ISBN :
Возрастное ограничение : 6
Дата обновления : 27.02.2024
Истории для внучки Настеньки
Евгений Николаевич Кубышкин
Истории, собранные в этой небольшой книжечке, вышли из-под пера не профессионального литератора, а если можно так сказать, уже пожившего на этом свете человека, которому в наполненной тя-готами и лишениями военной службы жизни удивительным образом удалось сохранить в душе хрустально чистый сказочный мир, сформировавшийся под влиянием прочитанных ещё в детстве сказок Джанни Родари.Евгений Кубышкин сделал попытку в мас-штабах своей семьи доступно для внучки – своего на сегодняшний день главного слушателя, а совсем скоро и читателя – поведать о взрослом мире и даже порой о неких опасностях, которые подстерегают его маленьких обитателей.
Евгений Кубышкин
Истории для внучки Настеньки
По законам добра и справедливости
Говорят, что стремительное интеллектуальное и творческое развитие человечества стало возможным лишь потому, что однажды в нём появились дедушки и бабушки. До этого тяжёлая борьба за существование – опасная охота на мамонтов, болезни в холодных пещерах, где обитали люди, а также прочие тягости каменного века, к сожалению, рано обрывали человеческую жизнь.
Однако наступившая позднее более сытая и спокойная жизнь создала условия для выживания старшего поколения людей. Тех самых бабушек и дедушек, которые по возрасту и здоровью освобождённые от тяжкого первобытного труда, своё свободное время и энергию обратили на воспитание самого маленького поколения. На своих внуков, которым они, любя, торопились передать не только опыт изготовления капканов и стрел для охотничьих луков, но и приобретённую ими мудрость в соседстве с природой и другими людьми.
Именно так родилась СКАЗКА, и сказка сделала человека ЧЕЛОВЕКОМ. Именно сказка неизмеримо раздвинула горизонты обыденной жизни и населила её персонажами, в которых страх перед грозными и необъяснимыми явлениями природы отныне – и уже навсегда – соседствовал с мечтой, с чудесами, с жаждой познания и жаждой любви.
Именно в этом свойстве любых бабушек и дедушек на свете заключается их никем и ничем незаменимая роль в передаче новым поколениям самых важных сведений о мире. Надо прожить жизнь, чтобы убедиться в том, что обыкновенные, знакомые каждому её реалии – учёба, работа, карьера и т.п. – на самом деле сочетаются с необъяснимыми на первый взгляд чудесами, когда на смену несчастьям обязательно приходит радость, а доброму человеку, в конечном счёте, всегда повезёт куда больше, чем злому.
Возможно, именно мыслью передать увиденное и пережитое были созданы Евгением Кубышкиным его сказочные истории «для внучки Настеньки». Поначалу это был, скорее, долг кровного родства, который вскоре, в творческой своей высоте, преобразил домашние сказки в настоящее, талантливое в своей самодостаточности творчество.
Впрочем, чудесное перевоплощение кадрового офицера в писателя-сказочника не случайно. Офицерская судьба полковника Евгения Кубышкина совсем не берегла его от опасностей. В истории российской военной фотографии есть снимок, запечатлевший Евгения Кубышкина, тогда ещё майором, в одном из жестоких боёв. Он единственный там стоит в полный рост под неприятельским огнём, олицетворяя собой стойкость русского солдата, каким мы видели его во все наполненные запахом пороха и свистом пуль времена.
Но, верно, и в жизни следует совершать только такие поступки, которые впоследствии могут дать сказочнику право наделять своих героев смелостью, благородством и чистотой помыслов. Поэтому сказочный мир Евгения Кубышкина соткан только из тёплого света и живёт исключительно по законам добра и справедливости.
Однажды рождённые им «для внучки Настеньки» эти необыкновенные истории вырастут вместе с Настей. И вместе с ней, и с другими детьми (и взрослыми), которым посчастливиться взять в руки эту книжку, отправятся в большой мир, чтобы сделать его сказочнее, то есть лучше и краше.
А. ЭДОКОВ
Член Союза писателей России
Предисловие
Книга сказок Джанни Родари
У каждого человека в жизни есть моменты, которые он запоминает навсегда, и может быть, именно они определяют всю его жизнь.
Когда мы с тобой встречаемся, ты просишь рассказать волшебные истории, некоторые мы сочиняем вместе, прямо на ходу придумывая героев, выстраивая сюжетные линии. И таких историй набралось уже немало. Я стал их не только записывать, но и наговаривать на диктофон, чтобы ты могла послушать, пока сама читаешь не слишком быстро.
Сегодня я расскажу тебе главную историю, ведь именно её мне и следовало рассказать самой первой. Ты помнишь сказку про светофор, неожиданно засветившийся голубым светом и, как потом оказалось, показывавший, что путь в небо открыт и люди могут лететь? А рассказал я, вернее пересказал, как запомнил, ведь у нее есть автор – итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. С этого все и началось.
Дело было еще в прошлом веке в 1969 году. Мы с моей мамой – твоей прабабушкой Марией Тихоновной, жили в небольшой коммунальной квартире, на три семьи в военном городке на окраине города Санкт-Петербург, тогда он еще назывался Ленинград.
Однажды в пустующую комнату вселилась семья молодого офицера – он, его жена и их маленькая, лет пяти, дочка. Мы с ними быстро подружились, и за то, что я иногда присматривал за девочкой, они разрешали мне брать книги из их походной библиотеки.
Так впервые мне в руки попала книга сказок Джанни Родари, и я просто влюбился в его итальянских героев Чиполлино, Джельсомино, Джипа и многих других. Вместе с ними я защищал домик Тыквы от сеньора Помидора и принца Лимона, путешествовал на игрушечном поезде Голубая Стрела, мечтал оказаться в телевизоре или поесть Небесного торта, который был размером с огромный дом.
Особенно мне понравились короткие сказки, которые автор от имени своего героя, рассказывал дочурке каждый вечер по телефону. Вот так и я стал записывать на телефон небольшие истории для тебя.
Но самое главное – книгу тогда я быстро прочитал, вернул хозяевам, но через некоторое время попросил дать почитать снова. И так продолжалось много-много-много раз. А однажды случилось настоящее чудо, которое я запомнил очень хорошо.
Узнав, что в день рождения мне исполняется 10 лет, они рано утром всей семьей пришли поздравить и подарили так понравившуюся книгу Джанни Родари навсегда. Поверь, счастью не было предела!
С тех пор эта книга всегда со мной. Она немного потертая, потому что не стояла вечно на полке никому не нужная. Я читал ее много раз сам, потом твоему папе, теперь иногда тебе. А еще я на всю жизнь сохранил чувство глубокой благодарности нашим соседям, которые были так внимательны и отзывчивы, подарив мне не только книгу, а настоящую сказку и целую волшебную книжную страну.
Сегодня, когда этой книге более 50 лет, я дарю ее тебе. Обращайся с ней аккуратно, береги. Пройдет 50 лет, тогда передай книгу уже своим внукам, чтобы и через 100 лет сказка не заканчивалась. Никогда.
Как мы сочиняли проЦветок и Бабочку
Посвящается Ирине-Русе-Сясе
Дедась – так меня на свой лад называет внучка Настенька. Своего второго дедушку она называет деда-Витя, да и вообще она особенно не церемонится и часто без разбору всех зовет просто по имени – Федя и Оля – это папа и мама, Надя и Витя – это бабушка и дедушка по линии мамы. Ну а мы с Ириной для нее – Сяся и Дедась.
Откуда это? Да из первых слов этой маленькой девочки. Услышав, что как-то я ласково назвал Ирину Руся, она не умея произносить букву «Р», подхватила – Сяся да Сяся. Ну а про меня еще проще – я дедушка, который живет вместе с Сяся, то есть Дедась. Все просто. Также просто, как и мы придумываем различные истории.
– Дедась, расскажи мне про одинокий цветочек, – как-то вечером просит меня Настя. Это меня, конечно, озадачило, но чего я только для нее ни придумывал прямо на ходу во время наших прогулок.
– Про одинокий цветочек? – переспросил я ее. – Я не знаю эту сказку, но давай сейчас будем придумывать вместе.
– Вместе? – Настя сделала удивленное лицо, округлив свои черные глазки, хотя удивляться нужно было мне. – Ну давай.
– А цветочек где рос? – деловито стал уточнять я.
– Где-где? В земле, – принимая условия игры, начинает умничать Настя, и, чуть подумав, добавляет: – В лесу.
– Аааа, вот как, в лесу, – делая тоже умный вид, подыгрываю ей уже я. – А в какое время?
– Когда вырос? – не поняла суть моего вопроса Настя.
– Рос когда, – настаиваю на ее ответе.
– Когда рос? – переспрашивает Настя, и тут же подумав философски отвечает: – Он всегда рос.
Причем непроизвольно делает ударение на слове «всегда». И это наречие (всегда) сейчас для нее означает «постоянно, каждый раз, непрерывно».
– Настя, про какое время нужно рассказывать: про весну, осень, зиму или лето? – спрашиваю уже без наводящих вопросов, понимая, что наш разговор не закончится никогда.
Она так раздумчиво и мечтательно:
– Про весну.
Ну конечно, про весну. Дело было в самом конце апреля, и, хотя вечерами было еще прохладно, шаги весны становились все слышнее.
– Про одинокий цветочек, выросший в лесу весной, – еще раз уточняю я героя, место и время действия. А когда все сошлось, поморщив лоб, начинаю свое повествование.
Настенька садится поближе, я, приобняв ее, чтобы было потеплее и уютнее, глубоко вздохнув, неспешно импровизирую.
В одном лесу жил да был Цветочек. И был он очень одинок, потому что самым первым после зимы весной появился на свет. И было ему от этого грустно-грустно, ведь кругом вокруг еще лежал снег, не было ни травки на земле, ни листвы на деревьях. Ничего не было. И небо было такое хмурое-хмурое.
Но когда Цветок появился на свет он радостно воскликнул:
– Ой, как прекрасно, какой большой мир. В нем есть солнышко, наверное, где-то, я это слышал.
В тот же миг тучи расступились, солнечный луч попал на Цветок, и он распустился прекрасным голубым цветом.
– Как здорово! – воскликнул Цветок.
– Но это было только начало. «В это мгновение к нему подлетела кто?» – спрашиваю я Настю, стараясь вернуть ее в повествование, потому что она стала играться своей куклой.
– Пчела, – весело предложила, включившись снова в повествование, Настя.
– Пчелка, – продолжаю я, – она взяла нектар, взяла пыльцу и полетела в свой улей, чтобы сделать прекрасный первый весенний мед. А потом полюбоваться Цветком прилетела…
Настя как-то неуверенно и вопросительно:
– Эээ, Бабочка?
«Бабочка так Бабочка», – внутренне соглашаюсь я. Хотя откуда? Вроде еще вокруг снег лежит, но значит растаял, ведь уже и пчелка прилетала.
– Ах какой красивый Цветок! – воскликнула Бабочка, – Как бы я хотела, чтобы у меня был домик в таком же красивом цветке!
И Цветок радостно согласился, ведь он был очень одинокий, а кому хочется жить одному, да еще и в лесу.
– Ты мне тоже нравишься, Бабочка! Давай, правда, вместе жить! На ночь ты спрячешься у меня в теплом бутоне, а каждое утро я буду распускаться и выпускать тебя на белый свет.
– Так они вдвоем и стали жить – Бабочка и Цветок, – вроде закончил я эту историю. Ведь всякая история, даже волшебная, должна заканчиваться, да и на улице становилось прохладно, можно уйти в домик и почаевничать в тепле у камина.
Но не тут-то было. Потому что не пойми откуда объявился новый герой, причем шустрый и колючий. Кто?
– Посмотри кто там? – я прошу Настю рассмотреть темный силуэт в сумерках. – Ежик! Большой! Бежим за ним.
Ну конечно же, все побежали, ежик был изловлен, напоен молочком и отпущен по своим делам. По каким делам? Ежиным, но это уже совсем другая история…
А что же наши герои Цветок и Бабочка? Они жили вместе очень долго и очень счастливо. Цветочек каждое утро распускался и на завтрак кормил Бабочку самым ароматным нектаром, который приберегал специально для нее. Потом целый день они принимали гостей – всяких мотыльков, пчелок, букашек, которые толпами сбегались и слетались на ароматную пыльцу и нектар.
– Как здорово, как вкусно, какая гостеприимная и хлебосольная семья, – говорили все вокруг.
– Ой, как повезло нашей Бабочке, – говорили одни, – ей достался такой Цветок, такой Цветок!
– Ой, как повезло нашему Цветку, – неожиданно вступает…. Настя, – ему досталась такая красивая и заботливая Бабочка, такая Бабочка!
Вот, отлично, радуюсь я тому, что Настя подсказала мне развитие истории, и продолжаю.
Так проходили день за днем. Когда летом в сильную жару наступила засуха, Бабочка каждое утро летала к ручейку, окуналась в его холодные струйки и на своих крылышках приносила капельки воды, которые стряхивала к корням Цветка, чтобы он не засох. В полуденный зной она махала своими крылышками как вентилятор, чтобы хоть немного охладить изнывающего от жары друга.
Потом, когда пришли дожди и прохлада, Цветок нежно укрывал Бабочку своими лепестками, чтобы ей было хорошо, тепло и уютно внутри. Но прошло горячее лето, потом промозглая осень, совсем близко к нашим героям подобралась зима. Цветок уговаривал Бабочку вместе с подружками лететь в теплые страны. А она ни за что не хотела оставлять его и, хотя понимала, что их ждет очень длинная и трудная зима, ласково, но твердо отвечала:
– Я никогда не оставлю свой Цветок и всегда буду с тобой. Всегда!
Прерывая повествование, Настя грустно спрашивает:
– А как же настоящие, а не сказочные бабочки, где они зимуют?
Ответ нам быстро находит интернет-знаток Алиса – бабочки либо окукливаются, либо прячутся в коре деревьев, других укромных теплых местах, либо, как перелетные птицы, улетают в дальние края с теплой зимой.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом