Андрей Семизаров "Робот и его девочка"

2340-е годы. Возрождённое человечество увлечённо занимается наукой. Робот Макар, Маруся, Толик, Пашка, Тимур живут обычной жизнью. Молодёжь занимается спортом, учится, работает, влюбляется. И всем невдомёк, что в прошлом поступок одной маленькой девочки запустил цепочку событий, которая неизбежно приведёт к войне. Об этом известно только учёному совету. Сможет ли новое человечество избежать кровавых потрясений? Или идеальный мир будет разрушен до основания?

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 30.05.2024

Робот и его девочка
Андрей Семизаров

2340-е годы. Возрождённое человечество увлечённо занимается наукой. Робот Макар, Маруся, Толик, Пашка, Тимур живут обычной жизнью. Молодёжь занимается спортом, учится, работает, влюбляется. И всем невдомёк, что в прошлом поступок одной маленькой девочки запустил цепочку событий, которая неизбежно приведёт к войне. Об этом известно только учёному совету. Сможет ли новое человечество избежать кровавых потрясений? Или идеальный мир будет разрушен до основания?

Андрей Семизаров

Робот и его девочка




Пролог

I

Робот модели Н101 по имени Макар заехал по пандусу рязанского детского сада №8 и вкатился внутрь, миновав раздвижные двери. В просторном холле уже собрались другие роботы-помощники, дожидаясь тех, кто задерживался. Точнее, это они пришли пораньше, потому что им было ближе добираться. Остальные прибудут вовремя. Роботы никогда не опаздывают. Макар мигнул голубыми «глазами» и занял свободное место, заблокировав своё моноколесо, чтобы случайно не укатиться. Его тело было лишь на половину антропоморфным. Проектировщики справедливо решили, что с колесом вместо ног помощники будут гораздо манёвреннее и дешевле в производстве.

Наконец, к собравшимся вышла робот-няня и позвала всех в актовый зал. При всём разнообразии «машин» эти выглядели максимально похожими на человека – высокие и стройные, с почти человеческой фигурой. Никаких тебе колёс, клещей или прихватов. Тонкие руки с красивыми кистями, длинные ноги, талия. Нянь звали «мамами», и первые шесть лет жизни они действительно заменяли малышам матерей, поскольку биологические родители у клонов отсутствовали. Новое человечество воссоздавали с нуля, так как предыдущая цивилизация в полном составе перебралась на Марс, предоставив роботов самим себе. После выпускного из сада детей передавали на попечение Н101, созданных для круглосуточной заботы о людях. Сегодня наступил тот самый день. День, когда Макар выберет своего человека.

Роботы-помощники немного потолкались в дверях, то вежливо уступая друг другу дорогу, то пытаясь одновременно протиснуться в дверной проём, но всё же вскоре оказались внутри зала. Тридцать девять пар любопытных детских глаз зыркнули на своих будущих друзей и снова упёрлись в пол.

– Дети, не стесняйтесь, – сказала робот-няня, – мы ведь с вами учились знакомиться с роботами-помощниками.

Макар прокатился туда-сюда вдоль рядов стульев, вглядываясь в лица мальчишек и девчонок. При текущем темпе воспроизводства населения Н101 пока позволялось самостоятельно выбирать себе подопечного, но не за горами то время, когда «опекунов» начнут назначать по спискам. Макар уже собрался заговорить с приглянувшимся ему мальчишкой, как увидел, что за его спиной кто-то прячется, закрыв лицо ладошками. И только по длинным тёмным кудряшкам удалось опознать в скромнике девочку.

– Так-так, – Макар подъехал поближе. – Попалась.

Под ладошками хихикнули.

– Открой личико! – Макар слегка пощекотал девчонке бок.

Та радостно взвизгнула, но лица не открыла. Только кудряшки отрицательно замотались из стороны в сторону. Макар почесал за ухом. Он видел, что так делают люди в моменты задумчивости.

– Как тебя зовут? – спросил робот.

– Маруся, – ответили «ладошки».

– Маша, значит. А что ты любишь?

– Я люблю суп, потому что он полезный!

Макар охнул.

– Любишь суп?! Такая маленькая, а уже зануда! С тобой, наверное, никто не дружит?

– Это почему?! – из ладошек выглянуло возмущённое курносое лицо с зелёными глазами. – Со мной все дружат!

– Тогда и я буду, – Макар протянул Марусе свою металлопластиковую руку. – Пойдём?

Девочка кивнула, и они направились к выходу.

– Меня, кстати, Макар зовут, – представился робот. – А ты знала, что в старину всех рязанских рыбаков Макарами называли?

– Почему? – удивилась Маруся.

– Ходила легенда, что в Рязанскую губернию приезжал царь. И когда он одного рыбака по имени Макар за что-то похвалил, другие тоже Макарами представились. Надеялись, царь и их похвалит.

– А какой царь? Гвидон?

– Пётр I. Вы его в школе проходить будете.

Они подошли к остановке и сели в автобус. Квартира, предоставленная Марусе государством, находилась не очень далеко, но Макар не хотел утомлять ребёнка раньше времени. Стояло раннее утро. Ещё успеет набегаться и устать.

II

Незаметно наступило время обеда. Только-только играли в парке в салочки, а уже пора есть. Макар впервые готовил для ребёнка. Безусловно, все необходимые знания заложены в роботов-помощников, но в первый раз всё равно как-то боязно, если, конечно, переводить ощущения Макара на язык человеческих эмоций. Маруся сидела за столом, закутанная в махровое полотенце, и болтала голыми ногами. Десять минут назад у них с Макаром состоялась настоящая битва в ванной: девочка ничего не имела против мытья, но ей хотелось похулиганить, поэтому она постоянно вырывалась и пыталась убегать. Заодно проверяла своего нового воспитателя на прочность, но Макар был неумолим. Поняв это, Маруся сдалась.

Макар подъехал к столу и начал расставлять тарелки с едой.

– Борщ! – радостно закричала девочка, схватила ложку и принялась есть.

Первое блюдо испарилось так же стремительно, как после него и второе – рис с котлетой. Пирожок и компот постигла та же участь. Маруся откинулась на стуле, икнула, зевнула и медленно произнесла:

– Дядя Макар, ты – настоящий шеф-повар!

– Ещё раз «дядькнешь» – уши откушу! – пригрозил Макар.

– Чем? – засмеялась Маруся. – У тебя же ни рта настоящего, ни зубов нет!

– Вот этим, например, – Макар открыл на корпусе транспортировочный отсек, достал из ремкомплекта кусачки и щёлкнул ими.

Маруся взвизгнула и закрыла уши руками.

– Тогда нос! – Макар не собирался отступать.

Маруся взвизгнула ещё раз и попыталась одновременно прикрыть и уши, и нос. Получилось так себе. Макар убрал кусачки и начал застилать постель. Тихий час никто не отменял. К его удивлению девочка даже не сопротивлялась. Наверное, салки в парке и сытный обед оказались сильнее желания озорничать. Макар не успел моргнуть оптическим сенсором, а Маруся уже спала прямо на стуле. Робот аккуратно взял девочку и перенёс на кровать. Теперь можно помыть посуду.

III

За время тихого часа Макар успел сгонять в магазин за продуктами, привести в порядок ванную комнату и сделать небольшую уборку в квартире. Просторной, пока ещё слишком большой для маленького ребёнка и его робота. Но проектировалась она «на вырост»: помимо кухни, спальни и гостиной здесь имелась ещё и спортивная комната, которая модернизировалась по мере взросления человека. Сначала в ней устанавливались стенка, турник, вешались канаты. Затем, уже к средним классам, наполнение могло меняться. Кто-то выбирал для постоянных занятий лёгкую атлетику, кто-то – гимнастику, кто-то ограничивался обычным фитнесом для поддержания тела в тонусе. Присутствовали в квартире и незаметные при первом взгляде приспособления и технологии. Например, бытовая система сбора, упаковки и переработки мусора. По окончанию цикла из неё выгружались компактные капсулы нескольких цветов, которые потом удобно относить и выбрасывать в аналогичного цвета контейнеры. Датчики температуры, влажности и насыщенности воздуха кислородом связывались с автоматической системой управления окнами, которые сами открывались для проветривания и потом сами же закрывались. Протечки, замыкания, возгорания контролировались «умным домом». И даже ключи от квартиры больше не требовались: замок открывался после распознавания лица и силуэта владельца.

Сами города тоже преобразились и стали экологичными не сообразно представлениям тех, кто столетия назад зарабатывал на экоповестке деньги, а по-настоящему. Зелень была повсюду. Природные «лёгкие» заполняли почти всё свободное пространство, и даже многоэтажки гармонично вписывались в этот пейзаж. Рязань, Самара, Новосибирск… Где бы ни оказался путешественник, везде бы он встретил именно такую картину. Правда, пока особо никто и не путешествовал. Новые люди обживали города постепенно, ведь население прирастало не в таких количествах, как раньше. В любом случае, на комфорт мог пожаловаться только самый вредный и придирчивый. Благо, подобных больше не водилось.

Ну и, конечно, не стоит забывать о роботах-помощниках. Н101 являлся самым массовым и, наверное, самым любимым людьми роботом. В отличие от узкопрофильных машин, его проектировали именно как близкого друга и члена семьи. Робот мог поддержать любой разговор, разбирался в спорте и искусстве, умел работать по дому и выгуливать домашних животных. Коммуникабельный, дружелюбный, ответственный. Н101 создавался для людей, и без них его существование не имело никакого смысла. Поэтому Макар, как и любой другой помощник, не мог не окружить своего подопечного заботой, что не мешало ему быть строгим и требовательным в нужное время. С детьми и подростками по-другому нельзя, иначе усядутся на шею. Да и взрослых порой тоже не помешает одёрнуть.

IV

Маруся высунула нос из-под одеяла, приоткрыла глаз и прогундосила:

– Макар, я пить хочу!

– Кружка – на столе, вода – в кране! – Макар указал рукой на кухню.

– Я хочу, чтоб ты принёс! – заупрямилась девочка.

– А хочу ли это я, маленький человек? – Макар произнёс фразу, подражая роботам из старых фильмов, – глухо и с утрировано стальными нотками.

– Принеси! – из-под одеяла показалась маленькая ручка и хлопнула по кровати.

– Не-а, – Макар принялся невозмутимо протирать стол, на котором не наблюдалось ни единой пылинки.

Маруся надулась и отвернулась к стене. Макар посмотрел на неё из гостиной сквозь дверной проём спальни и издал смешок. Девочка зарылась под подушку. Макар снова хихикнул. Противостояние продолжалось минуты три, потом Маруся не выдержала.

– Дя… Ой, просто Макар. Принеси мне, пожалуйста, попить. Очень хочется.

Макар поднял руку в воинском приветствии, заскочил на кухню, набрал воды и привёз её девочке.

– Ты очень вредный, – сказала Маруся, напившись и не дав роботу возразить, продолжила: – Пойдём гулять?

Макар ничего не ответил. Просто поводил пальцем слева направо у рта и выразительно посмотрел на девочку.

– Хорошо, почищу, – вздохнула Маруся. – Но потом-то пойдём?

– Конечно, Маша, я ведь создан для того, чтобы нести в твою жизнь радость и веселье!

– Что-то не похоже, – буркнула та и уныло поплелась в ванную.

V

Это может показаться странным, но далеко не у всех людей были персональные роботы. Наиболее склонных к точным наукам детей выявляли ещё на стадии детского сада и отправляли учиться в школы-интернаты с постоянным проживанием. Не надо думать, что они испытывали там какие-то лишения. Каждому ребёнку выделялась отдельная комната, детям организовывали досуг, водили в походы, на выставки или в театр. Будущие научные работники постоянно общались с себе подобными и с малых лет приучались быть частью профильного сообщества, которое станет созидать на благо родной страны. В школах-интернатах за ребятами присматривали как учителя из плоти и крови, так и роботы-ассистенты, профилировавшиеся на различных дисциплинах. Изначально это организовали в качестве эксперимента, но потом оно прижилось и стало осуществляться на постоянной основе.

Летом мальчишек и девчонок из интерната часто приводили на прогулку в городской парк. Они всегда выделялись своей одинаковой форменной одеждой. Летний вариант представлял собой облегчённый комплект – сандалии, шорты, рубашка с коротким рукавом, галстук и кепка. В стародавние времена кто-то сравнил бы их со скаутами, кто-то – с пионерами, да эти названия давно превратились в обычные слова, которыми никто не пользовался. Теперь это просто школьники в форме своего учебного заведения.

Макар и Маруся играли в мяч. Чуть поодаль «интернатские» паковали свои вещи в ранцы, видимо, пришло время возвращаться обратно. Один русоволосый мальчишка с голубыми глазами продолжал что-то увлечённо мастерить своими не по возрасту большими руками. Макар кинул Марусе мяч, та подпрыгнула, пытаясь его поймать. Вот только опоздала на секунду, и мяч шлёпнулся прямо на поделку юного конструктора. Мальчик ошалело замер.

– Ты что натворила? – закричал он на подбежавшую Марусю. – Это же модель космического корабля!

– Вот эти палочки? – девочка скептически посмотрела на обломки.

– Это не палочки, а детали! Придётся снова всё строить! – мальчик вскочил, и оказалось, что он на две головы выше Маруси.

– Так построй! – девочка подхватила мяч и собралась спасаться бегством: слишком уж кипятился её оппонент.

– Толик! – позвала мальчишку подошедшая вожатая, белокурая девушка лет двадцати. – Пора идти!

Толик собрал в охапку свои детали, гневно посмотрел на Марусю и бросил ей напоследок:

– Когда я построю свой корабль, то улечу отсюда туда, где не будет таких глупых девчонок! И даже не просись со мной! Не возьму!

Маруся показала ему язык и побежала к Макару, который, заподозрив неладное, покатился к девочке по лужайке.

– Что-то случилось? – спросил он, когда Маруся остановилась рядом.

– Да там тот мальчишка… – она повернулась, чтобы указать Макару на своего противника, но «интернатские» уже ушли. – Да ничего, давай теперь просто погуляем.

VI

На что Макар точно не мог пожаловаться, так это на отсутствие у Маруси аппетита. Ужин она уничтожила с такой скоростью, что робот даже не успел прочитать ей лекцию о необходимости всё тщательно пережёвывать. До сна оставался ещё час. Девочка уселась за рисование, а Макар занялся домашними делами. День близился к концу, и прошёл он неплохо. Несмотря на мелкие разногласия, они поладили. Робот очень наделся, что так будет и впредь. Главное – проявлять терпение и сильно не давить на маленького человека. Пусть небольшие победы над наставником станут наградой за соблюдение действительно важных правил.

Час пролетел незаметно. Макар скомандовал готовиться ко сну. Маруся для вида с ним поспорила, но помощник оказался непреклонен, а девочка и не очень-то стремилась выйти из спора победителем. Когда она улеглась и Макар приглушил свет, Маруся попросила:

– А расскажи мне какую-нибудь сказку, пожалуйста.

– Смотри-ка, ты уже научилась вежливо просить, – заметил робот, – умница! Какую тебе сказку?

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом