ISBN :
Возрастное ограничение : 16
Дата обновления : 12.06.2023
Жаворонки. Часть вторая (начало)
Игорь Викторов
Продолжение приключений Сергея и его товарищей в нарождающееся смутное время…
Игорь Викторов
Жаворонки. Часть вторая (начало)
Утро началось как обычно.
По дороге на завтрак полковнику и Сергею встретился командир и пригласил после завтрака к себе в кабинет на собрание старших офицеров.
За завтраком командование нового батальона начало вырабатывать план на сегодня. Всем было понятно, что надо день посвятить боевой учёбе, но, ни полковник, ни доктор, ни Сергей (несмотря на его умения в стрельбе) не смогли предложить сколь либо грамотных программ по боевой подготовке личного состава и честно в этом признались. Всех успокоил капитан знаменосец командовавший теперь одной из групп, заявив, что для него, как для бывшего командира роты, нет ничего не обычного в этом процессе и даже есть некоторые соображения как обучение провести максимально эффективно и с наибольшей пользой, исходя из имеющихся условий. Тут же капитан набросал на бумаге план занятий на сегодня, давая попутно комментарии и обозначая сразу основные темы занятия на завтра.
Инициатива капитана успокоила верховное командование, а его план занятий вселил уверенность. Полковник хорошо высказался по этому поводу и искренне поблагодарил капитана за инициативу, добавив:
– Только, имей ввиду, что если сегодня получим КАМАЗ, завтра половину людей надо будет отправить в патрулирование окрестностей.
Завершая завтрак договорились, что капитан уводит людей на занятия, Валерий Палыч идёт искать свой КАМАЗ, полковник с Сергеем идут на совет к командиру, а потом присоединяются к остальным. Капитан тут же облагородил свои конспекты подходящей «шапкой» и полем для подписи командира и подсунул их полковнику.
– Доктор, у тебя коллега по эпистолярному жанру появился! – сказал полковник подписываясь в строке командира, затем на мгновение задумавшись, приписал ниже командирской строки – «Комиссар батальона» и подсунул документ Сергею. Тот, оценив нарождающийся порядок, поставил свою подпись под одобрительные кивки доктора и вернул документ капитану, чьё удовлетворение явно читалось на лице.
Из столовой полковник с Сергеем сразу направились к командиру. Позвали с собой доктора, но тот отбрыкался и убежал вместе с батальоном утверждая, что присутствие медика при планируемых учениях будет важнее, чем очередные посиделки у командира.
Придя к командиру, полковник с Сергеем застали в сборе уже всех верхних офицеров. Командир начал собрание:
– Товарищи офицеры, – посмотрел на красные погоны гостей и добавил, – и командиры. Прошла неделя нашей новой жизни. Надо сказать, прошла она достаточно спокойно. И продуктивно. – командир выразительно поднял палец привычным для всех жестом и продолжил:
– За эту неделю мы успели довольно много. Я даже не говорю про создание новой армии, больше всего мне нравиться, что удалось сформировать дееспособный воинский коллектив из нашего списочного состава. Полагаю все заметили положительные изменения. Заслуга в этом наша общая. И той большой беды, что заставила сплотиться и призреть личные интересы, и пример наших гостей, – говоря это командир посмотрел на краснопогонников, – и ваша работа дорогие коллеги. Благодарю вас всех за старания.
Командир сделал паузу и продолжил:
– Пришла беда и согласно древней традиции мы встали в круг, поместив женщин и детей в центр. Стоим уверенно, но, сколько так мы сможем простоять и для чего? Сейчас у наших людей образовался порыв. Созидательный, воинский… Нам надо использовать его на благое и надо его поддерживать, и преумножать. Иначе уныние и крах!
– Теперь по сути. Начнём с вас. – командир обратился к полковнику, – Ваши планы на эту неделю?
– Всё как и проговаривали. Эту неделю ведём подготовку бойцов, она уже начата. Если сегодня получим КАМАЗ, то завтра уже будем готовы отправить одну группу совместно с капитаном Сиротиным, – полковник кивнул на особиста, – на разведку окрестностей. И вторник, среду, четверг отработаем по окрестностям чередуя группы. Сами в это время съездим в Еж, навестим главу района и ХХХ арсенал, согласуем наше прибытие в воскресенье или в понедельник. Милиционеров скорее всего навестим. Везде проведём представление нашей армии и пригласим добровольцев присоединиться, пусть думают до нашего приезда.
Командир покивал головой:
– Глава района вас ждёт и скорее всего рад будет увидеть, чем помочь сможет не знаю. Командиру арсенала я позвоню, вас порекомендую, а дальше сами. КАМАЗ для вас уже готовят, получайте. Также выдели человека, передадим вам некоторое имущество. После совещания, с капитаном Сиротиным обсудите план работы по окрестностям, он его уже накидал в черне.
Видя, что вопросов от полковника нет, командир обратился к Сергею:
– Комиссар, а ты, что планируешь делать?
– Надо провести несколько вечерних лекций. Поднять сознательность и моральный дух бойцов. Вот сегодня планирую и начать.
– Добро! Темы какие планируешь?
– Не думал ещё. Надо что-то нравственное и волевое.
– Давай! Времени мало осталось, так, что постарайся пожалуйста. Покрепче темы подбери.
Сергей заверил, что постарается и в комнате повисла некоторая пауза. Тишина разлилась, стала почти священной. Все ожидали от командира продолжения, а тот смотрел на полковника и наконец спросил у того:
– Наше ПВО одно из лучших в мире? Так? – и не дожидаясь ответа продолжил не то спрашивая, не то утверждая:
– Город наш и Москва тоже, были защищены противоракетами очень хорошо?! Так? Ты обнаружил признаки применения систем ПВО?
При первых словах вопроса полковник понял о чём идёт речь и нахмурился. Когда командир замолчал он только покивал головой, погружённый в свои раздумья. В комнате опять разлилась тишина, все смотрели на полковника и тот наконец собрав мысли начал отвечать:
– Удары были нанесены большим количеством боеголовок. Перехватить их все, задача сложная даже если бы система ПВО работала штатно и на полную мощность. Я тоже думал всю неделю над этим вопросом. И пока не нашёл признаков работы ПВО. Никаких признаков и никаких упоминаний в эфире, ни по применению нашего ПВО, ни по применению американского.
Офицеры хмыкнули, покачали головами, а командир задал вопрос интересующий всех:
– Как такое могло случиться?
Полковник только развёл руки:
– Что тут скажешь! Как-то случилось! Надо полагать план удара готовился давно, тщательно, умными людьми и этот план предусматривал комплексное воздействие и на средства ПВО в целях выведения всей системы из строя. Ну и всё, план был составлен, профинансирован и сработал.
Почти все присутствовавшие офицеры при словах полковника тяжко вздохнули и снова покачали головами.
Выйдя из штаба после окончания собрания и составления плана по разведке окрестностей, полковник с Сергеем пошли в казарму чтобы переодеться и вооружиться, намереваясь присоединиться к своему батальону. В казарме товарищи утеплились, захватили автоматы, Сергей прицепил на ремень кобуру с подаренным пистолетом и они выдвинулись на поиски своего батальона, который должен был проводить манёвры в районе стрельбища.
Когда товарищи подходили к просеке железной дороги они издалека услышали крики и богатырские вопли. Заинтересованные, они скрытно начали приближаться к месту действия. Им открылась интересная картина. Капитан резво прыгал по не великим пока сугробам, мечась между двумя группами бойцов и успевая командовать обеими. Все уже раскраснелись, от людей валил пар, но все увлеченно предавались своему занятию. Одна боевая группа, усиленная огневой группой Анки, с явно видимым удовольствием обкладывала вторую группу, прижимая её к железной дороге и стараясь выгнать на открытое место. Вторая группа не поддавалась и не уходила в отрыв в глубь леса, а маневрируя пыталась зайти во фланг наседавшим, стараясь удерживать их от продвижения и пытаясь создать тем максимальные неудобства. Воодушевлённый капитан руководил обеими группами сразу, успевая по ходу корректировать действия бойцов и видно было, что всё происходящее ему нравиться и он получает удовольствие больше всех прочих.
– Капитан на кураже, – прокомментировал увиденное Сергей.
– Да, – согласился полковник, – причём справляется с двадцатью бойцами легко и судить можно, что и с двумястами бойцами справиться также легко.
Сергей, в свою очередь, с удовольствием согласился. Товарищи подошли ближе и тут их заметили. К ещё большему их удовольствию первым их заметил капитан. «Молодец, следит за окружением!» – дружно согласились товарищи и тут же засеменили по снежку перехватывая автоматы по боевому на фланг атакующей группы, подчинившись приказу капитана, который заметив их, во всеуслышание объявил, что к нападавшим подошёл боевой резерв начавший манёвр охвата. Капитан по ходу прокричал поручаемое резерву направление, обозначил задачи и унёсся к начавшей резко сдавать более малочисленной группе. Друзья только подивились выносливости капитана бегавшего заметно больше других, непрестанно кричавшего и даже не запыхавшегося при этом.
Скачка по лесу продолжилась, капитан резко вывел меньшую группу из охвата, при этом организуя качественный отход с взаимным прикрытием, перестроил её и столь-же резко направил её вперёд обходя по большой дуге противника, грозя ему с фланга и стараясь отвоевать обратно потерянные при отходе площади.
До полудня время провели увлекательно и с явной пользой. Капитан замотал всех, но ни на минуту не оставлял каждого бойца без присмотра и опеки. Все почерпнули немало нужных тактических навыков и когда все уже еле передвигали ноги, сохранивший первоначальную бодрость капитан подал команду на выдвижение всех на стрельбище и подскочив к полковнику почти по уставному отрапортовал о выполнении учебной задачи и выразил уверенность в необходимости завершить учебный процесс стрельбами. То есть, предложил расстрелять имеющийся в подсумках у каждого, под шлейкой, снаряженный магазин и выжидательно посмотрел на Сергея. Полковник тоже посмотрел на Сергея, а тот оглядев волочащих ноги бойцов, обратил внимание, что шагали они уже в основном в составе своих групп и сказал:
– Можно, – и первым двинулся к огневому рубежу.
–Сейчас выполняем стрельбы с составе подгрупп! – громко давал вводную Сергей по дороге, – Стрельбу ведём по гонгам, начинаем с огневого рубежа! Производим несколько одиночных выстрелов из положения с колена или лёжа! Скорее всего не очень попадаем и под управлением капитана Шахмаева начинаем «гусеницей», прикрывая друг друга огнём, передвигаться ближе к мишеням! И так до тех пор пока не выйдем на рубеж уверенного поражения целей!
– Основная задача, выйти на дистанцию уверенного поражения целей с достаточным, для их уверенного поражения, количеством патронов!
– Внимание! Все внимательно фиксируем полученную дистанцию эффективного огня! Запоминаем!
За такими поучениями вышли на огневой рубеж. Сергею не понравилось обращение капитан, допущенное им ранее и он немного подумав крикнул:
– Командир, Шахмаев! – и дождавшись отзыва продолжил, – По подгруппам выводите бойцов на огневой рубеж! Инструктируйте по порядку перемещения! По готовности – доложите!
Скоро капитан управился с инструктажем, люди были готовы, о чём и последовал доклад. Сергей встал с одной стороны цепочки бойцов, предложив капитану встать с её другого конца и вдвоём они начали проводить стрельбы, следуя за подгруппой и наблюдая каждый свою часть военной работы, и корректируя при необходимости действия своих товарищей.
Нахождение на стрельбище взбодрило людей, несмотря на усталость все с энтузиазмом принялись за дело и скоро все подгруппы выполнили задачу. Последней запустили огневую группу Анки усиленную доктором и полковником. С их инструктажем капитан особенно повозился, пытаясь выжать максимальный эффект из Анкиных навыков. Заставил пройти упражнение несколько раз «в холостую» оценивая разные варианты исполнения и наконец выбрал наиболее эффектный, который и закрепили стрельбой. На этом решили было заканчивать, Сергей с капитаном не сговариваясь решили поберечь патроны и ресурс своих автоматов, уклоняясь заодно от их вечерней чистки, но благодарная общественность выжидательно уставилась на них.
– А как мы вдвоём-то? – робко попробовал отъехать капитан.
Но, общественность была непреклонна в своих взглядах. И Сергей призвав в ассистенты группу Анки, предложив следовать с ними «по сухому» имитируя выстрелы, двинулся на рубеж. Тут, Анка, в дополнение ко всем своим прочим качествам, явила и запасливость. Подсумки девушки были полны снаряженными магазинами, два из которых она милостиво одолжила своим одногруппникам.
Завершив стрельбы, выдвинулись в расположение. Дело подходило к обеду и все взбодрённые стрельбами резво трусили в часть. Сергей переживал за употевших товарищей и гнал их лёгким бегом, лишь иногда переводя на шаг давая перевести дух.
Виктор Палыч успевший получить КАМАЗ и провозившийся с ним всё время, поджидал теперь товарищей скучая на крыльце казармы и потягивая сигарету. Но, когда увидел их вбегающих на плац «взмыленных», резко прикинул, что после обеда у него куча дел по хозяйственной части и он их обязан выполнить. Причём, эта мысль проступила у него на лице очень чётко, так, что прочитавший её доктор тоже начал рассматривать возможные варианты послеобеденного занятия, для всех или хотя-бы для себя, чтобы уклониться от «светивших» им занятий по тактике. Капитан вошёл во вкус и теперь его было не остановить.
Вернувшись с обеда, все расположились на часовой отдых. По истечению которого полковник посмотрел на Сергея, а тот обратился к доктору:
– Ты ничего не придумал?
Тот, вздохнув, только отрицательно помотал головой и Сергей продолжил, поднимаясь с кровати:
– Пойдём, накажемся за скудоумие.
Капитан был искренне счастлив.
Перед выходом, Сергей, вытащил из под кровати ящик с патронами, за которым уже успели сбегать и вскрыть, его дети и раскидал каждому бойцу по пачке патронов. Анке, упреждая её вопросы, выложил четыре пачки. Все снарядились и двинулись «в поле».
– Ничего-ничего! Тяжело в учении – легко в бою! – подбадривал всех выходящих из казармы капитан.
Проносившись по лесу около двух часов, подчиняясь командам капитана, почувствовали, что суровая усталость подкралась ко всем членам мероприятия, кроме самого капитана. Тот, разрабатывая какую-то хитроумную тактику передвижения группы не чувствовал ничего кроме интереса. Но, призвать его к порядку удалось довольно легко и все опять засеменили на стрельбище.
– На этот раз, стрельбы будут проводиться следующим образом! – Сергей опять взялся за своё дело, – Стрельба ведётся по гонгам! С огневого рубежа, подгруппа выдвигается на отмеченную ранее эффективную дистанцию своей стрельбы плюс десять-пятнадцать метров и занимает там позицию! По команде, подгруппа открывает огонь короткими очередями, интенсивным огнём поражая цели! Расходуя на это, около половины магазина!
– Затем, в установленном командиром Шахмаевым порядке, прикрывая друг друга, подгруппа осуществляет отход на огневой рубеж! Упражнение заканчивается когда последний боец выходит за огневой рубеж!
– В общем, всё как в прошлый раз – только наступаем назад!
Выйдя к огневому рубежу, Сергей согласовал с капитаном необходимые для успешного выполнения упражнения действия бойцов и отправил того проводить инструктаж для первой подгруппы. На стрельбище все опять взбодрились, но усталость уже давала себя ощутить в полной мере и Сергей с интересом ждал результатов стрельб.
Капитан оставшийся не до конца удовлетворённым лесными скачками, на стрельбище попробовал наверстать недостающее. И погонял первую подгруппу несколько раз «в сухую» имитируя выстрелы голосом и подбирая наиболее успешный способ передвижения. Наконец он остался доволен полученным результатом, о чём и доложил Сергею.
Стрельбы проводили также как в прошлый раз, парой. Также пропустили все подгруппы, также отработали в завершении сами, поддержанные тройкой Анки. Полученные результаты были гораздо лучше ожидаемых Сергеем, все это видели и всем это поднимало настроение. Причём сильно.
В этом прекрасном настроении все и вернулись в казарму. По общему решению командиров автоматы решили лишь протереть от влаги, а чистку оставить на завтра. Причём, капитан на удивление легко с этим согласился, надеясь завтра снова заняться тактикой, но, всем показалось, что он не всё высказал и какая-то мысль у него осталась придерживаемая до поры.
Приведя себя в порядок и немного отдохнув люди начали готовиться к ужину. Сначала отлучились семейные товарищи, а потом и все остальные двинулись, не затягивая с этим делом, зная, что на сегодня запланирована вечерняя лекция их комиссара.
Помня прошлую лекцию, жители казармы с удовольствием ожидали новой и уже несколько человек обращались к Сергею за подтверждением. Даже доктор поинтересовался готов ли Сергей и какую тему он выбрал на этот раз.
– Начнём с вопросов по старой, а там как получится. Но, тебе может понравиться, – Сергей подмигнул товарищу, – командир просил по жёстче тему подобрать!
После ужина народ начал стягиваться к ленинской комнате. Дефицит культурного досуга сказался и равнодушных к предстоящему действу не оказалось. Все хотели поприсутствовать, но ленкомната не способна была вместить всех желающих. Положение спас доктор, который без церемоний прогнал всех с мест у окна, зарезервировав их для своих бойцов. Но, тут же утешил ущемлённых, заявив, что лекцию услышат все желающие. Сказав это доктор выставил в центральный проход казармы несколько колонок от своего кинотеатра, потом подумал и вытащил сам телевизор. Довольный своей находчивостью, доктор установил перед лекторским местом видеокамеру, вывел на стол лектора микрофон и соединил это всё с кинотеатром. Проверяя работоспособность системы доктор искромётно заявил:
– Хорошо слышно? То-то! От нашего рупора правды никто не укроется!
В назначенное время, всё население части не занятое в нарядах собралось кто в ленинской комнате, а кто не вместился, перед телевизором, нахваливая доктора. Сергей не выглядел особо встревоженным предстоящим выступлением, но с благодарностью принимал слова поддержки от товарищей, которые в него верили.
Поприветствовав присутствующих, Сергей начал:
– Давайте начнём с вопросов по прошлой нашей беседе, которые не успели озвучить в прошлый раз или новые вопросы у кого появились?
Первым задал вопрос майор связист, по всему видно давно к этому готовившийся:
– Не присутствовал, в силу служебных обязанностей, в прошлый раз. Но, опять-же, в силу служебных обязанностей, вопрос имею. Вы, в прошлый раз говорили о Духе Божьем, о мировом эфире и о физическом вакууме. Но, о электромагнитных полях умолчали? Почему? Они ведь есть и мы ими вполне оперируем в своей работе.
Всем стало интересно, а Сергей улыбнулся:
– Конечно, радиоинженер, офицер связист, очень ожидаемый от Вас вопрос. Но, поскольку Вы в прошлый раз отсутствовали, позволил себе упростить описание теории. Без условно, электромагнитное поле есть. Есть искусственное электромагнитное поле генерируемое устройствами, а есть естественное магнитное. Для того чтобы это проверить – достаточно посмотреть на компас. Работает ведь, значит поле есть.
– Электромагнитное поле мы сейчас понимаем – как совокупность взаимосвязанных и влияющих друг на друга электрического и магнитного полей. Даже техникой ХIХ века эти поля достаточно хорошо регистрировались и это позволило учёным их описать. Сегодня мы понимаем, что у электромагнитного поля есть масса, есть инерция, есть энергия и есть много чего ещё. Тома великие это описывают, даже утверждают, что электромагнитное поле – это вид материи. Не поспоришь!
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом