Ансе Т'Кош "Тайны чёрного чердака"

Сказка основана на реальных событиях – на многолетней околонаучной болтовне перед сном с дочкой.Обычные обитатели чердака «оживают». Рассказы сказочных героев отправляют читателя в удивительный мир истории и научных открытий.Светильник, потёртая логарифмическая линейка, хромой телескоп и другие участники неторопливо беседуют о космосе и ракетостроении, спорят про древних обитателях планеты и законах этикета.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 6

update Дата обновления : 05.07.2023

Тайны чёрного чердака
Ансе Т'Кош

Сказка основана на реальных событиях – на многолетней околонаучной болтовне перед сном с дочкой.Обычные обитатели чердака «оживают». Рассказы сказочных героев отправляют читателя в удивительный мир истории и научных открытий.Светильник, потёртая логарифмическая линейка, хромой телескоп и другие участники неторопливо беседуют о космосе и ракетостроении, спорят про древних обитателях планеты и законах этикета.

Ансе Т'Кош

Тайны чёрного чердака




«Земля, как и миллиарды лет назад, кружит хоровод вокруг Солнца», сказал старый Светильник. Теперь, когда солнце спряталось за горизонтом, он один освещал чердак старой дачи и ничто не мешало ему продолжить прерванный под утро рассказ.

– Вы можете даже не верить, но я помню те далёкие времена, когда всё было иначе.

– Ты помнишь, что было миллиарды лет назад? – ехидно проворчал Планшет.

– Не помню, но знаю! Не перебивай – это не воспитанно, а история про другое!

Все обитатели чердака с восторгом негромко зашумели в ожидании новой истории. Старый светильник знал и помнил так много, что его знаний хватило бы на целую библиотеку. Хорошо, пусть не библиотеку, но толстенный сборник невероятных фактов уж точно!

– Да, были времена. Свечу я, не жалея сил на огромный лист бумаги, как же он называется-то? А, вспомнил – ватман, а на нём разные чертежи, схемы. Я его долго освещал – несколько месяцев: интересно было, что же получится?

Светильник замолчал – его лампочка нервно замигала.

– Да не волнуйся ты так, – огромный пылесос поддержал товарища.

– Не волнуюсь я, просто воспоминания нахлынули, – рассказчик не пытался оправдаться – просто вспоминаю, чтобы ничего не пропустить.

– Мы все с интересом выслушаем твою историю, но должен заметить, что в хороводе не кружат по одиночке, – строгие алгоритмы Планшета не позволяли ему любые неточности и, как самый продвинутый и точный прибор, он не мог допустить малейших несовпадений.

– Ты прав. И нетерпелив. Очень важно уметь внимательно слушать!

– Продолжай и не обращай внимания, эта молодёжь такая нетерпеливая! – в разговор вмешалась Логарифмическая Линейка – она была свидетелем тех событий и с нетерпением ждала рассказа. И всегда просила обращаться к ней «ЛЛ».

– Да, итак, на чём я остановился? – Светильник вернулся к началу.

– Ты сказал, что было интересно узнать, что это за чертежи были и что из этого получится, – ЛЛ тоже очень любила точность и очень долго помогала людям добиваться этой точности в те времена, когда не только компьютеры, но и простые калькуляторы были всего-навсего гениальными идеями учёных.

– Точно. Спасибо, ЛЛ. Чертежи проектов меняли друг друга, каждый был совершеннее предыдущего и скоро я уловил идею – я освещал проект строительства автоматической межпланетной космической станции!

– Невероятно! – послышалось в самом дальнем углу чердака.

– И это было ещё до первого полёта человека в космос! – Светильник посчитал важным придать важности этому факту, – станция стартовала в феврале 1961 года!

– Просто невероятно! – из-за темноты было не разобрать кто там в дальнем углу был так поражён этим фактом.

– Да, что-то подобное, возможно, мелькало в моей оперативке. Не могу сказать уверенно, – выключенному Планшету было трудно вспомнить что-нибудь точно без электричества.

– Сомневаешься? Я это точно помню, несмотря на мою деревянную натуру, – ЛЛ не забывала события своей молодости.

– Ок, и куда полетела эта межпланетная станция? – Планшет произнёс эти слова уже с интересом.

– Станция называлась «Венера-1»! – ответил Светильник, выдержав небольшую паузу, как и соответствовало торжественному моменту.

– Какое красивое имя – «Венера-1» – мы уже привыкли к голосам из темноты и утром точно выясним: кто же так неравнодушно слушал рассказ Светильника?

– Красивое, не поспоришь, – согласился Планшет, – на этом основании я делаю вывод, что полёт был на Венеру. Это довольно далёкая цель!

– Ещё бы. Почти два миллиона километров! – Светильник поделился ещё одной информацией с друзьями.

– Интересно. А почему бы не запустить межпланетную станцию поближе? Например, на Луну? – не унимался любознательный Планшет.

– К этому моменту на Луну уже были отправлены космические аппараты. Ещё раньше в 1959 году, в самом его начале, в январе.

– Тогда почему ты рассказываешь про полёт на Венеру? Не по порядку?

– Наберись терпения, – ЛЛ изрядно надоело, что Планшет постоянно задаёт вопросы.

– Если позволишь, я отвечу на твои вопросы по порядку, так вот, слушай: я рассказываю про полёт «Венеры-1», потому что, как и говорил в самом начале, я видел рождение этого проекта. Это, во-первых. Во-вторых, ты упомянул, совершенно справедливо, что хоровод не водят по одиночке. А Венера и другие планеты нашей Солнечной системы – все в этом хороводе. Луна, конечно, тоже.

Светильник знал очень много и был очень воспитанным не только для любого из светильников, но даже многих людей. Если бы он мог читать самостоятельно, то он прочёл бы ещё больше книг и был бы ещё более воспитанным и знающим. Ему повезло – он жил в доме, где читали очень много книг, а он, как легко догадаться, не только светил. В уютном доме вели много умных бесед, а он как трудолюбивый и старательный светильник слушал внимательно и старался запоминать, что делает ему честь. Он помнил, как говорили, что детям надо рассказывать побольше историй и уметь терпеливо отвечать на их вопросы, объясняя всё очень подробно. И если потом у детей будет ещё больше других интересных вопросов после рассказа, то ты хороший взрослый и дети вырастут тоже такими же хорошими взрослыми, не исключено, что даже лучше.

Светильник продолжил:

– Ответ в твоём вопросе – межпланетная станция – в этом суть: Луна – это спутник нашей планеты Земля. А Венера – планета.

– Она, эта Венера, самая близкая к нам планета? – осторожно, чтобы сильно не шуметь просопел Пылесос – он старался не пропустить ни одного слова в рассказе Светильника.

– Теоретически так. – согласился рассказчик.

– Внесу ясность, – заявила ЛЛ со всей своей прямотой.

– Да, обязательно послушайте ЛЛ – это весьма интересно, – Светильник поддержал ЛЛ и был рад немного отдохнуть. Свет лампы стал слегка тусклее, и он, как и другие, ожидал рассказ ЛЛ.

– Меркурий. Именно эта планета ближе всего к Земле, – отрезала ЛЛ.

– Не может быть! – возразил Планшет, – даже с выключенным аккумулятором и без подзарядки я прекрасно помню, что Меркурий ближе всех к Солнцу!

– Да. Правда? – в дальнем углу чердака тоже не пропускали ничего мимо ушей.

– А, вот ещё, вспомнил: между орбитой Меркурия и Земли проходит орбита Венеры, – Планшет продолжал озвучивать факты из Википедии и добавил, надеясь на поддержку: – Пылесос абсолютно прав!

– Я прав? – неуверенно гуднул Пылесос.

Маленькая историческая справка будет как нельзя кстати: ЛЛ в своё время посчастливилось участвовать в перепроверке расчётов орбит планет Солнечной системы. Вот почему её мнение в этом вопросе являлось авторитетным и не вызывало никаких сомнений. «Всё дело в измерениях и точности!» – этому девизу ЛЛ со всей своей прямотой была верна всегда.

– Весь фокус в «голых цифрах». Ответственно заявляю: ближайшая к Земле – планета Меркурий.

Из разных мест послышался робкий ропот. ЛЛ немного помолчала, не исключено, что в её голове ещё раз промчался весь этот дикий табун неимоверно сложных вычислений, и так же уверенно продолжила:

– Если вам этого мало – добавлю!

На чердаке повисла такая тишина!

– Знайте же! – голос ЛЛ звенел в этой потрясающей тишине, – парадоксально, но именно Меркурий – это ближайшая планета к каждой планете нашей Солнечной системы!

– Но, как!?! – удивлению планшета не было границ.

– Постараюсь объяснить, смягчилась ЛЛ.

«Да, мы ждём», – приблизительно к этому склонились все присутствующие.

– Вы, несомненно, слышали про парад планет, – начала объяснение ЛЛ и, не дождавшись ответа, продолжила:

– Есть ещё Большой парад планет.

– Парад планет! Большой парад планет! – снова эхом отозвалось из темноты.

– Большой парад планет случается, когда все планеты, в своём хороводе, – ЛЛ бросила взгляд в сторону Планшета, – выстраиваются на одной линии. Такое происходит каждые сто семьдесят лет!

– Ого, – Пылесос остался доволен услышанным – ему нравилось, и он относился с большим уважением ко всему большому. Как и его уважение.

– И как же человек это смог запомнить? Люди столько не живут! – это был не Планшет – он внимательно слушал ЛЛ, кто-то другой, а потому, что звучало сразу два голоса можно лишь предположить, что это были коньки или футбольные бутсы.

ЛЛ замолчала и не собиралась продолжать.

– Один человек не может, – Светильник поднял голову в сторону прозвучавших голосов. Коньки и бутсы в свете прижались друг к другу и делали вид, что это были не они.

– Один человек не может, это точно, – продолжил Светильник, но человечество наблюдает за звёздами уже несколько тысячелетий. И эти знания передаются из поколения в поколения, по всем континентам и странам.

– Спасибо, – поблагодарила ЛЛ, – есть ещё компьютерная симуляция, основанная на расчётах и наблюдениях, которая подтверждает эти данные. Так вот мы пришли к периодичности, то есть факту, что планеты Солнечной системы кружатся в хороводе по строго определённым законам и повторяют свой путь.

– Я об этом не догадывался, – честно признался Пылесос.

– И вот, если измерять расстояния между планетами в течении ста семидесяти лет, а измерения – это душа любого прибора, получится, что Меркурий не только ближе всех находится к Земле, но и к другим планетам. Вот, кажется всё правильно. Это подтверждает и карта «встреч планет». Теперь всё., – ЛЛ была довольна, что у неё получилось так всё «ровно» объяснить.

– Могу только добавить, что, рекордно сближаясь с Землёй, Венера большую часть времени кружится в хороводе по ту сторону Солнца.

– Своим вопросом многоуважаемый Пылесос увёл наш разговор в сторону, вот, что я обязательно должен добавить про межпланетную автоматическую станцию «Венера-1» – Светильник решил продолжить прерванный рассказ, но тут снова Планшет вмешался в разговор. Все, кто был готов слушать историю дальше, сначала поморщились от неудовольствия, но очень быстро заметили, что Планшет заговорил совсем по-другому:

– Прошу простить, что снова прерываю Ваш интересный рассказ, Мудрый Светильник, но перед этим не могли бы Вы поведать, что же произошло со станцией, которая полетела на Луну?

Перед тем, как ответить, Светильник обвёл присутствующих взглядом. В его добром тёплом свете легко было заметить, что большинство разделяло интерес Планшета.

– Хорошо, – согласился Светильник, – пусть это и другая история, но тоже интересная. Легко догадаться, что станцию назвали «Луна-1».

– Я почти догадался, – подтвердил Пылесос.

– И мы тоже, – почти хором раздалось из зоны пребывания спортинвентаря.

– Но у станции было и второе имя, – рассказ Светильника наполнялся новыми фактами.

– «Луна-2» – осторожно попытался «догадаться» Пылесос. На что ЛЛ незаметно, чтобы не обидеть товарища, хмыкнула.

– «Мечта», – торжественно произнёс Светильник.

– «Мечта», как красиво! – отозвались из дальнего тёмного угла, куда Светильник не мог повернуть головы.

А кто-то тяжело вздохнул в противоположном углу.

– А почему «Мечта»? – казалось Планшет решил разузнать абсолютно всё.

– Очень правильный вопрос. Я рад, что ты, Планшет, его задал. Только правильные вопросы помогают пытливому уму приблизиться к знаниям! – Светильник слегка кивнул Планшету, и отблеск света скользнул по экрану, – Доподлинно не известно, но осмелюсь предположить, что это была большая Мечта!

– И дерзкая, – добавила ЛЛ, – можете поверить или проверить, но цифры вещь самая точная в этом доказательстве.

– Да, дерзкая, ЛЛ совершенно права. Должен сообщить, что к тому времени на орбите побывало уже множество искусственных спутников Земли. Так что нашему естественному спутнику Луне стало не так одиноко.

– Сколько? – не удержался Планшет.

– Точно не скажу, но ты сам сможешь это узнать в любое время, когда захочешь. Главное правило исследователя – желать и уметь добывать знания.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом