Вадим Нестеров "История в карикатурах. 1922–1923"

Суть книжки проста – каждый день я показываю читателям какую-нибудь занятную карикатуру из журнала «Крокодил» и коротко рассказываю про нее. Начал я с 1922 года, с первых номеров журнала «Крокодил». Буду понемногу складывать из карикатур мозаику нашей истории столетней давности. На обложке использован рисунок М.М. Черемных из журнала «Крокодил» 1922 г., находящийся в общественном достоянии. Книгу иллюстрируют рисунки и фото 1920-х годов, также перешедшие в Public domain.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

История в карикатурах. 1922–1923
Вадим Нестеров

Суть книжки проста – каждый день я показываю читателям какую-нибудь занятную карикатуру из журнала «Крокодил» и коротко рассказываю про нее. Начал я с 1922 года, с первых номеров журнала «Крокодил». Буду понемногу складывать из карикатур мозаику нашей истории столетней давности.

На обложке использован рисунок М.М. Черемных из журнала «Крокодил» 1922 г., находящийся в общественном достоянии. Книгу иллюстрируют рисунки и фото 1920-х годов, также перешедшие в Public domain.

Вадим Нестеров

История в карикатурах. 1922–1923




Обновленцы – главные конкуренты Московского патриархата.

"Крокодил" №1 от 27 августа 1922 г.

Карикатура Д. Моора называется «Живая…».

Кому же она посвящена?

Так называемым «обновленцам».

Сейчас они практически забыты, но в 1922 году это была донельзя актуальная тема. Помните известный диалог из романа «12 стульев», когда отец Федор, собравшийся на охоту за сокровищами, состригает свои длинные волосы и бороду, и его за этим занятием застает жена?

– Господи, – сказала матушка, посягая на локоны отца Федора, – неужели, Феденька, ты к обновленцам перейти собрался?

Такому направлению разговора отец Федор обрадовался.

– А почему, мать, не перейти мне к обновленцам? А обновленцы что, не люди?

– Люди, конечно, люди, – согласилась матушка ядовито, – как же, по иллюзионам ходят, алименты платят…

– Ну, и я по иллюзионам буду бегать.

– Бегай, пожалуйста.

– И буду бегать.

– Добегаешься! Ты в зеркало на себя посмотри.

И действительно. Из зеркала на отца Федора глянула бойкая черноглазая физиономия с небольшой дикой бородкой и нелепо длинными усами.

«Обновленцами» коротко называли сторонников обновления Русской православной церкви, которые утверждали, что социалистическая идеология очень близка христианству, особенно раннему, и выступали за упрощение обряда и обмирщение быта священнослужителей – то есть священники должны были стать ближе к своей пастве.

Обновлецы разрешили батюшкам разводы и второй брак, не препятствовали посещению ими кинотеатров и других увеселительных заведений – отсюда и реплики попадьи.

Незадолго до появления карикатуры, в мае 1922 года и возникла первая оформившаяся структура обновленцев – движение под названием «Живая церковь», давшая название рисунку.

Поначалу власти отнеслись к ним не очень серьезно. Все-таки большевики были убежденными атеистами, возникновение нового течения в РПЦ считали внутренними разборками попов, а самих обновленцев – прохиндеями, пытающимися подмазаться к новой власти. Потому всячески их высмеивали, как на заглавной карикатуре, или вот на этой, появившейся в "Крокодиле" месяц спустя:

Подпись: "Ресефесерейший правительствующий Совнарком, юнейший будьготовый Комсомол и всех православных рабочих и крестьян да помянет господь бог в республике своей".

Однако вскоре стало понятно, что обновленцы становятся силой, с которой приходится считаться.

Сегодня обновленцев часто объявляют горсткой отщепенцев, финансируемых советскими спецслужбами, но это не совсем так. Контакты с ГПУ у них действительно были, но если бы для их движения не было массовой базы, они никогда бы не смогли составить конкуренцию официальным церковным структурам.

На самом деле к 1917 году внутри РПЦ накопилась масса проблем, которые требовали решения, но их никто не решал – как и во всей Российской империи в целом. Церковь себя сильно скомпрометировала, и именно поэтому атеистическая пропаганда большевиков получила такую поддержку в народе.

Даже высшие иерархи церкви понимали необходимость реформ. Как я уже сказал, «Живая церковь» возникла в конце мая 1922 года. А уже к августу 1922 года высшее руководство РПЦ раскололось практически пополам: из 97 правящих архиереев 37 признали платформу «Живой Церкви», 36 высказались против обновленческой организации и 24 отмалчивались, не декларируя своего отношения к происходившему. К примеру, на сторону обновленцев перешло практически все сибирское духовенство, и было образовано Сибирское Церковное Управление во главе с томским священником Петром Блиновым.

Вот он на фотографии – посередине.

А двое других – это как раз герои карикатуры Д. Моора, видные деятели обновленческого движения.

Слева – создатель движения «Живая церковь» и фактический лидер обновленцев в первые годы их существования священник Владимир Дмитриевич Красницкий.

Родился в семье коллежского советника – чин, соответствующий полковнику. Закончил семинарию, потом духовную академию, получил степень кандидата богословия.

До революции считался черносотенцем, был священником церкви Петербургского отделения Союза русского народа. Во время знаменитого процесса над Бейлисом обвинял евреев в ритуальном употреблении крови.

После революции примкнул к большевикам, но в партию не вступил. Добровольцем ушел в Красную армию, участник Гражданской войны. При этом оружия в руки не брал, служил санитаром.

В октябре 1919 года по распоряжению В.И. Ленина был командирован в г. Москву для личного доклада о положении служителей культа в рядах Красной Армии.

В мае 1922 года создал группу, состоящую из священников и мирян, под названием «Живая церковь».

На состоявшемся 8 мая 1923 года церковном соборе обновленцев был возведен в сан «протопресвитера Российской Православной Церкви».

В дальнейшем разругался с другими лидерами обновленцев, и вышел из движения вместе с немногочисленной группой сторонников. В последние годы жизни служил настоятелем маленькой церкви Святого Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Ленинграда. Умер в 1936 году в возрасте 54 лет во время эпидемии гриппа.

Справа: епископ Владикавказский и Моздокский, позже – обновленческий митрополит Московский Антонин. До пострижения – Александр Андреевич Грановский.

Родился в семье диакона, закончил Полтавскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию.

Прославился своей блестящей образованностью, считался одним из лучших в мире знатоков древних языков. В своей диссертации «Книга пророка Варуха: Репродукция» для восстановления утраченного оригинала на иврите провел детальнейший лингвистический анализ сохранившихся копий на греческом, сирийском пешитта (вымерший язык арамейской группы), арабском, коптском, эфиопском, армянском, грузинском и других древних языках.

Отличался экстравагантным поведением и неуживчивым характером, но ему многое прощалось за «незаурядные умственные способности».

Со 2 марта 1903 года – епископ Русской православной церкви, сначала Нарвский, потом Владикавказский и Моздокский. Придерживался либеральных взглядов, выступал за свободу печати, после «Кровавого воскресенья» жертвовал и сам собирал деньги для пострадавших и семей погибших.

После революции участвовал в деятельности Комитета помощи голодающим («Помгола») и в этот период сблизился с некоторыми видными большевиками, в частности, с Михаилом Калининым.

Стал первым церковным иерархом, поддержавшим обновленцев. Летом 1922 года на соборе обновленцев был возведен в сан митрополита Московского и всея России.

Из-за конфликтов между лидерами обновленцев 26 октября 1923 года официально отказался от титула митрополита. Как и Красницкий, остался с небольшой группой приверженцев – несколькими сотнями верующих.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом