ISBN :
Возрастное ограничение : 999
Дата обновления : 27.12.2023
С друзьями – по Санкт-Петербургу. Невский проспект
Пивоваров Виктор
Это вторая книга из цикла «С друзьями по Санкт-Петербургу». В нее входят четыре прогулки по Невскому проспекту. Проходя по маршрутам, вы сможете не только оценить прекрасную архитектуру зданий, но и узнать много нового об истории строительства, архитекторах, об известных людях, которые в них обитали.Интерес к истории города постепенно перерос в потребность поделиться накопленными знаниями с друзьями-единомышленниками. Так родилась идея совместных прогулок по разным уголкам города, которые я и постарался описать, снабдив для удобства читателя схемами и фотографиями. Каждая книга цикла, как элемент пазла на карте города, охватывает какую-то часть исторической застройки.
Пивоваров Виктор
С друзьями – по Санкт-Петербургу. Невский проспект
Предисловие
Невский проспект – почти ровесник Санкт-Петербурга. Дорога, соеинившая в 1710 году Амиралтейскую верфь-крепость с монастырем благоверного князя Алексанра Невского, постепенно превращеается в главную улицу нашего города. Название заимствует от монастыря, застраивается домами, год от года хорошеет и к началу ХХ века Невский проспект – это парадный фасад блестящей европейской столицы со всем многообразием столичной жизни: деловой, культурной, торговой, развлекательной.
Невский сегодня – это архитектурные стили: от барокко до модерна и неоклассицизма. Здесь жили выдающиеся люди, происходили многочисленные события, отраженные в гравюрах и фотографиях, воспетые поэтами и писателями.
О Невском имеется немалое количество краеведческой литературы, и мне не избежать повторений, но я постараюсь сделать акцент на малоизвестные и редко упоминаемые факты.
В этой книжке мы прогуляемся с друзьями от Адмиралтейства до площади Восстания (три километра и ровно сто домов), разделив этот путь на четыре части, используя в качестве границ Мойку, Михайловскую улицу и Фонтанку.
На Староневском тоже есть, что посмотреть, и мы обязательно там побываем, когда доберемся до района Рождественских (ныне Советских) улиц. Но это – в другой книге.
Прогулка первая
От Амиралтейства до Мойки.
«Адмиралтейская игла» видна с любой точки Невского, поэтому уместно первую прогулку начать с короткого рассказа об Адмиралтействе.
Мы стоим в Александровском саду у фонтана и видим наилучшим образом и башню с часами, и шпиль, и знаменитый кораблик – один из символов нашего города.
Прежде всего необходимо пояснить, что в 1703 году, одновременно с сооружением Петропавловской крепости, Пётр I велит заложить верфи на Ладожском озере в устьях рек Сясь и Свирь, подальше от шведов. За год было построено несколько почти полностью готовых судов, которые под водительством Петра в октябре 1704 года направились было в Неву, но налетевший ураган смешал все планы.
Стало понятно, что для строительства флота надо подобрать более спокойную акваторию – так было выбрано место на левом берегу Невы на расстоянии пушечного выстрела с Петропавловской крепости (чтобы можно было накрыть огнём в случае захвата неприятелем).
Первые мазанковые корпуса верфи защищаются крепостными бастионами, а примыкавший лес вырубается на глубину более трёхсот метров, чтобы издалека заметить врага.
Ещё при жизни Петра Великого корпуса Адмиралтейства, соединившего в себе кораблестроительные функции и управление флотом, начинают перестраиваться в камне под руководством архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Работы велись неспешно и были завершены только в 1738 году. В этом же году решением Комиссии по делам строений Адмиралтейству была отведена градообразующая роль – появился знаменитый «адмиралтейский трезубец»: Невская, Вознесенская и Средняя перспективы.
Найденное Коробовым композиционное решение в виде башни со шпилем высотой 72 метра сохранилось и при последующем перестроении в начале XIX века, когда старейшая корабельная верфь оказалась по соседству с императорской резиденцией в окружении особняков знати. Производственные корпуса, доходившие до обреза воды, «отнимали вид на устье Невы» из окон жилых покоев Александра I, да и крепостные сооружения были не нужны. А главное – старое здание никак не соответствовало представлению об «ампирном» облике столицы Российской Империи.
Адмиралтейство
И тогда по проекту замечательного российского архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова было сооружено здание Адмиралтейства, которое мы знаем с детства.
Скульптурное убранство здания выполнили выдающиеся мастера Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Иван Теребенёв (отец Александра Теребенёва, автора знаменитых атлантов).
В 1823 году все работы были полностью окончены и в здании, помимо подразделений верфи, расположилось Морское министерство со служебной квартирой министра, интерьеры которой сохранились по сей день.
Мы ещё вернёмся к Адмиралтейству во время прогулки по Дворцовой и Адмиралтейской набережным и тогда вспомним и последнего Морского министра Российской Империи, и советский период, поговорим и о возможном завтрашнем дне архитектурного ансамбля.
Пройдём по дорожке Александровского сада в сторону Дворцовой площади и остановимся в створе Невского проспекта. Угловое здание справа, дом 1, целиком облицованное светло-серым гранитом и желтоватым радомским песчаником, с колоннадой в уровне четвёртого и пятого этажей, а также кариатидами и канделябрами на парапете, построено в 1911 году по проекту архитектора Владимира Петровича Цейдлера.
Дом 1
Первое строение на этом участке появляется при Екатерине II, в 1777 году, когда уроженец Саксонии Георг Гейденрейх на «пустопорожнем» участке сооружает четырёхэтажный каменный дом, в котором открывает гостиницу «Лондон». В 1780 году в ней останавливался эрцгерцог Австрии и император Священной Римской империи Иосиф II, что говорит о высоком статусе гостиницы – абы где императоры не останавливаются! Угловая часть здания уже тогда была скруглена.
Спустя сто десять лет, сменив несколько владельцев, здание было приобретено Петербургским частным коммерческим банком, который в начале XX века осуществил капитальную перестройку. Старый дом «обернули» в железобетонный каркас, что позволило надстроить пятый и мансардный этажи. Во дворе устроили большой операционный зал со стеклянным потолком.
В 1920-1930-х здесь размещалось Ленинградское отделение РОСТА (Российского телеграфного агентства), а потом, все последующие десятилетия советского периода – «Главленинградстрой» – корпорация строительных организаций города, возводившая жилые дома.
Левую сторону Невского открывает здание архива Главного Штаба, перестроенное в 1846 году архитектором Денисом Ивановичем Черником, который намеренно согласовал фасады с сооружением Карла Ивановича Росси (здание Главного Штаба), решив, тем самым, ансамблевую задачу. На монументальных пятиметровых дверях изображены львиные морды, венки и шестиконечные звёзды. Над дверями – Афина-Паллада среди ядер, пушек и знамён держит щит с двуглавым орлом.
А первым строением на этом участке был дом Вольного экономического общества, возведённый по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота, примерно в то же время, что и «Лондон».
Экономическое общество было создано крупными землевладельцами для поощрения земледелия и домостроительства. Слово «вольное» в названии общества, означало самостоятельное, не подчиненное никакому ведомству.
В 1779 году в здании Общества с благословления Екатерины Великой проводил свои «магические сеансы» граф Калиостро, пока не попал в опалу, за которой последовало выдворение из России.
В советское время, с начала 1930-х, здесь размещались редакции журнала «Залп», газеты «Красная Звезда» и «На страже Родины».
Портал главного входа дома 2
Пересечем Адмиралтейский проспект и, проходя мимо главного входа в бывший «Главленинградстрой», обратим внимание на редкую фактуру облицовки портала – зеркальные плиты гнейса с гранатом, а затем перейдем на четную сторону Невского и остановимся напротив дома 3.
Первый трехэтажный дом на этом месте появляется 1779 году, а в 1841-м перестраивается для штабс-капитана гвардии А. Ф. Шишмарева, большого любителя искусств и, особенно, театра. Афанасий Фёдорович хотел нанять одного из самых известных петербургских архитекторов – Александра Павловича Брюллова, но тот порекомендовал своего ученика – Алексея Максимовича Горностаева. Созданный тогда облик фасада сохранился до нашего времени. Необходимо отметить, что во второй половине 1830-х в моду вошла отделка помещений в разных стилях и Горностаев расстарался так, что об интерьерах дома Шишмарёва говорил весь Петербург. Он создал большой зал в стиле рококо, курительную комнату в мавританском, столовую в готическом, библиотеку в римском, гостиную в помпейском стиле. С начала 1870-х дом принадлежал купцу 1-й гильдии Павлу Ивановичу Лелянову, который на рубеже XIX и XX веков избирался городским головой и в этом качестве руководил организацией юбилейных торжеств к 200-летию Петербурга.
В советское время, в начале 1930-х, здесь находились редакции журналов «Вокруг света», «Пионер», «Крокодил», ленинградские отделения газет «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда».
Дома 5 и 3
Соседний дом 5 с мезонином, завершенным лучковым фронтоном, в 1885 году приводит к существующему виду гражданский инженер Александр Романович Гешвенд. Сразу по окончании строительных работ помещения арендовали солидные организации – Правления Общества Путиловских и других крупных заводов.
В начале ХХ века здесь надолго обосновался цветочный магазин Теодора Герстнера. Имея представительства во многих странах Европы, Герстнер продавал цветы из Бельгии, Голландии, Франции и Англии. Магазин «Цветы» просуществовал и весь советский период.
Два участка (7 и 9) занимает огромное здание, облицованное серым сердобольским гранитом, памятное ленинградцам как кассы «Аэрофлота». Бывший банкирский дом Михаила Ипполитовича Вавельберга построен в 1911-1912 годах по проекту архитектора Мариана Мариановича Перетятковича.
Авторству М.М. Перетятковича принадлежит и здание Русского торгово-промышленного банка (Большая Морская, 15), построенного практически в одно время с домом Вавельберга. Этот своеобразный «банковский комплекс» не только вывел Перетятковича в число видных зодчих начала XX века, но и послужил поводом для присвоения ему звания академика архитектуры.
Дом Вавельберга
Интересно, что заказчик пожелал увековечить в камне не себя, а своего отца, известного врача, поэтому на фасаде видны инициалы HW. Заметен также повторяющийся рефреном геральдический знак с тремя шарами – стилизация герба банкирского дома Медичи, к Вавельбергу отношения вроде бы не имеющего. Здание украшено многочисленными орнаментами, резными деталями и барельефами, исполненными мрачной символики. Внешне дом Вавельберга напоминает венецианский Дворец дожей, но сам Перетяткович в интервью, данном по окончании строительства, говорил, что имел ввиду готический стиль северной Италии, а не конкретный памятник архитектуры.
Нижние этажи здания занимали банк и представительства крупнейших промышленных предприятий, таких как Верхне-Исетские горные и механические заводы, Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», Российская бумагопрядильная мануфактура. Верхние этажи предназначались для жилых покоев семьи Вавельберга.
Существует легенда, что во время приемки дома Михаил Ипполитович, не найдя к чему придраться, обратил внимание на табличку, укреплённую на двери, – «Толкать от себя». «Это не мой принцип, замените на «Тянуть к себе», – заключил Вавельберг.
В советское время, кроме уже упомянутого «Аэрофлота», в здании работали организации разного предназначения – от магазина «Березка», торговавшего импортными товарами на чеки Внешпосылторга, до издательства «Аврора», занимавшегося популяризацией русской культуры за пределами СССР.
В начале 1950-х на четвёртом этаже находилось одно из подразделений ЛЕННИИГипрогаза, куда мы с мамой, пока я не родился, ходили на работу. На первом этаже в это время была сберкасса.
Дом 11 выходит фасадами на три улицы: Невский проспект, Малую Морскую и Кирпичный переулок. Представительное и элегантное здание в стиле поздней эклектики возводит в 1900 году архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Обращают на себя внимание каннелированные пилястры, облицованные мрамором простенки, высокие витрины.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом