9785006030244
ISBN :Возрастное ограничение : 18
Дата обновления : 20.07.2023
Майя, инки и ацтеки. Пять новелл (преданий) о любви и… Верности. Хотите – верьте, хотите – нет
Яков Николаевич Нерсесов
Книга открывает малоизвестные страницы доколумбовой истории Нового Света до завоевания его европейцами в XVI веке. Она содержит 5 новелл (преданий) о любви и верности среди американских аборигенов, адресованных всем, кто интересуется историей.Впервые в нашей научно-популярной литературе появилась книга, открывающая читателю эту романтическую «страницу» доколумбовой истории Нового Света, до сих пор являющуюся «терра инкогнита» (неведомой землей).
Майя, инки и ацтеки. Пять новелл (преданий) о любви и… Верности
Хотите – верьте, хотите – нет
Яков Николаевич Нерсесов
Автор благодарен всем сотрудникам Ridero, кто принимал участие в создании этой книги: в первую очередь, Ксении Ложкиной, Наталье Пермяковой, Оксане Чистяковой, дизайнеру Александру Грохотову, замечательному русскому художнику, моему старинному приятелю, за уникальное решение передачи настроения любви в иллюстрациях и в рисунке на обложке Вячеславу Владимировичу Люлько, брату Андрею Смирнову (США) за неизменную поддержку и моей сестре, к. и. н., Елене Дмитриевне Смирновой (Республика Беларусь) за многолетнюю и неустанную заботу о моей маме.
Иллюстрации и рисунок на обложке Вячеслав Люлько
Дизайнер обложки Александр Грохотов
© Яков Николаевич Нерсесов, 2023
© Вячеслав Люлько, иллюстрации и рисунок на обложке, 2023
© Александр Грохотов, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0060-3024-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
К читателю
Кто из нас в детстве не увлекался историческими приключенческими романами Фенимора Купера и Майна Рида, героями которых были американские индейцы. Мы погружались в удивительный мир, где обитали необыкновенные люди. Сейчас у Вас в руках маленькая книжица из пяти новелл о любви и верности в истории народов доколумбовой Америки.
Сегодня, когда в книжных магазинах и интернете предлагается много разнообразнейших книг, крайне редко можно встретить занимательную книгу, особенно для детей, об истории все еще таинственной древней индейской Америки – родины таких замечательных народов Нового Света, как инки, майя и ацтеки.
Нас по-прежнему привлекает романтика одного из главных таинств в истории человечества – Любви! С замиранием сердца мы готовы следить за перипетиями этого чувства среди народов доколумбовой Америки! Прочитав эту компактную книжку, вы узнаете, Как это было Там – за Атлантическим океаном – задолго до того как этот гигантский материк стал известен европейцам.
Особая признательность моим близким, чья поддержка на протяжении многих лет способствовала появлению этой книги, моей маме Иде Тарасовне, жене Галине Владимировне и сыну Мишане.
к. и. н. Я. Н. Нерсесов
Маме Иде Тарасовне, супруге Галине Владимировне и сыночку Мишаньчику, посвящаю…
Люди перестают мыслить, когда перестают читать!
(Дени Дидро)
Человек растет с детства…
(персидская поговорка)
…боль, перенесенная в детстве, как правило, не проходит бесследно.
(житейская мудрость)
Вместо пролога
Любовь – Вечна, как и Мир! Не так ли?
Она бывает разная: Счастливая, Роковая и… Всякая!
Или это – всего лишь Слова?
Давайте вместе узнаем, как это было среди народов доколумбовой Америки – например, у майя, инков и ацтеков…
А потом, Вы решите: Что и Как…
«Пок-та-пок»: его герои и… героини!
Уже много часов длилась самая популярная игра майя, народа, обитавшего в Южной Мексике и соседних районах Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Белиза в I—XVII веках. Чем-то эта игра напоминала современный баскетбол. Различие, однако, в том, что кольцо – каменное, расположенное не горизонтально к площадке, а перпендикулярно, – прикреплялось к стене. Игрок – в каждой команде их было несколько – должен был попасть прыгучим каучуковым мячом в узкое кольцо. Сделать это было очень сложно, так как бить по мячу можно только плечом, локтем, коленом либо специальной каменной битой. Бросать мяч рукой или ударять ступней – запрещено! За этим строго следили судьи и зрители с трибун стадиона. Прекрасно тренированные, ловкие, беспредельно храбрые и напористые игроки не боялись страшного удара тяжелого снаряда из каучука, способного убить взрослого, крепкого мужчину. Специальные щитки, налокотники, маски и нагрудники из кожи плохо спасали от травм. Помимо обычных синяков, шишек, кровавых ссадин, ушибов и кровоподтеков, игроки нередко получали тяжелые увечья, порой смертельные, от ударов литого каучукового ядра в незащищенные части тела.
Зрители устали подбадривать своих игроков. Все вроде разуверились в победе одной из команд. Но ничья запрещена в священной игре в мяч у древних майя. Игра должна идти до решающего броска. Победителей ждала вечная слава и пожизненный почет: они становились национальными героями. Побежденным же уготована почетная смерть: их приносили в жертву богам. Таковы суровые правила «религиозного спорта». Триумф или смерть! Чем-то это походило на битвы гладиаторов в грандиозном Колизее Древнего Рима.
Сегодня соревновались команды прославленных городов майя – Копана и Тикаля. Игра проходила на крупнейшем стадионе Древней Мексики в Копане при большом стечении взволнованных зрителей. Тяжелый мяч, как живой, метался по площадке. Высокие прыжки, красивые пасы, великолепные удары – все это вызывало неподдельный восторг и крики одобрения у народа на трибунах. Болельщики страстно поддерживали своих любимцев: гости – команду Тикаля, а хозяева – команду Копана.
С начала игры прошло много времени, а никому из игроков так и не удалось попасть точно в кольцо соперника. (Всего колец было два – по одному на каждую команду.) Это было крайне трудно, поскольку кольцо в виде свернувшегося пернатого змея было лишь чуть-чуть больше диаметра мяча. Несколько раз казалось, что мяч вот-вот проскочит. Но нет – оно было как заколдованное. Мяч касался его и отскакивал. Однажды он почти попал в цель! Трибуны замерли… и ахнули! Мяч затрепетал, замер на секунду-другую, но не проскочил кольцо Копана и упал назад. Можно только представить, что пережила команда Копана и что ощутили игроки Тикаля, ибо одни были на грани триумфа, другие – на пороге смерти.
Игра затягивалась, зрители нервничали, игроки устали и ошибались все чаще. Воспользовавшись промахом тикальцев, лучший игрок Копана знаменитый Каменный Локоть, капитан команды, ловко перехватив мяч, несильно посланный кем-то из соперников, мгновенно подбросил его и нанес удар мощной битой. Каучуковый мяч молнией влетел в узкое кольцо тикальцев, на миг застыл и в жуткой тишине замершего стадиона проскочил через него.
Что тут началось – описать невозможно. Победа! Долгожданная победа хозяев!
Расходясь, зрители оживленно делились впечатлениями о перипетиях тяжелой, но захватывающей игры достойных соперников. Гости, тикальцы, были близки к победе, но переменчивая фортуна отвернулась от них. Повезло хозяевам, копанцам. Один меткий бросок их капитана решил исход замечательного поединка великолепных команд. Судьи награждали победителей. Жрецы готовились к жертвоприношению побежденных. Близился кровавый финал очередного праздника майя – священной игры в мяч под названием «пок-та-пок».
Таков суровый жребий побежденных. Такова воля богов. Слава или смерть!
* * *
И последнее!
Если, конечно, верить легенде?
Тогда на трибуне стадиона сидела первая красавица города Копан – фигуристая жена главного героя матча, кормящая их первенца обнаженной левой грудью. На ней, разбухшей от материнского молока, красовалась свежая татуировка оскалившегося ягуара – самого грозного хищника Центральной Америки, главного покровителя всех мужчин-воинов майя!! Видя его у красавицы, все понимали, что она родила мальчика – Будущего Воина и, как его доблестный отец, …игрока в «пок-та-пок»!!
Она всю игру поддерживала своего мужа, вдохновляла его на подвиг – на решающий бросок. И он их не подвел!!!
Впрочем, это – всего лишь легенда, претендующая на Быль либо, все же, Небыль…
Хотя, по сути, вся наша жизнь – то ли Быль, то ли Небыль…
Всяк, бывает в нашей Жизни и в этом Лучшем из Миров…
Не так ли…
Любовь бывает разная: всякая, у каждого своя…
Тяжело дыша, словно загнанные лани, они наконец остановились. Позади долгий подъем по крутой, усыпанной щебнем лестнице на плоскую вершину огромной пирамиды, увенчанную изящным белоснежным храмом с узорчатым гребнем на крыше. Внизу, у ее подножья, остались горячо любимые родственники, слившиеся с толпами нарядных горожан, благоговейно взиравших на них – священных избранников могущественных богов. Им осталось жить совсем немного. Ровно столько, сколько займет крутой спуск по извилистой лестнице, ведущей из небольшого храма вглубь пирамиды в склеп, где сегодня – 9.13.0.0.0.8. Ахав 8 Во по майяскому календарю – хоронят Вошок Ахава, великого правителя их могущественного города.
Пять самых красивых юношей и одна прелестная целомудренная девушка – все шестеро из знатных древних родов майя – замерли в неподвижности, словно прощаясь с жизнью. Стоя на пороге смерти, молодые люди с высоты огромной пирамиды в последний раз окинули взором родной город, величественно раскинувшийся на гористом плато среди бескрайнего вечнозеленого лесного океана сельвы.
Здесь, в поднебесье, царила божественная тишина. А там, далеко внизу, бурлила жизнь. Люди продолжали жить, трудиться, веселиться, грустить, любить друг друга, ссориться и мириться. Для них жизнь уже закончилась, потому что им выпала великая честь сопровождать усопшего правителя в последний путь в мир мрака и теней. Нет сомнений на прекрасных юных лицах. Они достойно встретят смерть, переступив порог жизни. Это их священный долг – такова воля богов.
Майяские пирамиды отличались от древнеегипетских не только значительно меньшими размерами и наличием на плоской вершине небольшого храма, но и отсутствием внутри пирамид склепов с гробницами местных владык. Однако в 1945 году при раскопках древнего города майя Паленке было сделано сенсационное открытие, равное по значимости знаменитой находке захоронения фараона Тутанхамона в Египте. Глубоко внутри 23-метровой увенчанной храмом пирамиды была обнаружена потаенная погребальная камера верховного вождя древних майя, сооруженная из камней, общий вес которых достигал 20 тонн. В эту тайную усыпальницу можно было спуститься только из верхнего храма по извилистому многоступенчатому коридору. Перед входом, закрытым гигантским треугольным камнем весом более тонны, лежали скелеты пяти юношей и одной девушки, погибших насильственной смертью. Их деформированные (уплощенные спереди) черепа и особым образом подпиленные зубы говорили об аристократическом происхождении жертв. Только благородные майя имели право на эти приметы, порожденные религией и особым пониманием красоты.
Громадный склеп производил сказочное впечатление. Казалось, это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались в лучах света, подобно снежным кристаллам. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные сталактиты. А сталагмиты на полу выглядели, словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Вдоль стен склепа, за диковинной завесой из сталагмитов и сталактитов, стояли девять величественных алебастровых скульптур майяских богов, девять владык мира мрака и теней. Волшебство общего зрелища подчеркивалось необычностью пышных костюмов: головной убор из длинных перьев птицы кецаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, юбочка и набедренная повязка с поясом, украшенная тремя человеческими головами. Шея, грудь, кисти рук и ноги буквально унизаны драгоценностями. В руках они держали скипетры с рукоятью в виде головы змеи и круглые щиты с ликом бога Солнца.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом