ISBN :
Возрастное ограничение : 12
Дата обновления : 12.04.2023
Амир
Валиев Нариман
История рассказывает о вымышленном главном герое и его судьбе, однако исторический промежуток взят реальный "Годы великого бедствия". Война Джунгар против Казахского Ханства.
Валиев Нариман
Амир
Введение
Казахская степь. Огромный зелёный океан в центре самой Азии. Колыбель кочевников, наездников, которые как волна нападали на своих противников и уничтожали, не оставляя ни следа. Эта история о том времени, когда была жестокая, беспощадная война против Джунгаров, называемая также, “Годами Великого Бедствия”.
Эти времена были жестокие и навсегда отразились в памяти и истории казахского народа. Время беспощадного террора со стороны врага.
Вдохновлялся я историей Казахстана и множеству произведений, которые были посвящены тому времени. Произведение ведётся с двух временных повествований, один основной сюжет, а второй с прошлого до повествования основного сюжета. Части с так называемыми прошлыми событиями в названии главах будет помечаться как (воспоминание).
Хотелось бы посвятить свою первую работу именно своей родине и земле. История полностью вымышленная и взят только исторический период. Этим рассказом я бы хотел погрузить читателя в то время по моему мнению и показать о нелегкой судьбе человека. Но при этом, рассказ этот о преодолении трудностей и невзгод. Также об исполнении своих целей и желаний, несмотря на жестокую жизнь порой.
Рассказ небольшой, и первый в моей карьере. Ни в коем случае не несёт никакого смысла оскорбить чувства верующих или же претендовать на какие-то явные исторические факты. Единственное взят исторический период, локация и некоторые исторические фигуры того времени будут упомянуты. Остальные персонажи все выдуманы.
Приятного чтения.
Начало
В глубокой ночи виднелись огни пылающего аула, чёрный дым, поднимающийся из земли, делал эту ночь ещё темнее, закрывая половинную луну. По тропинке вдоль реки Сырдарьи, с огромной скоростью скачет конь, такой же тёмный как эта ночь. Сверху на коне, сидит мальчик, который был слишком мал для седла и вот казавшийся сейчас рухнет с него. Мальчик держится крепко за гриву коня, почти истерично рыдая, захлебываясь немного от собственной слюны и иногда нервно поглядывая назад, боясь преследования.
Конь скачет на огромной скорости, почти не замечая преград, высоко перепрыгивая через кусты и камни. Мальчик, оглянувшись назад уже не видел тех огней своего аула и понял, что уже очень далеко ускакал. Рыдая, он хотел повернуть коня, и потянул за гриву так, чтобы его развернуть, однако конь не реагировал, как будто, не замечая команды хозяина. Мальчик плача:
– Атаман, развернись! Я не могу их там оставить, нужно возвращаться. Если сегодня мне суждено погибнуть, то пусть так. Я погибну со всеми
Конь, не слыша и не чувствуя подергиваний, скачет также, не сворачивавши с первоначального пути. Мальчик грозно:
– Развернись сейчас же! Я должен там быть, должен…
Конь махнул своей головой так что ударил мальчика по голове. Мальчик от удара крепкой головы коня потерял сознание, а конь устремился дальше во тьму.
Беззаботное детство (воспоминание)
Небольшой аул на берегу реки Сырдарьи, состоявший примерно из сотни юрт. Место было отличным чтобы осесть на лето, и заниматься скотоводством, а также охотой. Жители аула неспешно занимались своими делами, и мирно проживали свою жизнь.
Не далеко от аула стоял небольшой холмик, где беззаботно дурачились детишки пяти и девяти лет. Они играли догонялки, кидали Асык, играли в тогызкумалак, а иногда делали себе деревянные мечи и играли в батыров. Могли они там так беззаботно играть хоть до самого вечера. Вот уже начало и немного темнеть, но юные воины так и сражались между собой. Когда уже почти все дети разошлись, два мальчика продолжали дуэль, как будто на кону было столь очень важное.
– Не сдаёшься смотрю? – сказал немного высокомерно мальчик, держа деревянный меч в двух руках.
– Конечно, сегодня я у тебя точно выиграю – сказал второй мальчик.
– Ну тогда нападай! –спровоцировал его другой мальчик
Он побежал к нему нанося удар, однако мальчик ушел от удара и нанёс колющий контрудар, повалив мальчика с ног.
– Так нечестно, у тебя меч длиннее –, недовольно сказал мальчик, лежа на траве.
– Каждый раз жалуешься Абай, не надоело? Ты так сильно хочешь меня победить, каждый день меня вызываешь.
– Конечно, потому что я решил, что ты достойный противник, и моя цель сейчас тебя победить, а то я так никогда не стану настоящим воином.
– Ты так сильно хочешь им быть? – спросил мальчик
– Да, как мой брат, когда вырасту стану таким же, как и он. Буду служить при Хане. Выше чести и не придумаешь – воодушевленно сказал Абай.
– Ну если так – подовая руку сказал мальчик – тренируйся ещё больше и не жалуйся.
– Как скажешь Брат, больше не буду.
Подняв Абая, мальчик заметил силуэт знакомой женщины, которая всё ближе приближалась к ним.
– Амир! Я же просила до темноты не гулять, давай домой отцу твоя помощь нужна – подходя сказала женщина.
– Тётя Гульнура, не ругайтесь на него это из–за меня Амир задержался – оправдывал Амира Абай.
– Ладно, ты тоже домой, уже темно, отец твой будет волноваться – почти командуя сказала она.
– Хорошо, ещё раз извините – Абай поклонился и побежал к аулу.
– Хоть у тебя нет младшего братика, вы и впрямь не разлей вода – посмотрев в сторону убегающего Абая сказала Гульнура.
– Да, кто–то же должен играть с ним время от времени, пока его брат на службе.
Мать и сын на фоне алого заката устремились к аулу, постепенно спускаясь с холма.
Спустившись, Амир побежал в стойло, где его отец таскал сено для лошадей. Отец Амира был широкоплечим, высоким, и всегда немного с нахмуренным взглядом, увидев Амира он крикнул:
– Сынок, там ещё три стога сена, занеси в стойло и оставь там
– Хорошо отец как скажешь – сказав это Амир взял два стога сена, поняв, что третий ему в руки не поместиться, оставил его. Занёс два стога и пошёл за третьим. Уже достаточно сильно стемнело, но за загоном он увидел знакомый силуэт и подошёл к нему.
– Привет Айсулу – сказал немного смущенно Амир
– Привет Амир – ответила Айсулу – хотела тебя поблагодарить, за то, что много времени проводишь с Абаем. Пока Айдына нет ему очень тяжело.
– Да не за что, он же мне как младший брат, да и мне с ним весело время проводить. Кстати, есть новости о нём? – спросил Амир
– Нет, нету, отец сильно переживает по этому поводу, и ещё это война, они из аула много кого забрали, но хочу верить, что всё будет хорошо – с грустным лицом сказала Айсулу.
– Да моего дядю Аргына, тоже забрали. Он настоящий батыр и воин каких ещё поискать, именно он меня обучил всему что я знаю. Отец тоже переживает, но у нас сильные войны и мой дядя ещё там. Я уверен, что они всех победят – приободрив сказал Амир
Айсулу после слов Амира засветилась и улыбнулась
– Да, будем ждать их победы!
Тут небольшой луч лунного света упал на лицо юной красавицы и Амир замер, как будто утонув в её красоте. Айсулу увидев его пристальный взгляд, засмущалась, и тут отец перебил их диалог:
– Амир, ты долго ещё?
– Да Отец иду! Пока, увидимся завтра – помахав ей рукой он побежал брать третий стог сена.
Занеся стог, он положил его к остальным и принялся его развязывать чтобы накормить коней. Коней было семь, но самый молодой и сильный черный конь стоял по середине и внимательно смотрел на Амира
– Завтра поедем на охоту – сказал отец.
– Хорошо, но я хотел бы завтра отправиться на Атамане если можно – не уверено сказал Амир
– Хорошо, но учти, что это самый быстрый и выносливый конь в ауле, сорвёшься с него и шею сломаешь или что ещё похуже.
– Да знаю, не зря же это твой конь – гладя Атамана сказал Амир.
– Он к тебе хорошо относиться, возможно в твоё двенадцатилетние я тебе его подарю.
– Правда! Здорово, если у меня будет такой конь, то я точно смогу стать твоим достойным наследником – вдохновлённо сказал Амир
Отца Амира зовут Канат, он является аулбасы, что означает глава аула. Кроме Амира у него нет детей, и по традиции, когда он станет взрослым, он станет новым главой.
Дети кочевников с пяти-шести лет уже садили на коней проводя обряд Куз-Утасу, что делало ребёнка мальчика настоящим джигитом. Уже в малом возрасте они мастерски умели ехать верхом, также их учили стрелять из лука, и учили орудовать саблей. После, когда подрастали они показывали свои навыки и тогда, когда местные баи видели хорошего война, они брали того на служение при войске к Хану.
– Скорей бы повзрослеть, и стать настоящим воином и защищать наш аул – замечтавшись сказал Амир
– Не спеши взрослеть сынок, детство самая прекрасная и беззаботная пора, наслаждайся этим временем, потому что как оно закончиться ты уже его не сможешь вернуть – почесав свою чёрную густую бороду сказал Канат.
– Или тебе не терпится взять в жёны Айсулу? – с ухмылкой спросил отец.
– Да ну… не то, чтобы хочется – потеряв как будто все свои слова сказал Амир
– Я знаю, что хочешь, можешь не отвечать на этот вопрос – с улыбкой Канат потеребил волосы Амира – пойдём в дом мама, наверно, уже приготовила ужин. Сказав это, отец с сыном пошли к дому.
Буря
Амир проснулся, из–за сильного луча солнца, который ударил ему в глаза. Протерев свои глаза, он увидел ясное, голубое небо в котором кружил беркут. В полусонном состоянии он лениво поднял свой торс и тут как будто молния, ему ударили те страшные события, которые произошли.
– Мама, папа – развернувшись он видел позади только тропинку, но не было ни единого узнаваемого места. Посмотрев вперед, он понял, что он также на коне, а его ноги привязана сильным узлом вокруг седла коня.
Конь уже скачет не так быстро, а достаточно медленно. Оглянувшись вокруг, он увидел только широкую степь, за которой виднелись красивые высокие горы, на макушках которых были вечные снега.
– Атаман, ты как? – погладив шею сказал Амир – небось устал? Нужно остановиться и передохнуть.
Чуть дальше виднелись дома. Амир обрадовался подумав, что это соседний аул и что там будут люди и когда им расскажет, что произошло они помогут ему.
Подъехав ближе, Амир увидел мрачную картину реальности, это не был аул, а некое небольшое поселение, которое было полностью сожжено и обуглено. Деревянные балки еле стояли в не устойчивой конструкции, и казалось, что, если просто дунуть на них они тут же разваляться.
Заезжая в поселение, он увидел небольшой колодец, и повёл коня к нему. Доехав до него, Амир развязал свои верёвки с седла и встал на пепельную землю. Но как только он на неё встал он подумал: “А вдруг здесь они”. Забоявшись этого он, уже хотел сесть на коня, однако он увидел, что конь сильно устал, да и сам он не прочь попить, от всего произошедшего в горле пересохло.
Колодец стоял на окраине поселения, и возле колодца стояла бадья. Он завязал её и кинул на дно колодца, потянув за верёвку назад, он достал бадью, наполненную чистой, холодной, ключевой водой. Взяв в руки бадью, он при поднёс её к коню. Конь принялся пить, засунув полностью морду в бадью.
– Пей Атаман, устал меня возить, я даже не знаю сколько ты проехал, пока я спал и спасибо за то, что не повёз меня назад, я бы точно погиб – гладя коня сказал Амир.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом