9785006272729
ISBN :Возрастное ограничение : 16
Дата обновления : 12.04.2024
Сам себе биограф. 10 способов написать автобиографию и разобраться в себе
Татьяна Валериевна Петроченко
Книга «Сам себе биограф» – уникальный литературно-психологический навигатор, помогающий взглянуть на свою жизнь с неожиданного ракурса, вспомнить прошлое, справиться переживаниями, научиться писать о себе.Авторские технологии, творческие практики и психологические этюды, предложенные в этой книге, помогали людям работать с биографическим материалом, обретать уверенность и осушать свои душевные омуты.Писать может каждый, а писать о себе – интересней и полезней всего. Не верите? Попробуйте!
Сам себе биограф
10 способов написать автобиографию и разобраться в себе
Татьяна Валериевна Петроченко
Редактор Дина Ефимовна Вишня
Дизайнер обложки Юлия Игоревна Понурьева
Литературный продюсер Олеся Владимировна Радаева
© Татьяна Валериевна Петроченко, 2024
© Юлия Игоревна Понурьева, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0062-7272-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мне повезло родиться желанным ребенком любящих родителей – это большая удача и надежный задел на будущее.
Всю силу и глубину маминой любви я осознала по-настоящему только после ее ухода. Весь трагизм и неосуществленность папиной судьбы, я осознала, когда сама прошла жизненые испытания.
Но твердые знания, что моя мама – самая красивая и заботливая мама в мире, а мой папа – самый сильный и умелый папа в мире, были моим оберегом, ориентиром и жизненным базисом.
Эту книгу о важности воспоминаний и уважении к прошлому я посвящаю моим родителям – Инге Константиновне и Валерию Ивановичу.
Пролог. Как все начиналось
Он взял меня за горло и потребовал правды. Я закашлялась, подавившись собственным страхом. В животе стало горячо, в глазах заблестели слезы. Очень не хотелось чувствовать боль, но он проскрипел, словно старая дверь, что станет еще больнее, если буду молчать. Толкнул в спину. Я неловко присела на стул. Закрыла глаза, и карусель перепутанных картинок закружила меня и унесла в прошлое.
Почти два дня с перерывом на короткий сон без отдыха и еду без вкуса я рассказывала и рассказывала. Плакала, недоумевала, смеялась, восхищалась и… наслаждалась. Но тогда я была не способна признаться себе в этом наслаждении, просто чувствовала.
Слово за словом, строчка за строчкой, страница за страницей я рассказывала о нем и о себе рядом с ним. И только когда пальцы отстучали последние слова по кнопкам ноутбука, я почувствовала себя свободной. Опять расплакалась, но это были другие слезы – слезы освобождения от боли. От боли расставания со своим первым домом, с детством и всем, что там оставалось.
«…У меня возникла дурацкая, совершенно наивная и необъяснимая надежда, что найдется хотя бы камень, о который я когда-то разбила коленку. Он ведь не мог так запросто исчезнуть! Может, этот большущий камень будет хоть каким-то условным доказательством того, что это было взаправду: и двор, и детство, и первоклассница с новеньким кожаным портфельчиком и ее молодая, самая красивая и самая умная в мире мама.
Увы, все закатано в равнодушный серый асфальт. И под этим жестким, тяжелым асфальтом осталось мое детство, мой палисадник, мой Крым.
Больно было осознавать, что уже никогда никому не смогу сказать: вот мой дом, вот мои окна. Я впервые обрадовалась тому, что рано темнеет, и никто не видит, как судорожно бьется едкий комок в горле, как пульсируют виски, сжимающие взорванный мозг, как слезы уходят за глаза, вглубь и стекают в самое сердце, выжигая закатным багровым огнем слова: АКАЦИЙ НЕТ, ДОМА НЕТ, ДЕТСТВА НЕТ, ТАНЕЧКИ НЕТ.
Усилием воли сгруппировалась, взяла себя не просто в руки, а задушила на уровне яремной впадинки, где пекучим тромбом затыкал горло ком обиды.
Не дав этому кому прорваться слезами, я хоронила его тихо и одиноко, ни с кем не разделяя своего внезапного горя – горя человека, оставшегося без родины, без детства, без возможности объяснить, почему я такая, и предъявить убедительные доказательства своей подлинности, рожденной и выращенной в этом крымском дворе, которого нет, и в этой солнечной квартире, окна которой уже никуда не смотрят.
Прошло много лет. У меня уже есть силы возвращаться к детским воспоминаниям.
Дописываю последние абзацы и горячие, соленые слезы маленькими, круглыми лужицами остаются на клавиатуре. Но в тот далекий вечер я не была еще смелой и открытой. Мои наивные, но искренние воспоминания – это то малое, чем я могу отблагодарить свой город, свое детство и все, что они во мне посеяли.
Всплески моей памяти, облеченные в слова, почти залатали душевную пробоину. И все же ни моего дома, ни старого двора нет».
Таким был мой первый рассказ. Почти 6000 знаками за сутки он неожиданно взорвал память о детстве. Мой старый двор потребовал дать ему вторую жизнь в обмен на осознание, что я могу превращать душевную боль в биографические истории.
Я закрыла ноутбук и только спустя год вернулась к этому тексту, чтобы, почти ничего не меняя, начать этим рассказом свою первую книгу.
Позже я создала литературно-биографическую мастерскую и семь лет помогала другим людям вспоминать, писать автобиографические истории, проживать свои чувства, освобождаться от груза тягостных воспоминаний и находить силы для нового, свободного будущего.
Желание выпустить эту книгу в мир утвердилось и окончательно оформилось в процессе одного из моих онлайн-курсов «Запиши свою жизнь». Участники на протяжении нескольких месяцев последовательно создавали свои истории на примере разных литературно-биографических композиций, чтобы выбрать для себя наиболее подходящую. Слушая людей, учитывая их мнения, читая их тексты, я вносила в мои композиции правки и дополнения, меняла практические задания к ним. Опыт показал: эти композиции – хорошо работающий инструмент для облегчения работы с воспоминаниями, их структурирования и создания первой книги на основе биографических историй.
Так я подошла к решению написать эту книгу-навигатор. Она станет помощником в творческой работе, поможет притормозить время и оставить свой след во вселенной. Желаю вам с увлечением пройти этой дорогой. Двигаясь по ней, вы лучше поймете природу своей личности, получите удовольствие от творческого процесса и ощутите вдохновение от того, что станете автором своей книги
Глава 1. Зачем писать автобиографию?
Живая память – сильная душа
Прошлое никогда не уходит,
оно в свернутом состоянии живет
в каждый момент моей жизни.
Карл Густав Юнг
Наша память так неудобно устроена – мы никак не можем забыть то, от чего душа устала, что тяжело носить в себе, что зудит и печет изнутри.
Наша память так мудро устроена – если мы уважим наши воспоминания, подарим им жизнь вслух, они в благодарность освободят от нас от страхов, вины, обиды, дадут свежие силы жить в теплом принятии себя.
Наша память так деликатно устроена – она не всегда тычет нам в душу неприятными или болезненными воспоминаниями, припрятав их до времени в кладовых нашего сознания.
Наша память так хитро устроена – если мы одно за другим аккуратно поднимаем наши воспоминания, то наша жизнь ощущается психологически длиннее, приобретает новые эмоциональные оттенки.
И, наконец, наша память так красиво устроена – когда мы облекаем воспоминания в форму рассказов, эссе, повестей и даже романов, мы даем судьбе второе дыхание и творчески проживаем себя еще и еще раз.
Как много мы сохраняем в памяти всего, из чего состоит наш жизненный путь от рождения до смерти? Бережны ли мы с нашим прошлым? Обогащает ли оно наше настоящее и будущее?
Например, так можно описать варианты восприятия жизненных траекторий:
1. Родился – жил да был – умер.
2. Родился – жил да был – вот что произошло – умер.
3. Родился – жил да был – сделал выбор – ошибся – размышлял – сомневался – определился – умер.
4. Родился – жил да был – а потом… – после чего… – затем… – и после этого… – ну и наконец… – а в итоге… – но в конце концов… – и сердце успокоилось тем, что… – и в завершение… умер
Жизнь каждого из нас – это четвертый вариант, если мы не пренебрегаем воспоминаниями. Если подходить к этому вопросу с точки зрения практической психологии, то в творческом обращении к воспоминаниям, в их осмыслении, перепроживании кроется большой личностный и психологический ресурс, позволяющий расстаться со многими комплексами, телесными зажимами и застарелыми непережитыми эмоциями.
Когда мы описываем наше прошлое, то еще раз эмоционально в него погружаемся и ослабляем тугие биографические узлы.
Вспоминать больно и приятно, грустно и умилительно. И всегда любопытно. Чем дольше мы живем, тем больше у нас воспоминаний – тех, которые на поверхности и тех, которые глубоко в сердце. Они – иллюстрации к прожитой жизни, жизни уникальной.
Когда мы рассказываем биографические истории, каждый волен выбирать из калейдоскопа памяти ту, которая просится стать услышанной, проявленной и ожившей. И, возможно, эти маленькие или большие, смешные или печальные ситуации станут началом книги о себе, написанной для детей и внуков. Книги неформальной, неструктурированной, нелогичной, но искренней и живой. Ведь нашим детям, как и нам, интересно знать о своих родителях: как жили, что думали, в кого влюблялись, чего пугались, как дразнились, что болтали про друзей и учителей, почему боялись высунуть ногу из-под одеяла и что любили есть на завтрак.
Время неумолимо течет, дни и годы наслаиваются, многое забывается, забывается, забывается… Родители уходят, а мы остаемся в неведении и забываем свое детство, юность, молодых маму и папу. Так мы теряем по кусочкам свое прошлое и немножко себя.
Что останется после нас? Какой след каждый из нас оставит на земле?
Но я верю: «Вы помните, вы все, конечно, помните…»
Давайте сыграем в биографическую игру. Я начну, а вы продолжите.
– Я помню, что была самой маленькой девочкой в классе и очень от этого робела. Я думала, что если бы носила очки, то казалась бы взрослее, умнее и даже выше.
– Я помню, как целовалась под кроватью в детском саду с мальчиком Олегом, и было мне тогда шесть лет. Я до сих пор не забыла его фамилию и люблю поцелуи.
– Я помню день, когда мы вернулись в Крым из-за Полярного круга. Комната была залита ярким сладким солнцем. Стены, выкрашенные желтой побелкой, подрагивали, словно теплый пудинг, и мне хотелось их облизнуть. На Колыме я не видела такого солнца, поэтому растерялась от нового впечатления. Я стояла, зажмурившись, и впитывала, впитывала эту незнакомую радость, эту золотистое волшебство южной жизни.
В какое ваше прошлое вы сейчас улетели? Не упустите всплески воспоминаний, прямо сейчас возьмите лист, ручку и запишите наскоро эти зарисовки. Я точно знаю, что по ходу чтения книги и погружения в биографический контекст они вам пригодятся.
Зачем нужны воспоминания
Можете любить свое прошлое, можете его ненавидеть, но оно всегда должно стоять у вас перед глазами. Надо достичь полного знания о самом себе. Тогда, постепенно, ваше глубинное «я» отделится и выскользнет к солнцу…
Мишель Уэльбек
Удивительное дело – чем насыщенней и содержательней становится моя жизнь, тем чаще я обращаюсь к воспоминаниям. По идее, мое настоящее должно превалировать над далеким и полузабытым прошлым или, по крайней мере, конкурировать с ним. Но нет, мой профессиональный и личностный интерес направлен на биографические раскопки.
Отчасти это связано с клиентскими историями, в которых иногда гулкая тема прошлого затмевает скромное звучание настоящего. Отчасти это эхо моей литературно-биографической мастерской, в которой мы учимся писать личные истории и осмысливать прожитый жизненный опыт и себя в нем.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом