Юрий Васильевич Петренко "Древний Воронеж"

В этой книге воронежского краеведа Юрия Петренко, автора исторических повествований «Турова Скифия», «Русские древности», «Страна Хохляндия» и др., продолжается исследование русских, на сей раз воронежских древностей.В ней читатель найдет материалы об археологических раскопках прошлых столетий, а также современных археологических изысканиях, о людях непростой, но вместе с тем романтической судьбы – археологах. Ведь благодаря археологии исследован образ жизни племен и народов, живших в нашем крае. Кроме того, он почерпнет весьма любопытные сведения о граде Воронеже из русских летописей, рукописей иноземных авторов.Попутно в книге раскрывается смысл и происхождение самого слова «Воронеж», рассказывается о величественной природе края, различных промыслах и ремеслах наших предков.Книга написана простым и доходчивым языком и рассчитана на массового читателя.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 12

update Дата обновления : 23.02.2024

Древний Воронеж
Юрий Васильевич Петренко

В этой книге воронежского краеведа Юрия Петренко, автора исторических повествований «Турова Скифия», «Русские древности», «Страна Хохляндия» и др., продолжается исследование русских, на сей раз воронежских древностей.В ней читатель найдет материалы об археологических раскопках прошлых столетий, а также современных археологических изысканиях, о людях непростой, но вместе с тем романтической судьбы – археологах. Ведь благодаря археологии исследован образ жизни племен и народов, живших в нашем крае. Кроме того, он почерпнет весьма любопытные сведения о граде Воронеже из русских летописей, рукописей иноземных авторов.Попутно в книге раскрывается смысл и происхождение самого слова «Воронеж», рассказывается о величественной природе края, различных промыслах и ремеслах наших предков.Книга написана простым и доходчивым языком и рассчитана на массового читателя.

Юрий Петренко

Древний Воронеж




«История суха, мертва и беспристрастна,

Все цифры, факты, грады и цари,

Уж так наскучили читателю они…

Когда же жизнь вдохнешь в нее,

Нас очарует и пленит

Своей красой и простотою

Ее старинное былье…»

Г.В.

«История – бытописание, дееписание, бытословие, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов».

В.И. Даль

Историю русского народа испокон веков вначале на дощечках, на дереве, «растекаясь мыслию по древу», а затем на коже и бумаге, кратко и сухо писали летописцы, надеясь в душе, что кто-нибудь, когда-нибудь, оживит смутные образы их героев, расскажет о девственной и чудной природе, о людях, живущих на этой земле.

«Искони – испокон, исперва, с начала века, извека, исстари, издавна, с давних лет, со стародавних времен. Исконный – изначальный, вековечный (прошлый), стародавний, исстари заведенный, испоконный. Исконник – исконный житель, родович, коренной обыватель, от предков».

В.И. Даль

Человек и природа – они вечны и неразрывны, исконны и истинны. Человек – частица матушки-природы, так же, как и меньшие братья его.

Истина идет от земли, а правда с небес. Она дар Божий.

К читателям

Уважаемые читатели! Предлагаемая вам, пятая по счету, книга «Древний Воронеж» не является сугубо научным трактатом. Она призвана в популярной форме рассказать о древностях нашего поистине замечательного города. В ней соединены как археологические изыскания разных лет, так и летописные сведения о Воронеже.

Кроме рассказа о древних племенах и народах, населяющих наш край, я постарался рассказать о природе нашего региона, обитающих здесь животных и птицах, а также о ремеслах и промыслах, дошедших до наших дней.

Помимо этого, по мере возможности я включил в книгу биографии, мнения и суждения о древнем Воронеже не только авторитетных ученых, историков и археологов, но и других заинтересованных лиц. Насколько мне это удалось, судить вам.

С уважением, автор

ГЛАВА I. «ЧАСТЫЕ КУРГАНЫ»

1. Сенсационная находка

Осень 1911 года. На северной стороне Воронежа, в пяти верстах от города, в одном из многочисленных древних курганов, прозванных в народе «Частыми курганами», археологи раскопали поистине уникальную вещь – скифскую вазу античных времен.

Возраст ее составлял более двух с половиной тысяч лет. Весть об этой находке облетела весь мир. О ней писали в газетах и солидных журналах, в России и за рубежом. Воронежские «Частые курганы» были на слуху у всех цивилизованных людей планеты. Впоследствии в Воронеж, словно в археологическую Мекку, ринулись экспедиции, возглавляемые видными учеными. Спустя два года, в 1913 году, в Лондоне на Всемирном археологическом съезде скифской вазе, найденной под Воронежем, был посвящен целый раздел.

Скифская ваза была торжественно преподнесена царю Николаю II, отдыхавшему осенью 1911 года вместе с семьей в своей резиденции – Ливадийском дворце в Крыму.

Царь обласкал и отблагодарил воронежских археологов, накрыв для них поистине «царский» стол.

Ныне скифская ваза, найденная в Воронеже, хранится в главном музее страны – Государственном Эрмитаже. Споры и дискуссии о ней не утихают и по сей день.

2. Скифская ваза

Скифскую вазу трудно рассмотреть с одной стороны. Перед вами полный ее разворот.

На вазе изображены три пары скифов, сидящих на камне и натягивающих лук. Сюжет этой картины уходит в античные времена. По одной из легенд, могучий Геракл гнал быков в устье Борисфена (Днепра) и встретился там в одной из пещер с Ехидной – полуженщиной-полузмеей. Ехидна обольстила Геракла, и от их страстной любви на свет появились трое мальчиков. Старший был назван Агафирсом (от его имени пошло племя скифов задунайских), средний – Гелоном (Геродот пишет о племени гелонов, которые построили город Гелон – ныне это Бельское городище в 35 км от Полтавы), а младший – Скифом. От него-то и пошли самые многочисленные племена скифов.

Богатырь Геракл, шагавший по земле поистине семимильными шагами (размер стопы Геракла равнялся двум локтям), оставил сыновьям в наследство пояс и лук с условием: кто сумеет опоясаться этим поясом и натянуть на лук тетиву, тот и будет править страной. Как старшие братья ни пытались решить эту задачу, ничего у них не вышло. Этот неподъемный труд оказался по силам лишь младшему брату – Скифу, безбородому юноше, однако не по годам развитому. Он и начал править Скифией, необъятной страной.

Каким образом проникла ваза в Воронеж, остается загадкой. Возможно, ее привезли из Причерноморья греческие купцы, возможно, изготовили местные мастера. Но так или иначе, она была обнаружена в одном из более сорока скифских курганов, расположенных на северной окраине города. Следует отметить, что первоначальный ее облик был довольно жалким: ваза была сплющена и сильно помята. Видимо, грабители, искатели кладов каким-то образом смяли вещь или наступили на нее, либо же вообще ее не заметили.

По-научному наша ваза, находящаяся в Эрмитаже, называется весьма прозаично:

«Сосуд с изображением скифов.

Серебро; чеканка, позолота. 10,5 см.

Скифская культура. IV в. до н. э.

«Частые курганы», курган 3, Средний Дон, близ г. Воронежа. Россия.

Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге, 1914 г.»

В мире подобных ваз всего две: наша, воронежская, и крымская из кургана Куль-Оба.

3. «Частые курганы» – где это?

Что представляла собой местность на северной окраине Воронежа, названная в народе «Частые курганы»? Название весьма меткое – словно припечатанное. На огромной поляне, простиравшейся за воронежским аэропортом (современный аэропорт был построен близ Чертовицка в начале 1972 года), влево от нынешнего памятника Славы в сторону придонских сел Подгорное и Подклетное, почти соприкасаясь друг с другом – отсюда «частые» – были насыпаны древние, оставшиеся со времен Геродота, различные по форме и объему курганы. Здесь в начале ХХ века воронежские жители сажали на огородах различные овощи. Число курганов равнялось сорока одному. Курганы за давностью (их возраст составляет более 2,5 тысяч лет), естественно, уменьшились в размерах, осели, расползлись, но, тем не менее, представляли собой внушительное зрелище. Некоторые из них достигали в окружности до 200 метров. «Скифское кладбище» – одно из древнейших, если не самое древнее захоронение в черте современного Воронежа. Иногда его называли «татарскими курганами» либо «стрелицей». Нетрудно себе представить, насколько многочисленным племенем были люди, проживавшие неподалеку, чтобы воздвигнуть столь массивные и высокие сооружения.

В качестве образца скифского кургана весьма характерен Новоусманский курган.

Нам трудно с полной достоверностью утверждать, что это был за народ, но первый историк великой Эллады, «отец истории» Геродот относит его к будинам.

4. Будины – кто они?

«Будины, – пишет Геродот, – племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие; в их области построен деревянный город; название этого города – Гелон. Длина стены с каждой стороны – 30 стадиев (стадий равен 178 м); она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами».

Судя по чисто внешним признакам и образу жизни, скифское племя будинов, несомненно, являлось предками славян, таких же светловолосых и славных. Уже в то время они более всего склонялись к греческому вероисповеданию. В.Н. Татищев в одиннадцатой главе первого тома «Истории Российской» так трактует название скифов: «Название это у египтян, финикийцев, греков и пр. весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо, но значение названия сего никем точно не показано, думаю, из-за того, что оное якобы всем оным известное, ибо, думаю, оно из халдейского или еврейского от «скинии», то есть шалаша, в которых они переходно обитали, или из греческого «скинос» – кожа, каковые они одежды имели…»

В.Н. Татищев[1 - Василий Никитич Татищев (1686-1750) – известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.] тонко подметил, что скифы, в прошлом русы, обитали 40 и более тысяч лет назад на благодатных и плодородных землях Палестины и Сирии, Вавилона (Ирака) и Турции, имели светлые, рыжие, русые волосы (за что и получи свое название), голубые глаза и белую кожу. Называли они себя «яриями» – «ярыми» – «ариями», то есть детьми Солнца – Ярила. Ученые назвали их индоевропейцами.

Ввиду неблагоприятных климатических условий, а также войн с кочевниками русы вынуждены были переселиться на север, в Европу и Азию, где и получили название скифов. Вначале они действительно жили в шалашах и носили овечьи шкуры ввиду сильных морозов. Будины – одно из многочисленных скифских племен, которое проживало между Доном и Днепром, занималось земледелием, охотой, рыбной ловлей, бортничеством и т.п. От будинов до наших дней дошли слова «будний» (день), «будинок» («дом» по-украински), «будова» (постройка), «будочник» (сторож), «будильник» и т.д. Впоследствии будины освоили массу ремесел, в том числе кузнечное и плотницкое дело. Наиболее характерными для скифского времени предметами стали изготовленные из золота и других металлов изделия так называемого «звериного стиля».

5. «Звериный стиль» – что это?

Звериный стиль – это уникальный, поистине высокопрофессиональный способ литья либо ювелирной чеканки. «Звериным стилем» он назван потому, что копировал повадки диких зверей. Выполненные из золота, серебра, бронзы, такие изделия представляли лицо Скифии, простиравшейся от Дуная до Сибири. Поражает динамика движений, точно схваченная мастером так называемая природа зверя, чаще всего – красавца оленя с поджатыми ногами в позе «летящего галопа», с откинутой головой и ветвистыми рогами.

Золотые изделия «звериного стиля», как правило, клались в высокие курганы скифских царей и знати. Элементы «звериного стиля», его уникальная пластика и отточенность форм позже передались другим племенам и народам. Они наблюдаются у кельтов, викингов, франков. Франки эпохи Меровингов (477-750 гг. н. э.) украшали свое одеяние и жилища предметами роскоши, во многом схожими со «звериным стилем». Но более всего унаследовали от скифских мастеров «звериного стиля» ювелирное мастерство славяне, в частности, русские.

«Звериный стиль», сама его суть, основа в дальнейшем передались древнерусским мастерам.

«Звериный стиль» является редчайшим стилем и по праву занимает одну из вершин мирового искусства. Изделия «звериного стиля» находят повсюду: и в Причерноморье, и на Украине, и в Сибири, и в Туве. Не обошел он вниманием и наш древний Воронеж.

6. Первые воронежские археологи. Стефан Егорович Зверев

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом