9785006410367
ISBN :Возрастное ограничение : 12
Дата обновления : 30.06.2024
Эволюция разума и цивилизаций
Юрий Александрович Калмыков
Книга предлагает читателю новое понимание свойств разума, благодаря которому становятся более понятными причины эволюций и причины возникновения цивилизаций.Концепция, изложенная в книге, предлагает новое «эволюционное зрение».
Эволюция разума и цивилизаций
Юрий Александрович Калмыков
Автор выражает искреннюю благодарность
за бесценную помощь в издании книги
Солдатову Владимиру Евгеньевичу и
Молчанову Виктору Анисимовичу
Самый грандиозный и естественный объект вселенной – это разум каждого из нас.
В оформлении использована фотография братьев Аллинари Лестница башни Палаццо Веккьо и вид Собора, Флоренция. ок.1900 г.
Корректор Ксения Черепанова
Дизайнер обложки Виктор Молчанов
Дизайнер обложки Валерий Коршунов
Автор идеи оформления обложки Виктор Молчанов
В оформлении использована фотография братьев Алинари
© Юрий Александрович Калмыков, 2024
© Виктор Молчанов, дизайн обложки, 2024
© Валерий Коршунов, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0064-1036-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие автора
Эволюция – это не то, что, может быть, было когда-то, а потом закончилось. Эволюция – это то, что происходит сейчас, и мы все являемся её участниками, вне зависимости от того, понимаем мы это или не понимаем. Эта книга написана для того, чтобы понимание у нас было.
?
Часть первая.
Вселенная
Мы имеем возможность рассматривать все процессы, происходящие во вселенной, начиная с момента её возникновения и до настоящего времени, не как необъяснимый хаос, а как эволюционный процесс.
Такую возможность нам даёт понимание того, что эволюция не случайна, что вселенная начинается именно с разума – с разума реального, примитивного, первичного. Все физические параметры имеют второстепенное значение и напрямую на ход эволюции не влияют. Вся эволюция происходит, прежде всего, в области разума.
Реальный разум создаёт все эволюционные процессы во вселенной и эволюционирует вместе со вселенной. Во вселенной всё начинается с разума, поэтому уместно начать с первого и самого очевидного свойства разума – разум обладает самостоятельностью. А если бы разум этим свойством не обладал, то, вероятно, не было бы ничего и никогда.
Тот разум, который каждый из нас называет «мой разум», не мог появиться только с нашим рождением. Он не мог появиться и со времени возникновения биологической жизни. Он появился гораздо раньше, по крайней мере, не позже момента возникновения вселенной. Он не бездействовал с момента возникновения вселенной – он творил и совершенствовался. Он участвовал в добиологической эволюции и в создании биологической жизни, а также каждом шаге эволюции живых существ. А в разуме каждого из нас отражён весь личный эволюционный процесс.
Ну и что мы помним из этих «страшных древностей»? Что хранит наш разум? Что нам с того? Видимо, совершенство разума мы получаем в подарок от эволюции и даже вполне можем рассуждать на тему: «Кто мы?»
Происхождение
Что было раньше, до вселенной? Был ли разум замкнут в себе и никак себя не проявлял? Как возник разум? Мы сейчас некомпетентны для того, чтобы поднимать эти вопросы, а в концепциях «наугад» практических знаний нет. Такие концепции могут влиять на жизнь общества как предрассудки, но не как знания.
Возможно, до начала нашей вселенной, появлению нашего примитивного разума предшествовала длинная цепь рождений и смерти вселенных, а мы хотим узнать всё и сразу.
Может быть, не нужно спешить, если есть вопросы более актуальные. Поднимемся ещё на пару эволюционных ступеней и тогда посмотрим по сторонам. Сверху оно виднее. И всё же! Можно жить с неясными фрагментарными преставлениями о реальности и чувствовать себя прекрасно. Для обыденного существования вполне достаточно и несложных воззрений, но тогда не удивительно будет, если наша эволюция застынет, как древняя стрекоза в янтаре.
Нам важно понимать, что было раньше, в нашем эволюционном прошлом, поскольку, всё важное, что в нас есть от прошлого, не может не сохраняться в структурах нашего разума. Не в головном мозге, не в генах, а именно в структурах нашего разума. Память о наших прошлых деяниях – это старые инструменты, которыми может пользоваться наш разум.
Всё-таки, с чего всё началось? Нас волнует этот вопрос, поскольку разум стремится к целостности представлений о мире. И если у нас нет знаний, то мы их обязательно чем-нибудь заменяем.
Первичный разум может проявиться, явить себя миру обязательно через что-то. Нужна какая-нибудь вселенная или хоть что-нибудь, в чём можно отразиться, с чем можно взаимодействовать и почувствовать: «Я есть!»
Можно предположить, что всё началось с большого взрыва восторга и творчества. Какие колоссальные возможности для творения, когда ещё ничего нет! Что ни делай – всё впервые. А у творца – ни малейшего опыта и никакого представления ни о чём, только радость грядущего существования. Вот оно, абсолютное творчество! Это творчество встречается везде и во всём: везде есть свои «маленькие ангелы, рисующие кисточками снежинки». Везде есть своя структура и красота – без разума «творцов-художников» не бывает.
Представители естественных наук «создали» нам пустую, холодную и депрессивную вселенную, называя эволюцией вселенной всякое усложнение структуры и способов её функционирования. Они уверенно говорят о процессах самоорганизации, свойственных сложным и относительно сложным структурам, но увидеть в этой самоорганизации деятельность разума они пока не смогли.
Однако любая эволюция – это, прежде всего, эволюция разума, и без эволюции разума никакая иная эволюция невозможна, поскольку такая «эволюция» была бы бессмысленна. Эволюция – это создание того, чего ещё не было никогда.
Не было «происхождения жизни». Во вселенной никто, из обладающих каким-либо разумом, не происходит – все создают себя сами. Не было «происхождения»: ни на Земле, ни где бы то ни было ещё. Продолжался, свойственный разуму, процесс самосоздания. И один из этапов этого процесса характерен началом биологической жизни.
Биологическая жизнь является одной из разновидностей жизни, она не единственный вид жизни во вселенной, и главным признаком жизни всё-таки целесообразнее считать работающий разум, а не биохимические реакции.
К тому же как-то неправильно обижать наших старых добрых богов, богинь и других мифических существ, считая их неживыми. Пусть даже они и вымышлены нами, но разве это не раздвоение сознания: верить, например, в существование «высшего разума» и ни в коем случае не считать его живым?! Если бы они реально существовали, то обязательно были бы живыми.
Именно разум создаёт структуру и делает её живой, в той или иной степени материальности, именно так происходит жизнь в известном нам мире. Любое создание всегда начинается с самосоздания. Любой создатель вначале создаёт себя.
Если мы хотим знать, является ли некая структура живой или неживой, нам нужно иметь представление о деятельности разума этой структуры. Наш уровень научных знаний пока что не позволяет нам сравнивать разум биологической клетки и разум атома. Мы только знаем, что атом – это что-то более древнее, а значит и более примитивное по сравнению с биологической клеткой, но кто из них разумнее и живее в наше время, мы пока этого не знаем. Жизнь, в широком смысле, а не только в биологическом, это проявления разума. Разум есть жизнь – жизнь есть разум.
Процесс самосоздания разума продолжается и на нашем уровне эволюции: каждый творит и создаёт себя сам. По крайней мере, каждый имеет такую возможность, благодаря самостоятельности своего разума.
В «сотворении мира» извне не было никакой необходимости. Там, где нет сдерживающих сил, там проявляется самостоятельность. Разум, обладающий самостоятельностью, ни в какой помощи извне не нуждается. Точно так же и для «происхождения жизни» не требовалась никакая помощь извне – «создатель» был не нужен.
Конечно, в то время, когда появлялись легенды о сотворении мира, никакого представления об эволюции ни у кого не было, поэтому для понимания картины мира и понадобился «творец», который «создал» всё и сразу в готовом виде.
Но почему бы нам не предположить, что «высший разум» в то время существовал и был в курсе происходящих событий. В конце концов, кого-то мы опережаем на эволюционной лестнице, а кто-то, может быть, опережает нас.
Что «высший разум» мог бы сделать до начала творения? Создать первичный разум со свойством самостоятельности, если он ещё не существовал сам по себе, и скромно удалиться? Если когда-нибудь мы научимся создавать условия для самосоздания первичного разума, мы будем точно знать, как такое возможно.
Первичный разум обязательно должен был создать первичную материю, и какой бы примитивной она ни была, без неё разум не смог бы сознавать себя в этом мире.
Может быть, «высший разум» создал жизнь? «Высший разум», зная о миллиардах лет эволюционного пути бесчисленного множества младших разумов, не стал бы ограничивать их самостоятельность, лишать возможности творчества только для того, чтобы всё сделать как-то по своему разумению. Он бы не стал вмешиваться в этот процесс, поскольку такое вмешательство было бы ограничением разума других. Разум не может развиваться, и даже просто существовать, в условиях несамостоятельности.
«Высший разум» не будет подавлять ничей другой разум. Подавлять и ограничивать – это свойство не высшего, а склонность примитивного разума и, скорее всего, только на каких-то этапах развития. «Высший разум» не будет вмешиваться в эволюцию никакого другого разума. Поэтому существует ли где-то «высший разум» или его нет – для нас не имеет никакого значения. К тому же разум потому и самостоятелен, что изменяется только изнутри.
В отличие от идеалистической гипотезы «создателя», материалисты считают, что жизнь произошла сама собой, и так же происходит эволюция, как результат бесконечного множества случайных явлений. Эти рассуждения не превосходят уровень ума калькулятора, они механистичны и искусственно ограничены как предпосылками, так и рамками поставленной цели. Это не поиск знания – это лишь стремление любыми способами объяснить неизвестное.
Современные теоретики и экспериментаторы, пытающиеся создать живой организм или объяснить последовательность химических реакций при «возникновении» жизни, сосредоточены на самом процессе «возникновения» жизни и полностью игнорируют причины каждого шага этого процесса – они игнорируют разум. Игнорирование причин или их незнание – это и есть материалистическая случайность.
Эти экспериментаторы делают нужное и интересное дело – заменяя древний примитивный разум своим разумом, пытаются понять, как всё происходило, и создать первый живой организм. Однако они игнорируют свой разум, они зачем-то делают вид, что их самих не существует, свой разум они не учитывают, как будто их разум не имеет никакого отношения к этой вселенной и к тем процессам, которые они моделируют.
С какой стати химические соединения должны были стремиться к какой-то там жизни, на радость экспериментаторам, которых ещё и на горизонте-то нет?! Радость творчества и стремление к чему-нибудь новенькому никак невозможно вывести из химических формул.
Если бы не было разума, обладающего самостоятельностью, то не было бы на Земле ни жизни, ни эволюции, ни материалистов, ни идеалистов, ни биохимиков-экспериментаторов. Самоорганизация без разума – это шедевр материалистической логики.
Две эволюции в одном человеке
Если все предыдущие жизни современного человека складываются в его персональную эволюцию, то и на его нынешнюю жизнь, вполне можно посмотреть, как на этап эволюции. Но эволюция у нас не одна, их две, и они разные: эволюция тела и эволюция разума.
Результаты предыдущей биологической эволюции мы получаем в генах, от родителей и многочисленных родственников, которых, в основном, лично никогда и не узнаем. А опыт эволюции разума – это исключительно индивидуальный опыт тех жизней, которые каждый проживает непосредственно. Мы уже знаем, что биологическая информация передаётся через гены, но как «передаётся» разум, мы пока не имеем ни малейшего представления.
Но каким-то образом разум сохраняется и перемещается. По крайней мере, каждый раз просыпаясь, мы находим именно свой разум, а не чей-то ещё, даже если это явление нас несколько огорчает. Мы все очень разные, и чем разумнее люди, тем ярче расцветают в них индивидуальные различия. Иногда они проявляются с раннего детского возраста.
Например, у одного ребёнка есть социальная компетентность «от рождения», а другому – полжизни потребуется, чтобы достичь элементарного понимания в этой сфере.
Есть ли ген социальной компетентности? Наверняка что-то есть способствующее социальной компетенции, но проявляться этот ген может лишь в сфере телесных навыков: в обворожительной улыбке, да и в целом букете, состоящем из тембра голоса, мимики, жестов, вызывающих симпатию и доверие, а главное, в готовности структур нашего мозга к соответствующей деятельности. Это то, что досталось нам от каких-то предков, как серебряные ложки, передаваемые по наследству.
А что касается эволюционных достижений разума в сфере социальной компетентности – они, скорее всего, определяются смыслом, который человек в прошлом открывал для себя и создавал сам в различных сторонах и аспектах общения, в собственном артистическом творчестве, в самосоздании своей уникальной личности, в совершенствуемой структуре своего разума. Это то, что разум человека постигает и творит исключительно сам.
Вряд ли кто-то может воспользоваться чужим разумом, как книгой, прочитать и всё усвоить. Тогда бы все люди были бы уже другими, более «начитанными». Это было бы уже совсем другое человечество.
Наш разум работает, когда видит в этом какой-либо смысл. И, конечно, во многом, этот смысл уже заложен в нашем разуме – новый разум ещё и подумать ни о чём не успевает, а мы уже живём и много чего делаем. Мы начинаем обращать внимание на древний разум, когда он ярко проявил себя или когда стал плохо работать. Вот тогда мы начинаем искать и смысл, который в нём заложен; смысл, который является достижением нашего древнего разума.
Самый примитивный смысл не требует наших размышлений – древний разум действует мгновенно и без слов, например, спасая нас в критических ситуациях, опасных для жизни, задолго до того, как какая-либо мысль приходит нам в голову.
Но тот же разум не будет спасать человека подавленного, депрессивного, для которого жизнь превратилась в унылую и тяжкую бессмыслицу. И даже наоборот, древний разум «за чем-нибудь, да недоглядит» или проявит вопиющую небрежность.
Чем выше поднимается разум по эволюционной лестнице, тем очевиднее для него пропасть между творчеством и бессмысленной жизнью.
В основе жизни лежит радость творчества, без которой ни у одного живого существа не было бы стремления к жизни, а следовательно, и не было бы никакой эволюции: ни эволюции биологической, ни эволюции разума. Неразумной жизни не существует, никакая жизнь без разума, без творчества невозможна. Любая эволюционная теория, также без творчества, скучна и безжизненна.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом