистого минерала.

Сероводород нередко встречается и в пещерах вместе с другими газами. При этом сложная смесь газов заполняет гроты, появившиеся в результате горения пластов угля.

Водоемы-убийцы

В ранний утренний час 16 августа 1984 года группа людей и местный приходской священник приближались на крытом грузовике к берегу озера Моноун в Камеруне.

Вдруг фары автомобиля выхватили из темноты фигуру мужчины, который вроде бы спал, опираясь на мотоцикл. Когда фургон остановился, чтобы оказать ему помощь, то выяснилось, что человек мертв. А спустя всего несколько минут скончался священник, а следом и сопровождавшие его люди. Таинственного недуга избежал только один из них: молодой человек по имени Жан Фобо.

А когда выглянуло солнце, на берегу озера было обнаружено еще тридцать семь безжизненных тел – явных жертв дурно пахнущего химического облака, которое повисло над обычно безмятежным озером…

21 августа 1986 года низкие рокочущие звуки, исходившие из камерунского озера Ниос, привлекли толпу любопытных деревенских жителей. А вскоре озеро выбросило белое облако, от которого тянулся запах тухлых яиц. А затем раздался булькающий звук, и поднялось сильное волнение. Когда облако обволокло любопытных людей, те ощутили сначала тепло, а затем потеряли сознание. Немногие из них пришли в себя лишь через 36 часов, испытывая слабость и помрачение сознания. Большинство же так и не очнулись. Той ночью у озера Ниос скончалось более 1700 человек. Погибли птицы и рогатый скот, звери и насекомые, получила повреждения береговая растительность.

Поскольку эти озера располагаются в кратерах вулканов, некоторые ученые полагают, что произошел выброс вулканических газов, которые вырвались из водоемов и распространились вокруг. Однако большинство исследователей считают, что в эти озера постепенно просачивался диоксид углерода, накапливаясь в придонной воде. Затем газ был высвобожден при «опрокидывании» озерных вод – обычном сезонном явлении, когда теплая вода с поверхности перемещается ко дну, а холодная вода и газы поднимаются в верхние слои.

В поддержку последней гипотезы говорит и тот факт, что убийственное облако появилось в сезон дождей, в августе – месяце, когда тучи приносят в горы Камеруна холодную погоду, а с ней, предположительно, и «опрокидывание» озерных вод.

Ядовитые озера и реки

В штате Монтана находится дыра, глубиной примерно 500 метров и длиной около километра, наполненная водой ржавого цвета.

И здесь ее ни много ни мало – более 95 миллионов кубических метров. Причем ежедневно ее объем увеличивается на 19 тысяч кубических метров. И если наполнение этой структуры сохранится на нынешнем уровне, то к 2025 году уровень воды в водоеме сровняется с уровнем грунтовых вод, что приведет к последующему загрязнению реки Кларк-Форкс. Называется же это углубление «ямой Беркли». Но это не природное образование, а дело рук человеческих. Вырыта же она была в середине минувшего столетия.

Раньше здесь добывали открытым способом полезные ископаемые. Но после того как работы прекратились, котлован стал постепенно наполняться жидкостью, в которой накапливались химические элементы из окружающей ее породы. В воде обнаружены железо, марганец, мышьяк, цинк, кадмий… Яма Беркли является одним из самых токсичных мест на планете. Здесь отсутствует рыба, нет птиц. И только особые микроорганизмы поселились в этой ядовитой среде.

В свою очередь, на Камчатке есть вулкан Малый Семячик, в кратере которого находится кислотное озеро. Исследователи полагают, что образовался он примерно 400 лет назад в результате мощного извержения. В последующем вулкан проявлял активность в 1804, 1852–1854 годах. А с 1946 года в кратере фиксируется фумарольная деятельность различной активности. Температура газов на выходе – 98 °C, а температура воды в озере колеблется от 25 до 66 °C.

Вода, помимо обычных компонентов – натрия, калия, магния, алюминия, кальция – также содержит хлор (около 11 г/л), серную кислоту (около 20 г/л) и т. д. Максимальная глубина озера – 140 метров. Периодически наблюдается колебание уровня воды.

А вот тайну российского Пустого озера, которое находится на Алтае, ученые не раскрыли до сих пор. Вокруг все водоемы кишат рыбой и озерной дичью, а в Пустом – ни травинки, ни малька, ни птички на берегу. И это при том, что в Пустое озеро впадают речки, вытекающие из богатых рыбой озер.

Биологи много раз пробовали заселить странный водоем местной водяной фауной и флорой, отдавая при этом предпочтение самым неприхотливым видам. Однако результат всех экспериментов был одинаков: рыба и прочая живность через день-другой погибала, а растительность – сгнивала. Пустое озеро так и осталось верным своему названию.

Долгое время причину гибели растений и животных видели в воде, предполагая, что она содержит какие-то ядовитые вещества. Но химики, проведя неоднократные анализы воды, убедительно доказали, что никаких ядов в ней нет, и она вполне пригодна к употреблению. Более того, благодаря мельчайшим пузырькам безвредного природного газа, она чем-то напоминает… шампанское.

Следует заметить, что воду в озере исследовали не только российские специалисты, но и эксперты из Германии, США, Бельгии и Британии, и никто из них так и не смог хотя бы предложить более или менее правдоподобную гипотезу, объясняющую этот удивительный природный феномен…

Но все же самым «мертвым» водоемом на нашей планете считается озеро Смерти, расположенное на Сицилии. Его берега и воды не только лишены всякой растительности и живности, но даже птицы не пролетают над свинцово-серой поверхностью странного водоема. Любое живое существо, попавшее в воду этого жуткого озера, мгновенно погибает.

А причиной такой ситуации с озером Смерти является серная кислота, которая в огромном количестве растворена в его водах. В ходе исследований, проведенных учеными в 1999 году, было установлено, что концентрированная серная кислота попадает в озеро из двух источников, которые находятся на его дне. Неудивительно, что свои жертвы сицилийская мафия испокон веков прятала в этих смертоносных водах: час – и от человека даже зубов не остается…

Река Рио-Тинто, которая находится на юге Испании в Андалусии, тоже ядовита. Ее длина – около 100 километров. И она – самая кислотная в мире. Кислотность ее вод 2–2,5, то есть почти такая же, как и у желудочного сока. И конечно, ни одна рыба не выживет в таких условиях. Первое, что бросается в глаза, – это ржавый цвет воды. А всему виной – добыча полезных ископаемых в верховьях реки, которая продолжалась почти 3000 лет. А это привело к высокой концентрации меди и железа в воде. Единственными обитателями этой реки являются анаэробные экстремофильные бактерии.

Смертельное дыхание вулканов

Вулканы могут выбрасывать огромный объем ядовитых газов, причем даже в промежутке между извержениями.

Самым же вредным из этих веществ является двуокись серы, или серный газ, который, имея едкий запах, даже при незначительной концентрации раздражает слизистые оболочки носа, горла и глаз. Вдыхание этого соединения угнетает дыхательную систему и представляет серьезную опасность для здоровья. К тому же двуокись серы может разноситься воздушными течениями на довольно большие расстояния от ее источника.

Так, непрерывное вытекание лавы из вулкана Килауэа с 1986 года сопровождается выбросом в атмосферу примерно 2000 тонн сернистого газа ежесуточно, в основном из жерла на северо-восточном рифте Килауэа. А поскольку извержение обычно не происходит в форме резкого выброса, газы не поднимаются высоко в атмосферу, а разносятся приземными потоками воздуха вокруг южной части Гавайев и в северном направлении включительно до побережья Кона. Во время этого перемещения сернистый газ реагирует с влажным воздухом, образуя микроскопические капли серной кислоты, которые в виде тонкой взвеси находятся в атмосфере неопределенно долгое время.

Растительность, в том числе и знаменитые кофейные плантации Кона, порой погибает на корню, а дождевая вода становится настолько кислой, что разъедает свинцовые крыши и водопроводные трубы. Эти проблемы касаются в основном Гавай. Но иногда господствующие ветры относят кислотные облака на 200 километров в сторону Гонолулу.

Загрязнение вулканическими выбросами на Гавайях осложняется, когда потоки лавы достигают океана. В результате реакции между раскаленной магмой и морской водой образуется пар, в котором скапливается значительное количество соляной кислоты.

Впрочем, иногда газы выделяют и вулканы, находящиеся в состоянии покоя. При этом ряд газообразных веществ представляют довольно серьезную опасность для здоровья людей и сельскохозяйственных растений. В качестве примера такой ситуации можно назвать вулкан Масайя в Никарагуа. Именно каждые несколько десятилетий он вступает в стадию дегазации, когда ежедневно выделяется более 1000 тонн двуокиси серы.

В свою очередь, господствующие ветры относят эти выбросы в западном направлении, что провоцирует рост респираторных заболеваний у жителей городка Эль-Крусеро, расположенного в 20 километрах от вулкана. И вот что удивительно. Если по обе стороны от постоянного маршрута газового потока растут кофейные деревья, то сам путь представляет собой безжизненное пространство. И все-таки, несмотря на явный вред двуокиси серы для здоровья, пока еще не было зафиксировано случаев гибели людей из-за воздействия этого газа.

То же самое касается и фтористого водорода – еще одного распространенного вулканического газа. И давно известно, что он может поглощаться частицами пепла и стать причиной отравления скота. Смесь двуокиси серы и фтористого водорода, образовавшаяся во время самого крупного в истории трещинного базальтового извержения, начавшегося 8 июня 1783 года вдоль 27-километровой трещины Лаки в Исландии, оказала хоть и косвенное, однако не менее смертоносное влияние на природу и людей.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом