9785005991232
ISBN :Возрастное ограничение : 12
Дата обновления : 21.04.2023
Знаете, каким он парнем был? Мемуары о первом космонавте
Лидия Гладышевская
Юрий Гагарин. Первый в истории человечества космонавт, покоривший небесное пространство. Человек-звезда. Человек-легенда. А каким запомнила его маленькая соседка из Подмосковья – Лида Гиненко? Каким он был в обычной жизни и домашней обстановке? После прочтения мемуаров девчонки-первоклашки ответ напрашивается сам собой – «звезда» без «звездной болезни». Просто хороший парень.
Знаете, каким он парнем был?
Мемуары о первом космонавте
Лидия Гладышевская
© Лидия Гладышевская, 2023
ISBN 978-5-0059-9123-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Гладышевская Лидия – драматург, прозаик. Член Национальной Ассоциации Драматургов.
Победитель и Лауреат нескольких международных литературных конкурсов. Номинант Конкурса «Писатель года 2022», награждена медалью Марины Цветаевой за вклад в развитие русской литературы.
Автор сборника «Телефон для Золушки и другие расСказки»,
пьес: «Последний из Удэге», «В тени Вождя», «Белый Маг», «Возвратитесь в цветы», «Переделкино и его обитатели», «Ох уж эти привидения…», «Лишняя хромосома»,
романов: «Время собирать камни» «Смертоносная зона».
ОТ АВТОРА
Летом 1961 года моему отцу Виктору Ивановичу Гиненко, подполковнику медицинской службы, ветерану Великой Отечественной войны, позже – врачу-исследователю в области радиационной медицины, предоставили отдельную квартиру в пятиэтажном блочном доме в Подмосковном гарнизоне «Чкаловский».
Там в то время обитали не только военные летчики, но и первые космонавты, которые в течение нескольких лет тренировались и проходили подготовку на местном аэродроме, пока не был создан специальный Центр управления космических полетов в Звездном городке.
Наша семья из четырех человек перебралась из тесной коммуналки в двухкомнатные «хоромы» в доме номер четыре на улице Циолковского, в четвертом подъезде, на четвертом этаже. А поселились мы в квартире под счастливым номером – 55.
Две пятерки – какая удача, какое везение! Я как раз собиралась пойти в первый класс и твердо решила стать отличницей. Но настоящим сюрпризом для меня оказалась другая ошеломляющая новость…, когда вдруг выяснилось, что нашим соседом по лестничной площадке будет никто иной, как Первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин!
Он «приземлился» после полета в космос, вместе со всем семейством, прямо в квартире напротив! Было это чудом, а может, знаком небес? Не знаю… Но стремиться быть первой во всем и подражать ЕМУ, всеобщему любимцу, кумиру, невольно стало тогда и моим октябрятским девизом.
Мы нередко сталкивались по утрам нос к носу и потом вместе бодро шагали, каждый – по своим делам: он – на службу, я – в школу. Иногда непринужденно болтали по дороге, иногда молчали.
Я не смела мешать и приставать с какими-то расспросами к человеку, погруженному в мысли о тренировках и предстоящем испытании нового самолета. Семенила сбоку или чуть позади… и тихо «сопела в две дырочки». Счастье – ЕГО просто увидеть, рядом идти и зарядиться космической энергетикой на весь день.
Бывали и «черные» для меня дни, когда Гагарин торопился и ездил на службу на машине, а не прогуливался на аэродром пешком, как бывало обычно. Я без моего звездного провожатого грустила и плелась на занятия без всякого энтузиазма.
По вечерам летчик-космонавт после тяжелого трудового дня и рискованных полетов частенько гонял во дворе с ребятами мяч, как мальчишка. Играл в лапту, «казаки-разбойники» и «испорченный телефон».
С ним было легко и просто. Дети нашего и соседних домов зачастую принимали его за своего…, своего в доску парня, напрочь забыв, что перед ними человек-легенда, первый из живущих на Земле, кто покорил неизведанное космическое пространство. Искренний, открытый, улыбчивый. Звезда без «звездной болезни».
Давно миновало Время Первых. Полеты в Космос многим кажутся уже чем-то обыденным и рутинным, а имена тех отчаянных смельчаков, кто, рискуя жизнью, когда-то бороздили небесные просторы, пробиваясь сквозь тернии к звездам, увы, стали потихоньку забывать.
Но Гагарина всегда обожали, боготворили. О нем слагали стихи и песни. Нелепая трагическая смерть всенародного героя при очередных испытаниях в 1968 году, не в Космосе, а здесь, на Земле…, превратилась в общее горе и боль миллионов людей. И не только в России. Скорбели на всей планете. А те из ныне живущих, кто его лично знал и любил, те, кому повезло хоть на мгновение к нему прикоснуться, будут чтить и помнить Первого космонавта до конца своих дней.
Мне посчастливилось. А у меня был когда-то «свой» Гагарин, родной и близкий.
Знаете, каким он Парнем был? По-настоящему, это понимали, наверное, только дети. Дети, с которыми он общался, играл и дружил. Они не ошибаются, они чувствуют сердцем. Их обмануть нельзя.
Спустя годы захотелось написать о НЕМ, не о космонавте – о человеке…, необыкновенном человеке. Написать без пафоса и прикрас.
Так родились эти небольшие рассказы – мемуары маленькой соседки, наивной девчонки-первоклашки. Крохотные крупицы из моей детской памяти. Чтобы не забывали, чтобы помнили…
ШНУРКИ
Первая встреча
Утром я, как обычно, подбежала к двери, подставила скамеечку и посмотрела в глазок – Юрий Алексеевич Гагарин, покоритель Космоса, мой звездный сосед, чистил ботинки, как обыкновенный смертный.
Эту неприятную процедуру, которую по определению терпеть не может все остальное мужское население планеты, он делал ежедневно и с увлечением. Я бы сказала, даже самозабвенно, при этом еще мурлыча под нос любимую веселую песенку для поднятия настроения:
«Заправлены в планшеты космические карты
И штурман выверяет в последний раз маршрут…»
Для меня всегда оставалось загадкой – зачем первому космонавту нужно так тщательно, каждый божий день, натирать до сияющего блеска обувь. Он же не кочегаром работает? И по грязным лужам, как я, не шляется… Армейская привычка? Или просто очень собранный и аккуратный человек? Повзрослев, поняла – ведь не может иначе. Он должен быть эталоном во всем, потому что всегда на виду, и на него равняются миллионы людей!
После чистки обуви Юрий Алексеевич крепко-накрепко завязывал шнурки, которые, как известно, имеют обыкновение расплетаться и запутываться в самый неподходящий момент…
История про то, как у Гагарина 12 апреля 1961 года уже при сходе с трапа самолета развязался шнурок, облетела весь мир. Нахальные западные журналисты и операторы, словно нарочно, наводили камеры на болтающуюся «вредную» тесемку… Казалось, они злорадно поджидали, когда космонавт на нее наступит, споткнется и упадет…
Но он шел по красной ковровой дорожке, как ни в чем ни бывало, с высоко поднятой головой, по-военному чеканя шаг. А затем уверенно отрапортовал главе нашего государства – Первому Секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву, что первый в истории человечества космический полет выполнен успешно! Вот так! И никак иначе.
В ту самую минуту, когда «карты уже окончательно были заправлены в планшеты», шнурки завязаны, и Гагарин готов был отправиться на повседневную службу, появлялась я…, как бы невзначай…, случайно. Ну…, так совпало…
Не знаю, догадывался ли он, что малолетняя соседка подглядывала за ним и подкарауливала, но на нашу якобы внезапную встречу всегда реагировал с улыбкой.
– О! Привет! Какая приятная неожиданность! В школу?
– Ага. Здрасьте, Юрий Алексеевич.
– Ну, тогда пошли… Только быстро. Пошевеливайся, соня. А то… опоздаем.
Он торопливо, как озорной мальчишка, сбегал по ступенькам. Видимо, обычным шагом отважный летчик-космонавт просто ходить не мог. Я старалась не отставать и бежала, как хвостик, следом.
***
Наша первая встреча состоялась в особенный для меня день – 1 сентября 1961 года. Я пошла в первый класс – осваивать свой новый, доселе неизведанный мир.
Для девчонки-первоклашки это было событием планетарного масштаба. Я готовилась к нему основательно, наверное, не меньше, чем космонавт к полету. Строгая коричневая форма, белоснежный нарядный фартук, пузатый портфель, доверху заполненный всяческими школьными принадлежностями про запас, а также гигантский букет гладиолусов были приготовлены заранее, с вечера.
Однако ночь спала плохо – волновалась и встала чуть свет. Самостоятельно, без помощи мамы, вплела белые пышные банты в жиденькие косички-баранки. Немаленькая…, пора привыкать. Затем кое-как подхватила неподъёмное чудовище-портфель и букет, который оказался чуть ли не ростом с меня, и на всех парах вылетела из квартиры.
И тут… нос к носу впервые столкнулась с самим Гагариным. Вот это да… Вот так сюрприз! Летом гостила у дедушки с бабушкой, вернулась к началу учебного года, и видеть первого космонавта живьем, да еще так близко, еще ни разу не доводилось. От неожиданности я растерялась и хотела незаметно прошмыгнуть мимо, но он меня остановил:
– Постой, у тебя бант развязался…
– А у вас шнурок…, – брякнула я с расстройства вместо приветствия. Так тщательно собиралась…, но, оказалось, что скользкие шелковые бантики тоже имеют противную привычку развязываться, не хуже шнурков, особенно, когда торопишься или опаздываешь.
Он с удивлением посмотрел на свои ботинки.
– Все в порядке…
– И-извините…, – я готова была провалиться сквозь землю от стыда.
– А-аа… Так это ж давно было… По телеку видела?
– Ага… П-простите… Здрасьте. Эти ч-черто…, эти дурацкие банты… Первый раз в жизни завязывала…
– Давай, помогу. Мои дочки еще маленькие, и косички у них не выросли. Но пора мне эту сложную науку тоже осваивать. Они ведь быстро растут – и дочки, и косички. Двойной морской узел подойдет?
– Спасибо. Сама справлюсь. А вырасту – наголо побреюсь! Или сделаю короткую стрижку, как у вас.
Гагарин расхохотался.
– Нет, лучше не надо. Длинные волосы девушку украшают.
Немного осмелев, я бесцеремонно сунула веселому соседу в руки портфель и букет, и завязала непослушный бант.
– Букет, пожалуйста, оставьте себе. Поздравляю с осуществлением первого космического полета! – неожиданно для меня самой отчеканил мой проснувшийся голос.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом