ISBN :978-5-04-233997-4
Возрастное ограничение : 12
Дата обновления : 28.11.2025
Руководство по выживанию среди людей. 96 коммуникативных приемов на все случаи жизни
Ксения Ивановна Кравцова
Игорь Романович Рызов
Кремлевская школа переговоров
Слышали ли вы утверждение, что те, кто учился плохо, стали богатыми и влиятельными? Они добились такого успеха, потому что вовремя ввели чит-код: научились общаться, договариваться, добиваться желаемого и перестали быть удобными. То есть освоили крутые коммуникативные приемы, которые не успели потренировать многие отличники.
Игорь Рызов и Ксения Кравцова написали эту книгу c опорой на этот феномен. Они собрали 96 коммуникативных приемов, чтобы любой человек смог:
[ul]заводить новые знакомства, вести непринужденные беседы и получать полезные контакты;
научиться вести себя с нарциссами, абьюзерами, манипуляторами и прочей нечистью;
давать обратную связь и сообщать плохие новости, чтобы не нажить врагов;
выглядеть уверенным и смелым, даже когда страшно.
[/ul]
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Игорь Рызов, Ксения Кравцова
Руководство по выживанию среди людей. 96 коммуникативных приемов на все случаи жизни
Серия «Кремлевская школа переговоров»
© Боброва Анастасия Игоревна, фотографии на обложку, 2025
© Игорь Рызов, Ксения Кравцова, текст, 2025
© Издательство ЭКСМО, оформление, 2025
Введение
Встречаются два бывших одноклассника. Один – лентяй и двоечник, которому предсказывали, что будет дворником. Теперь он – успешный бизнесмен. Другой – отличник, победитель математических олимпиад, медалист; ему пророчили большие успехи в жизни. Теперь он – нищий.
Бывший отличник спрашивает: «Вот расскажи мне, как ты – бывший хулиган, двоечник, лентяй – стал таким богатым? Как ты зарабатываешь?»
Двоечник отвечает: «Очень просто. Я живу на два процента».
Отличник: «Это как?»
Двоечник: «Покупаю водку за рубль, продаю за три. Вот на эти два процента и живу».
– Он всегда у меня списывал! Ну где справедливость?
Ко мне на консультацию пришел Егор – мужчина лет тридцати. Аккуратный, собранный, в строгом костюме и отутюженной рубашке. Он недавно прошел курсы повышения квалификации и теперь активно искал новую, более престижную и высокооплачиваемую работу. В прошлом у мужчины были золотая медаль и красный диплом, многочисленные обучения и курсы. Целый ворох грамот и сертификатов, аккуратно собранных в папку.
– Это было финальное собеседование с непосредственным начальником. Крупная компания, в которой я мечтал работать, еще будучи студентом. И можете представить: захожу в кабинет и вижу его! Пашка, мой одноклассник. Всю жизнь с тройки на четверку перебивался, выезжал на умении заболтать учителей. Про таких говорят: без мыла куда угодно влезет. И у меня постоянно списывал. Вот что мне делать?
– А как ваш товарищ отреагировал, когда вас увидел?
– Ну, – Егор задумался, – вроде даже немного смутился. Он-то понимает, что я его превосхожу по знаниям и опыту. Думаю, в итоге не возьмет. Хотя, наверное, это и к лучшему. Не уверен, что смогу работать у него в подчинении…
– Тогда в чем вопрос? – я пристально посмотрел на Егора. – Вы ведь можете просто считать, что эта компания вам не подошла.
– Да, но… – Егор замялся, а потом выпалил: – это ведь несправедливо! Я хочу понять, почему так? Почему не самые выдающиеся люди добиваются больше, чем те, кто изначально умнее?
Его слова заставили меня задуматься. И правда, это ведь не редкость. Люди, которые в школе были среди первых и «подавали большие надежды», почему-то оказываются далеко не на ведущих позициях в жизни. В то время как ученики, не выказывающие особого рвения, которых никто всерьез не воспринимал, выбиваются на первые роли. В сети даже гуляет мем: «Отличники! Давайте списывать троечникам – и тогда они через десять лет возьмут вас на работу!»
В чем же секрет этого феномена – «успешных троечников»?
Мысленно я вернулся в свои школьные годы и вспомнил одну ситуацию.
Учился я средне, без фанатизма: отличником не был, но и тройки случались редко. В десятом классе мы, как положено по программе, проходили «Войну и мир». Да простит меня Лев Николаевич, но я тогда не прочитал ни страницы. Хоть и знал, что на уроке обязательно будет опрос.
Со мной в классе училась девочка Лена – умница и отличница. Она не просто читала все, что задавали, но и совершенно добровольно находила в библиотеке дополнительную литературу – какие-то критические статьи, разборы. Порой казалось, что своими знаниями она ставила в тупик даже учителя. И все это, на секундочку, без интернета! На перемене перед уроком литературы я подошел к ней и попросил вкратце рассказать, о чем шла речь в заданных главах. Она охотно выдала мне сжатое содержание, добавив от себя несколько полезных замечаний в духе «что хотел сказать автор». На уроке я поднял руку, не дожидаясь, пока учитель начнет вызывать по списку. Вышел к доске и уверенно рассказал то, что пять минут назад услышал от Лены. Включая дополнительную информацию.
Лена, конечно, не очень обрадовалась – ведь мой ответ лишил ее возможности получить свою законную пятерку. «Ну ты и наглец, Игорь!» – сказала она после урока. На что я ответил: «С меня шоколадка. Две – если расскажешь, что там было с дубом». Эту историю она вспоминала со смехом даже на встрече через десять лет после выпуска.
Вспомнил я и еще один школьный случай. Я терпеть не мог химию и совершенно не хотел тратить время на все эти формулы, валентность и прочие атомные веса. А еще не хотел «трояк» в четверти, который мне грозил. Что делать? Я собрался с духом и после урока подошел к учительнице: «Мария Ивановна, давайте я пообещаю, что никогда не буду химиком. Ни я, ни мои дети близко не подойдем к этому предмету! Я же вижу, как вам больно меня слушать. Ну не мое это! Я люблю историю и математику. Поставьте “четыре” ради Менделеева». Учительница на секунду опешила, а потом усмехнулась: «Рызов, ты нахал. Но за смелость – поставлю».
Вот и разгадка феномена троечников. Хотя обычно, произнося «троечники», люди имеют в виду хорошистов – тех, кто приносил в дневнике «4» с хвостиком. Предлагаю не высчитывать средний балл аттестата и называть этих людей середнячками. Так вот, середнячки умеют коммуницировать. Они всё время договариваются: с учителями, одноклассниками, родителями. Причем переговоры ведут из заведомо более слабой позиции. Им, по большому счету, нечего предложить тем, от кого они хотят получить «плюшки». Если бы я носил Лене шоколадки за каждый случай, когда она мне помогала, – у нее к концу школы развился бы диабет. Она выручала меня просто по-дружески, потому что я был хорошим парнем, а вовсе не за сладкую мзду.
Короче, если вспомнить девиз: «Вы живете так, как умеете вести переговоры», – то можно с уверенностью сказать: середнячки учатся успеху с детства.
У этого феномена есть и научное подтверждение. Психологи сходятся во мнении, что отличные оценки в школе не гарантируют успеха в жизни. Например, колонка в «Psychology Today» ссылается на исследование Чарльза Коула (1950-е годы), где доказано, что отличники не опережают по своим карьерным достижениям тех, кто учился средне. Наоборот, часто именно середнячки достигали успеха.
Исследования показывают, что оценки лишь частично коррелируют с рабочей эффективностью сразу после окончания университета и почти никак – через несколько лет («The Atlantic»).
Я не призываю вас быть по жизни троечниками – не учиться, надеясь только на хорошо подвешенный язык. Интеллект, знания, навыки и опыт всегда в цене, и человек, обладающий ими, будет на голову выше окружающих. В конце концов, далеко не все отличники остаются в тени – среди них тоже много успешных людей, утверждать обратное было бы несправедливо.
Речь о другом. О том, что развитый интеллект и навыки коммуникации – то, что я называю коммуникативным интеллектом, – это две составляющих успеха. Однако, если вы спросите, что важнее: энциклопедические знания или умение общаться, – я с уверенностью отвечу: конечно, второе! В конце концов, для первого есть поисковики.
Да, отличник, то есть человек с прокачанным общим интеллектом может добиться успеха – но только при условии, что его коммуникативные навыки можно назвать хотя бы средними. Никакие академические знания не заменят умения вовремя сказать «то самое» слово или, наоборот, уместно промолчать. А вот середнячок, способный договориться о чем угодно с кем угодно, наверняка продвинется на хорошую жизненную высоту – развитый коммуникативный интеллект компенсирует пробелы в знаниях.
Развивать коммуникативный интеллект можно и нужно. Этим мы с вами и займемся на страницах этой книги. Но для начала давайте дадим определение ключевому понятию, чтобы я был уверен, что вы понимаете, о чем пойдет речь.
Что же такое коммуникативный интеллект и зачем его развивать? Скажу громко и пафосно: это то, без чего жизнь человека лишена смысла. А если с практической точки зрения – набор навыков и техник, которые помогают людям быть уверенными в себе, жить движимыми своими мотивами, зарабатывать, продвигаться по карьерной и социальной лестнице, не попадаться на уловки мошенников и манипуляторов. Иметь своё мнение и уметь его отстаивать при необходимости.
Развивая коммуникативный интеллект, человек учится обходиться без лишних конфликтов, которые могут причинить ему вред. Он знает, как управлять эмоциями: например, когда нужно проявить гнев, а когда – не стоит. Результатом развития этого навыка станет не только умение вести переговоры или продавать (которому мы уже посвятили несколько книг). Вы научитесь выступать на публике, дискутировать, выявлять ложь, общаться с незнакомыми людьми, знакомиться, располагать к себе и многому другому.
Есть мнение, что научить коммуникации невозможно, мол, или дано, или нет. В своих социальных сетях я постоянно получаю сообщения: «Не морочьте людям голову! Рожденный ползать летать не может». Знайте: если кто-то говорит вам подобное, значит, этот человек приписал себе статус неудачника, смирился с ним и хочет обрезать вам крылья – а то вдруг вы слишком высоко взлетите. Он буквально говорит: «Не нужно учиться общению. Такой, как сейчас, ты удобен для меня – я могу получить все, что мне нужно, а ты не будешь возражать. Если ты научишься – я не смогу до тебя дотянуться, ведь сам я так и буду сидеть на месте». Не верьте таким людям!
Книга содержит более двух десятков типичных ситуаций, в которых у людей с низким уровнем коммуникативного интеллекта могут возникнуть сложности. Я показываю, как выйти из них победителем, одновременно прокачав навыки общения на будущее. Кстати, книгу я написал в соавторстве с Ксенией Кравцовой. Ее взгляд на описанные кейсы отличается от моего, поэтому у нас получилось еще более подробно и разносторонне осветить те проблемы и варианты решений, которые каждый день возникают в жизни.
«Умение общаться – это товар, и я заплачу за него любую цену», – так оценил навык коммуникации Рокфеллер. Согласитесь, ему можно доверять. Эта книга – путеводитель в мир успешного взаимодействия, а значит, и в лучшую жизнь.
Как быть смелым и в меру наглым
Знакомьтесь – Андрей. Молодой специалист, только что устроился на работу в престижную компанию. Он полон планов и амбиций, но, столкнувшись с реальными задачами, теряется. В первый же месяц Андрей получает важное задание – подготовить презентацию по новому проекту для руководства. Внутренний голос предательски бубнит: «Тебе не хватает опыта. Твои идеи никто не воспримет всерьез». К тому же Андрей еще не до конца разобрался в тонкостях работы компании, да и о проекте знает лишь в общих чертах.
Боясь показаться глупым и некомпетентным, Андрей не задает вопросы. Не уточняет детали задания, не просит выделить ему наставника или хотя бы дать образец презентации. Пытается самостоятельно вникнуть в нюансы проекта и выполняет задание так, как ему кажется правильным.
Увы, презентация получается невнятной. В ней много пробелов и мало конкретной информации. Кроме того, оформлена она совсем не так, как обычно делают в компании. Андрей и сам понимает, что выполнил работу не блестяще. Поэтому во время выступления на совещании ведет себя очень сдержанно. Он просто-напросто боится сказать лишнее слово или получить дополнительный вопрос, на который не сможет ответить. Со стороны же это выглядит как неуверенность в себе. В результате начальство принимает решение: этот «боец» еще не готов для серьезной работы. Проект передают более смелому коллеге, а Андрей остается в роли помощника.
Чего же не хватило Андрею, чтобы сразу взять хороший старт на новом месте? Уверенности в себе и здоровой наглости. Которая, как показывает мой опыт, порой способна изменить жизнь.
Давным-давно, когда я только делал первые шаги в бизнесе, меня познакомили с очень успешным предпринимателем, владельцем крупного холдинга. Побольше узнав о его компании, я до боли в животе захотел там работать. В идеале – возглавить одно из направлений. Однако, когда я увидел «директоров» этой компании – то, как они себя ведут, во что одеты, на чем ездят, – у меня просто опустились руки. Где они – матерые управленцы, и где я – вчерашний студент без опыта? Знакомые, с которыми я поделился своим желанием, только усугубили мои сомнения. Если честно, они просто посмеялись надо мной. Сиди, мол, в своей норке и не высовывайся! Казалось бы, мечте конец…
Как-то я оказался по делам в офисе компании мечты и встретил там знакомого – начальника одного из отделов. Он обмолвился, что руководитель соседнего подразделения ищет себе зама.
– Не хочешь? Дерут три шкуры, зато платят хорошо. У нас молодых любят. Свежая кровь…
Казалось, он предложил это просто так, к слову. А я подумал: вдруг это мой шанс? Внутренний голос предательски шепнул «да брось», и я чуть было не свернул разговор, сведя все к шутке. Но все-таки собрал всю свою смелость и максимально спокойным тоном ответил:
– А что, можно и замом! Куда отправить резюме?
Юра – так звали моего собеседника – тут же снял трубку своего рабочего телефона, набрал внутренний номер: «Иван Владимирович, вы же еще в поиске? Тут Игорь Рызов кое-что хочет спросить». После чего сунул трубку мне. Я сделал вдох и, не обращая внимание на подрагивание в коленях, сказал: «У меня нет опыта, но, если вы меня возьмете – я порву рынок».
– Договорились, – ответила трубка. – Зайди в кадры, они все оформят.
Наглость – не порок. Здоровая доля смелости на грани наглости в некоторых ситуациях – как, например, в моей истории – только на пользу. В этой главе поговорим о том, как использовать это качество во благо.
Что такое наглость?
Давайте разберем, что такое наглость. Традиционно это слово воспринимается в негативном ключе. Люди стараются избежать характеристики «наглец». Однако если покопаться в словарях, можно выяснить, что в основе – древнерусское «наглъ» (скорый) и древнеиндийское «anjas» («прямой», «неожиданный»). Как вам? Не наглец, а быстрый, неожиданный. Согласитесь, звучит гораздо лучше?
Почему мы боимся наглеть?
Часто мы подавляем в себе малейшие вспышки здорового нахальства, потому что боимся: вдруг окружающие «не оценят». Проще говоря, боимся получить отказ. Помните, как бывало на школьных дискотеках? Отличник, привыкший все делать на высший балл и склонный к излишней рефлексии «а будет ли мой поступок уместным», топтался у стеночки, стесняясь пригласить на танец симпатичную девочку. И только лет через двадцать на встрече выпускников узнавал, что девочка сама была не против и ждала от него первого шага. А кто ее пригласил? Тот самый нагловатый троечник. Он не боялся получить отказ или выглядеть глупо, не терзался мыслями «что она обо мне подумает» – просто брал и делал. Возможно, та девочка сейчас – его жена. Но даже если и нет, отличник всё равно с ней так и не потанцевал.
Так бывает и в жизни. В меру наглые люди оказываются на шаг впереди тех, кто, возможно, больше знает и умеет, но уж очень долго думает.
Можно ли переборщить с наглостью?
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом