978-5-17-080228-9
ISBN :Возрастное ограничение : 16
Дата обновления : 14.06.2023
Колыбель для кошки
Курт Воннегут
Эксклюзивная классика (АСТ)
Послушайте – когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть СВОБОДНЫМИ и УМНЫМИ. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины – несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутывалась все сильнее – как дикая, странная игра под названием «КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОШКИ»…
Курт Воннегут
Колыбель для кошки
Kurt Vonnegut
CATS CRADLE
Публикуется с разрешения Kurt Vonnegut LLC и литературного агентства The Wylie Agency (UK) LTD.
Copyright © 1963, Kurt Vonnegut, Jr. Copyright renewed © 1991 by Kurt Vonnegut, Jr. All rights reserved
Печатается с разрешения издательства Dial Press, an imprint of the Random House Publishing Group, a division of Random House, Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg.
© Kurt Vonnegut, 1963
© Перевод. Р. Райт-Ковалева, наследники, 1992
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014
* * *
Кеннету Литтауэру, человеку смелому и благородному
Нет в этой книге правды, но «эта правда – фома, и от нее ты станешь добрым и храбрым, здоровым и счастливым».
«Книги Боконона» 1:5
«Безобидная ложь – фома»
1. День, когда настал конец света
Можете звать меня Ионой. Родители меня так назвали, вернее, чуть не назвали. Они меня назвали Джоном.
Иона-Джон – будь я Сэмом, я все равно был бы Ионой, и не потому, что мне всегда сопутствовало несчастье, а потому, что меня неизменно куда-то заносило – в определенные места, в определенное время, кто или что – не знаю. Возникал повод, предоставлялись средства передвижения – и самые обычные и весьма странные. И точно по плану, именно в назначенную секунду, в назначенном месте появлялся сей Иона.[1 - О пророке Ионе – см. Книга пророка Ионы, Ветхий Завет. – Примеч. пер.]
Послушайте.
Когда я был помоложе – две жены тому назад, 250 тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад…
Словом, когда я был гораздо моложе, я начал собирать материалы для книги под названием День, когда настал конец света.
Книга была задумана документальная.
Была она задумана как отчет о том, что делали выдающиеся американцы в тот день, когда сбросили первую атомную бомбу на Хиросиму в Японии.
Эта книга была задумана как книга христианская. Тогда я был христианином.
Теперь я боконист.
Я бы и тогда стал боконистом, если бы кто-нибудь преподал мне кисло-сладкую ложь Боконона. Но о боконизме никто не знал за пределами песчаных берегов и коралловых рифов, окружавших крошечный остров в Карибском море – Республику Сан-Лоренцо.
Мы, боконисты, веруем в то, что человечество разбито на группы, которые выполняют Божью волю, не ведая, что творят. Боконон называет такую группу карасе – и в мой личный карасе меня привел мой так называемый канкан, – и этим канканом была моя книга, та недописанная книга, которую я хотел назвать День, когда настал конец света.
2. Хорошо. Хорошо. Это очень хорошо
«Если вы обнаружите, что ваша жизнь переплелась с жизнью чужого человека, без особых на то причин, – пишет Боконон, – этот человек скорее всего член вашего карасса».
И в другом месте, в Книгах Боконона, сказано: «Человек создал шахматную доску. Бог создал карасе». Этим он хочет сказать, что для карасса не существует ни национальных, ни ведомственных, ни профессиональных, ни семейных, ни классовых преград.
Он лишен определенной формы, как амеба.
Пятьдесят третье калипсо, написанное для нас Бокононом, поется так:
И пьянчужки в парке,
Лорды и кухарки,
Джефферсоновский шофер
И китайский зубодер,
Дети, женщины, мужчины –
Винтики одной машины.
Все живем мы на Земле.
Варимся в одном котле.
Хорошо, хорошо,
Это очень хорошо.[2 - Переводы «калипсо» здесь и далее – М. Ковалевой.]
3. Глупость
Боконон нигде не предостерегает вас против людей, пытающихся обнаружить границы своего карасса и разгадать промысел Божий. Боконон просто указывает, что такие поиски довести до конца невозможно.
В автобиографической части Книг Боконона он приводит притчу о глупости всякой попытки что-то открыть, что-то понять:
«Когда-то в Ньюпорте, Род-Айленд, я знал одну даму епископального вероисповедания, которая попросила меня спроектировать и построить конуру для ее датского дога. Дама считала, что прекрасно понимает и Бога, и пути Господни. Она никак не могла понять, почему люди с недоумением смотрят в прошлое и в будущее.
И однако, когда я показал ей чертеж конуры, которую я собирался построить, она мне сказала:
– Извините, я в чертежах не разбираюсь.
– Отдайте мужу или духовнику, пусть передадут Богу, – сказал я, – и если Бог найдет свободную минутку, я не сомневаюсь – он вам так растолкует мой проект конуры, что даже вы поймете.
Она меня выгнала. Но я ее никогда не забуду. Она верила, что Бог гораздо больше любит владельцев яхт, чем владельцев простых моторок. Она видеть не могла червяков. Как увидит червяка, так и завизжит.
Она была глупа, и я глупец, и всякий, кто думает, что ему понятны дела рук Господних, тоже глуп». (Так пишет Боконон.)
4. Попытка поискать пути
Как бы то ни было, я собираюсь рассказать в этой книге как можно больше о членах моего карасса и попутно выяснить по непреложным данным, что мы все, скопом, натворили.
Я вовсе не собираюсь сделать из этой книги трактат в защиту боконизма. Однако я, как боконист, хотел бы сделать одно предупреждение. Первая фраза в Книгах Боконона читается так:
«Все истины, которые я хочу вам изложить, – бесстыдная ложь».
Я же, как боконист, предупреждаю:
Тот, кто не поймет, как можно основать полезную религию на лжи, не поймет и эту книжку.
Быть по сему.
А теперь – о моем карассе.
В него, конечно, входят трое детей доктора Феликса Хониккера, одного из так называемых «отцов» атомной бомбы. Сам доктор Хониккер, безусловно, был членом моего карасса, хотя он умер, прежде чем мои синуусики, то есть вьюнки моей жизни, переплелись с жизнями его детей.
Первый из его наследников, кого коснулись усики моих синуусиков, был Ньютон Хониккер, младший из двух сыновей. Я узнал из бюллетеня моей корпорации «Дельта-эпсилон», что Ньютон Хониккер, сын лауреата Нобелевской премии физика Феликса Хониккера, был принят кандидатом в члены моей корпорации при университете Корнелл.
И я написал Ньюту следующее письмо:
«Дорогой мистер Хониккер. (Может быть, следует написать: «Дорогой собрат Хониккер»?)
Я, член корпорации Корнелла «Дельта-эпсилон», сейчас зарабатываю на жизнь литературным трудом. В данное время собираю материал для книги о первой атомной бомбе. В книге я коснусь только событий, имевших место 6 августа 1945 года, то есть в тот день, когда была сброшена бомба на Хиросиму.
Так как всеми признано, что ваш покойный отец – один из создателей атомной бомбы, я был бы очень благодарен за любые сообщения о том, как прошел в доме вашего отца день, когда была сброшена бомба.
К сожалению, должен сознаться, что знаю о вашем прославленном семействе куда меньше, чем следовало бы, так что мне неизвестно, есть ли у вас братья и сестры. Но если они у вас есть, мне очень хотелось бы получить их адреса, чтобы и к ним обратиться с той же просьбой.
Я понимаю, что вы были совсем маленьким, когда сбросили бомбу, но тем лучше. В своей книге я хочу подчеркнуть главным образом не техническую сторону вопроса, а отношение людей к этому событию, так что воспоминания «младенца», если разрешите так вас назвать, органически войдут в книгу.
О стиле и форме не беспокойтесь. Предоставьте это мне. Дайте мне просто голый скелет ваших воспоминаний.
Разумеется, перед публикацией я вам пришлю окончательный вариант на утверждение.
С братским приветом…»
5. Письмо от студента-медика
Вот что ответил Ньют:
А вы в детстве тоже баловались с «колыбелью для кошки»?! Такая игра с веревкой или резинкой, своеобразно надетой на пальцы, которая забавно складывается в различные комбинации, легко превращаясь в простейшие силки. Игра парная, в четыре руки. Прекрасная разминка для моторики пальцев и развития изобретательности!
Именно такой «колыбелью» развлекался главный (вместе с тем, внесценический) герой одноименного романа, доктор Феликс Хонникер, при этом создавая, сам того не зная, опаснейшее для человечества изобретение - вещество под названием «лёд-9». Маленький кристалл, твердый, как древесина, с точкой плавления или таяния, скажем, 100º - 130º F, который, едва лишь соприкоснувшись с любой жидкостью, приводит к моментальному превращению любого водоема, а с ним и всего Мирового океана в…
Как-то я обходила стороной утопии и антиутопии, и совершенно непонятно почему, может страх, что я не пойму о чем книга. Впрочем, я лукавлю, в школе я с антиутопией встречалась и это был Замятин «Мы», встречалась потому что не читала, а пробежалась одним глазом по диагонали. В школе мне другие книги нравились, например, «Преступление и наказание» Достоевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, где накал страстей, метания героев, а не какие-то там утопии. Я училась в такое время, когда книги для школьной программы брали исключительно в библиотеке и если ты момент упустил, а в школьной библиотеке экземпляры быстро заканчивались, приходилось топать в городскую и брать книжку там, опять же если успел, потому что программа одновременно проходила во всех школах, урвать книгу был тот ещё квест.…
Воннегут периодически пишет книги по каким-то событиям. Например, книга "Бойня №5" написана о трагической и разрушительной, при этом совершенно ненужной бомбардировке Дрездена. Эта книга написана на тему сброса атомной бомб на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Вероятно Воннегут хотел выяснить, как учёный провёл день сброса атомной бомбы на Хиросиму - 6 августа 1945 года. Книга задумывалась как документальная, но потом всё же написана художественная.Воннегут пишет, что книга не очень-то хорошо шла, то же самое он писал и о книге про Дрезден. В итоге у книги получилось большое количество маленьких глав, всего их 127, причём сама книга получилась совсем небольшой.Тут будет много информации Об учёном Хониккере, работа которого привела в ужасным последствиям и разных моментах,…
Хорошая книга об ответственности учёных за свои изобретения, проблемы мировой экологической обстановки. Сюжет романа строится вокруг опаснейшего изобретения доктора Феликса Хониккера — вещества под названием «лёд-девять». Крошечный кристаллик льда-девять, попав в любой водоём, так или иначе сообщающийся с мировыми водами, может привести к их стремительному превращению в лёд-девять и, таким образом, гибели жизни на Земле.
Доктор Хониккер любил говорить, что, если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан.
⠀Воннегут оказался для меня «не моим» писателем, но пришло это лишь на третьей прочитанной книге. Увы, мое сердечко забрали Уиндем и Оруэлл. Роман достался в декабрьском флешмобе, когда я просила фантастику или антиутопию. Но ожидало меня множество философских рассуждений...⠀По сюжету романа, главный герой — это писатель, который решил написать книгу о создателе атомной бомбы, которую скинули на Хиросиму и Нагасаки. По крупицам собирая информацию о нем, Иона (Джон) запускает необратимую цепочку событий, которые приведут к... О нет, страдайте, как страдала я, читая религиозные размышления боконистов. Да, это ирония, сарказм, сатира, высмеивание пороков и лицемерия общества. Оно даже сопровождается шутками Бокона над своей же «религией», что это ложь и чушь.⠀Был момент, когда я даже…
«– Не удивительно, что ребята растут психами. Ведь такая «кошкина колыбель» — просто переплетенные иксы на чьих-то руках. А малыши смотрят, смотрят, смотрят…
– Ну и что?
– И никакой, к черту, кошки, никакой, к черту, колыбельки нет!»В одном из эпизодов фильма «Снова в школу» (1986) Курт Воннегут играет самого себя. Герой Родни Дэнджерфилда нанимает его затем, чтобы Воннегут написал за него сочинение на тему собственного творчества. И вот Воннегут пишет работу о Воннегуте, которую преподаватель литературы конечно же возвращает со словами о том, что тот, кто написал эту работу «ни черта не смыслит в творчестве Воннегута». И, наверное, нет ничего удивительного в том, что эта короткая юмористическая зарисовка из не самой популярной и известной комедии вышла из рамок кадра и «ушла в народ»,…
Читалась легко, но скучно, сюжет не увлекал.
Все начиналась с идеи написать книгу под названием "День, когда настал конец света" , а закончилась апокалипсисом.
История показана в виде заметок, хотя и имеет сквозной сюжет.
Автор задается вопросом о религии, о жизни, об отношениях, но главное об ответственности ученных.
Книга странная.
Для себя, я не определилась понравился мне автор, поэтому в будущем познакомлюсь с другим произведением.
Воннегут такой Воннегут. Он снова беспощадно сатиричен, ёмок и остроумен. Ловкий бармен, он мешает в свой авторский коктейль и размышления о мере ответственности учёных за своё изобретение, и огромную порцию абсурда, и даже выдумывает новый культ.Возьмите крошечный карибский остров, веками переходивший от одних колонизаторов к другим (и никто не возражал!), а затем обретший подобие независимости. До 1922 года этим клочком суши не интересовался никто кроме сахарной компании. Но затем возникли двое, твёрдо решившие причинить его жителям добро. Так на острове возникла диктатура. И, конечно, боконизм. Добавляем в коктейль имени Воннегута эту вымышленную, но ужасно правдоподобную религию. Хорошо, что автор её решил творить, а не проповедовать. Ему, кстати, за этот роман ещё и степень магистра…
Книгой разочарован. Мне нравится качественная продуманная фантастика, а тут какие-то жалкие потуги создать нечто подобное. Провал полный, по моему мнению. Не стоит потраченного времени.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом