978-5-04-110263-0
ISBN :Возрастное ограничение : 16
Дата обновления : 14.06.2023
Вещие сестрички
Терри Пратчетт
Плоский мирВедьмы #2Терри Пратчетт
Если королевство в опасности, о нем позаботятся вещие сестрички.
Пообщаться с духами? Вызвать демона? Встретить Смерть? Легко, когда в вашем распоряжении ведьмовство в лучших традициях Плоского мира. А еще – король-призрак, принц, назвавшийся актером… и настоящая магия.
Терри Пратчетт
Terry Pratchett
Wyrd Sisters
Copyright © Terry and Lyn Pratchett, 1988
© Музыкантова Е. В., перевод на русский язык, 2020
© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2020
(С участием трех ведьм, а также королей, кинжалов, корон, бурь, гномов, котов, призраков, привидений, орангутангов, разбойников, демонов, лесов, наследников, шутов, пыток, троллей, сценических механизмов, всеобщей радости и суеты сует)
Ветер завывал. Молнии беспорядочно вонзались в землю, точно нож неопытного убийцы. Гром перекатывался туда-сюда по темным, исхлестанным дождем холмам.
Ночь была темна, как внутренности кошки. Говорят, в такие ночи боги играют людьми, двигая их, точно пешки, на шахматной доске судьбы. В сердцевине бушующей стихии, среди мокрых кустов дрока, словно безумный огонек в глазу хорька, вспыхнуло пламя и озарило три согбенные фигуры. Котел забурлил, и жуткий потусторонний голос взвизгнул:
– Когда мы снова соберемся, все втроем?
Повисла пауза.
Наконец другой, куда более обыденный, ответил:
– Ну, я могу в следующий вторник.
* * *
Сквозь бездонные глубины пространства плывет звездная черепаха Великий А'Туин; на спине ее стоят четыре слона, что держат на своих плечах вес Плоского мира. Крохотные солнце и луна витают вокруг, времена года сменяют друг друга, но орбита настолько сложна, что слону приходится периодически поднимать ногу, чтобы пропустить солнце, – такого, пожалуй, во всей мультивселенной не сыщешь.
Почему так – возможно, навсегда останется загадкой. Наверное, однажды Творцу наскучило как обычно возиться с аксиальным наклоном, альбедо и скоростями вращения и он решил в кои веки раз немного повеселиться.
Можно было бы предположить, что боги подобного мира в шахматы не играют, и это действительно так. На самом деле никакие боги в них не играют – не хватает воображения. Боги предпочитают простые жестокие игры, где не достигаешь Превосходства, а падаешь прямиком в Забвение. Ключом для понимания всех религий является простая истина: в представлении богов развлечение неразрывно связано с такими малоприятными штуками, как Змеи и заботливо смазанные маслом Лестницы.
Ткань Плоского мира сцепляет магия – магия, которую производит вращение самого мироздания. Она вытягивается из базовой структуры точно нити шелка и латает раны, нанесенные реальностью.
В основном магия оседает в Овцепикских горах, что тянутся от ледяных земель у Пупа по длинному архипелагу до самых теплых морей, которые бесконечно льют свои воды через Край прямо в космос.
Сырая магия, потрескивая, незримо перескакивает с пика на пик и поднимается из самых недр в горы. Именно Овцепики в основном снабжают мир волшебниками и ведьмами. Здесь листья на деревьях трепещут даже в безветрие, а скалы по вечерам отправляются погулять.
Иногда даже земля кажется живой…
* * *
А иногда живым кажется небо.
Шторм и правда разошелся не на шутку. То был его звездный час. Он годами болтался по провинциям, подрабатывая шквалом, набираясь опыта, заводя полезные связи и временами налетая на ничего не подозревающих пастухов или корчуя небольшие дубы. Ныне же прореха в погоде дала ему шанс проявить себя во всей красе, чем он и занимался в надежде, что его приметит один из крупных циклонов.
Шторм был хорош. Он продемонстрировал исключительные эффективность и страсть, и критики согласились, что если он еще и научится греметь как следует, то в ближайшие годы станет настоящим явлением.
Укутанные туманом леса бурно зааплодировали, роняя с веток листья.
В такие ночи, как уже было сказано ранее, боги играют не в шахматы, а с судьбами смертных и тронами королей. Важно помнить, что боги всегда норовят сжульничать под самый конец…
А по неровному лесному тракту стремглав летела карета, подскакивая на выступающих из земли корнях деревьев. Кучер гнал коня, и отчаянные щелчки кнута вторили раскатам грома над головой.
Позади, буквально наступая на пятки, мчались вдогонку трое скрытых капюшонами всадников.
В такие ночи творятся злые дела. Нет, добрые, конечно, тоже. Но в основном все-таки злые.
* * *
В такие ночи ведьмы выбираются на гулянки.
Ну не совсем гулянки. Пищу они не любят, вода тоже какая-то подозрительная, да и шаманы вечно норовят занять все шезлонги. Но сегодня полная луна грудью пробивалась сквозь рваные облака, а ветер переливался шепотками и всевозможными оттенками магии.
На своей полянке в лесу ведьмы вели следующий разговор.
– Во вторник я сижу с ребенком, – сказала та, которая обходилась без шляпы, зато имела такие густые светлые кудри, что они запросто заменили бы ей шлем. – С младшеньким нашего Джейсона. Вот пятница у меня свободна. Поторопись с чаем, милочка. Умираю от жажды.
Младшая из троицы испустила тяжкий вздох и налила кипяток из котла в чайник.
Третья ведьма доброжелательно потрепала ее по руке.
– У тебя очень недурно вышло. Только поработай над визгом еще немного. Не так ли, нянюш-ка Ягг?
– Как по мне, визг очень даже годный, – поспешно заявила нянюшка. – Смотрю, тетушка Вемпер, покойся она с миром, изрядно поработала над твоим прищуром.
– Прищур хорош, – заверила матушка Ветровоск.
Младшая ведьма, которую звали Маграт Чесногк, существенно приободрилась. Она буквально благоговела перед матушкой. Все в Овцепиках знали: госпожа Ветровоск редко относится к чему-либо одобрительно. И если уж она сказала, что прищур хорош, то Маграт, вероятно, при желании смогла бы заглянуть в собственные ноздри.
В отличие от волшебников, обожающих сложные иерархии, ведьмы не слишком жалуют структурный подход по отношению к карьерному росту. Каждая сама решает, брать или не брать ученицу, чтобы передать ей перед смертью свой участок. Ведьмы по натуре не особо любят общаться – по крайней мере с другими ведьмами, – и у них совершенно точно нет лидеров.
Матушка Ветровоск была самым уважаемым из их несуществующих лидеров.
Во время чаепития руки Маграт слегка дрожали. Конечно, все это очень приятно, но как-то боязно начинать карьеру деревенской ведьмы, когда с одной стороны у тебя матушка, а по другую сторону леса нянюшка Ягг. Собственно, именно Маграт предложила созвать местный шабаш. Как-то получалось более… оккультно, что ли. К ее вящему изумлению, товарки согласились – ну или, по крайней мере, не слишком возражали.
– Шабашка? – переспросила нянюшка Ягг. – С чего нам отправляться на шабашку?
– Она про шабаш, Гита, – пояснила матушка Ветровоск. – Помнишь, сборища, как в старые добрые времена.
– С танцами? – с надеждой поинтересовалась нянюшка Ягг.
– Никаких танцев, – предупредила матушка. – Плясок я не потерплю. И не вздумайте петь или вообще излишне перевозбуждаться из-за всяких глупостей вроде помад и тому подобной чуши.
– Все равно приятно на улицу выйти, – счастливо заметила нянюшка.
Запрет на танцы Маграт расстроил, зато она порадовалась, что не сболтнула еще пару идей, что крутились на языке. Маграт покопалась в свертке, который притащила с собой. Это был ее первый шабаш, и она твердо намеревалась сделать все как надо.
– Кто-нибудь хочет булочку?
Матушка внимательно осмотрела угощение, прежде чем откусить. Маграт изобразила на каждой булочке летучую мышь. Глазами служили ягоды смородины.
* * *
Карета с треском проломилась сквозь деревья на краю леса, налетела на камень, несколько секунд балансировала на двух колесах, затем выровнялась вопреки всем законам физики и понеслась дальше. Но теперь, вверх по склону, она ехала все медленнее.
Мужчина, встав на козлах на манер возницы, откинул волосы с глаз и всмотрелся во мглу. Здесь, у подножия Овцепиков, никто не жил, но впереди маячил огонек. Боги всемилостивые, огонек!
Стрела вонзилась в крышу позади кучера.
* * *
А тем временем король Веренс, владыка Ланкра, совершил удивительное открытие.
Как и большинство людей – по крайней мере то большинство, что еще не успело разменять седьмой десяток, – Веренс не слишком терзался мыслями на тему «что случается с тобой, когда ты умираешь». Как и большинство людей с начала времен, он полагал, что в итоге оно все само как-то уладится.
И, как большинство людей с начала времен, ныне был мертв.
На самом деле он с кинжалом в спине лежал у подножия одной из собственных лестниц в Ланкрском замке.
Веренс сел и с удивлением обнаружил: если то, что он воспринимал как себя, приняло вертикальное положение, то вот то, что весьма походило на его тело, осталось валяться на полу.
А тело-то очень даже неплохое, решил монарх, впервые увидев его со стороны. Следовало признать, он всегда был к нему привязан, хотя теперь ситуация, похоже, изменилась.
Большое, мускулистое. Веренс хорошо о нем заботился. Позволил ему отрастить усы и длинные летящие локоны. Старательно выполнял полезные упражнения на свежем воздухе и ел много красного мяса. А теперь, когда тело пришлось бы очень кстати, оно его бросило. Или выбросило.
Вдобавок ко всему рядом маячила какая-то высокая тощая фигура. По большей части ее скрывал черный балахон с капюшоном, но торчащая из складок рука, что сжимала большую косу, была костлявой.
Когда ты мертв, кое-кого можно опознать на уровне инстинктов.
– ПРИВЕТ.
Веренс выпрямился во весь рост – вернее, выпрямился бы, кабы та часть короля, к которой относилось слово «рост», не лежала бревном на полу, устремив взгляд туда, чему подходило лишь слово «небытие».
– Я король, между прочим.
– БЫЛ, ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО.
– Что? – рявкнул Веренс.
– Я ГОВОРЮ – БЫЛ. ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ». СКОРО ПРИВЫКНЕШЬ.
Незнакомец побарабанил костлявыми пальцами по ручке косы. Его явно что-то расстраивало.
Если на то пошло, я тоже недоволен, подумал Веренс. Многочисленные прямые намеки на его нынешнее состояние пробились даже сквозь безрассудную храбрость, коей так славился монарх при жизни. До него дошло, что в каком бы королевстве он сейчас ни находился, его уже явно нельзя было назвать правителем.
– Ты Смерть, приятель? – отважился спросить Веренс.
Нравится мне Плоскомирский цикл. У подциклов разные изюминки и даже целевые аудитории, но пока что — вот уже шестой роман подряд — услышанное меня с завидным постоянством радует. Конечно, немалую роль в этом играет и великолепное исполнение Александра Клюквина, но и сам Пратчетт демонстрирует выдающееся мастерство в своём деле. Такую фантазию ещё поискать, столько интересностей он впихнул в этот мир, да ещё и умудрился заставить все винтики слаженно работать.
Подцикл о ведьмах носит метку "18+" (в моём издании), и обусловлено это более взрослым юмором. Поначалу его характер меня с непривычки чуточку удивил, но что ещё ожидать от умудрённых жизнью ведьм — всё логично. В этом романе большую роль играет театр, и, должна сказать, приобщение ведьм к искусству было бесподобным. А гвоздём…
Изюминкой этого произведения должны были послужить щедрые аллюзии и реминисценции. Очередная фраза то отсылала к Макбету, то напоминала о Гамлете, то улыбалась по-чеширски. Но почему-то здесь меня это не радовало, каждая очередная "находка" лишь отнимала надежду прочитать что-то оригинальное, может быть потому что все эти плотно следующие одна за другой отсылки были в качестве прямолинейных сюжетных ходов, а не тонких намеков. В последнее время мне это что-то поднадоело. Английские литераторы вообще избыточно щедро цитируют Шекспира и Кэрролла.
Король убит герцогом по наущению жены и теперь его бодрый призрак слоняется по замку и тренируется хватать кинжал, чтобы отомстить, а герцог не может отмыть руки от воображаемой крови. Королевство настолько мало, что подданные…
Ах, какая прелесть!
Потрясающий язык книги, такие же потрясающие ведьмы - это обязательно надо читать. Я любитель этого жанра, а Пратчетт прекрасно показывает, что есть фэнтези, и есть ФЭНТЕЗИ.
Интересно придуман Плоский мир. Оказывается, богам просто надоело корпеть над осями вращения, углами наклона и прочими премудростями. Взяли и сделали как проще. Тем не менее страсти в Плоском мире кипят не слабее, чем на настоящих планетах.
Убит король маленького королевства. Постарался тот, кто ему наследует. Тот король был, конечно, не подарок, но этот... Новому и королевство-то не очень нужно, да и не любит он его. Зачем в короли нацелился? Да вот в эту сторону крыша съехала, да жена еще подтолкнула.
И получили жители короля, который королевство терпеть не может, но в должность эту вцепился…
Это что-то невероятное! Какое же чудо эти ведьмы! Пожалуй, из всех книг цикла эта пришлась мне более всего по душе. Ведьмы великолепно прописаны. У каждой свой характер. Да и без любовных переживаний книга не обошлась. Особенно неожиданно и приятно было встретить на этих страницах Смерть. Да, пусть в мимолетном отрывке, но все же. Здесь нашлось место театру, что то же было несколько неожиданно. В целом история простая: борьба за трон и восстановление справедливости. Написано об этом достаточно много, но здесь, для меня, все решили действующие герои.
Продолжаю время от времени читать цикл "Плоский мир". Книг там больше сорока, поэтому дело быстро не пойдет. Перерывы то нужны, одно и тоже надоедает со временем. Итак, это у нас шестая книга о плоском мире и вторая подцикла о ведьмах. Точнее ведьма одна, матушка Ветровоск. Остальные персонажи другие. Да и книга не является продолжением первой о ведьмах. Даже не ясно что было раньше. В первой матушка Ветровоск поехала с талантливой девочкой, первой волшебницей на диске, в Анк-Морпорк. Да там и осталась. А тут она с другими двумя ведьмами находится дома, в Овцепиках. И не слова не упоминается о истории с предыдущей книги. Тут идет свое приключение. Хотя я надеялся узнать, как обернулась в дальнейшем жизни девочки, первой в мире волшебнице. Ну ничего, надеюсь в дальнейшем еще будет о ней.…
Легкая сатира на Уильяма Шекспира мне зашла. А "Вещие сестрички" именно об этом. Юмор, простота, изящество - так можно охарактеризовать язык Терри Пратчетта. Вообще, данная книга - лишь мое знакомство с этим автором, но слышала, что все его книги, описывающие Плоский мир, отличаются теми же особенностями.
Данное произведение понравится любителям жанра фэнтези, тем, кто фанатеет от "Гарри Потера", "Властелина колец" и проч. Магия, волшебство, ведьмы и ... юмор - отличное сочетание!
Оценка не 5, потому что в некоторых моментах мне становилось скучновато...Особенного сюжета нет, поэтому, поэтому...милая юмористическая сказка интересна, но всё же не совсем то, что я люблю читать. Но это очень субъективное мнение. С творчеством автора, в любом случае, стоит познакомиться.
Давно положила глаз на этот подцикл. И именно из-за этой книги. И вот настал момент, когда я решила познакомиться с этим произведением и творчеством Пратчетта в принципе. Впечатления самые приятные. Даже не ожидала, что будет настолько интересно, если учесть, что «Вещие сестрички» на самом деле вторая книга подцикла, а значит, знакомство с первой мне еще предстоит.Поначалу было не совсем понятно, кто есть кто. Хотелось хотя бы краткого описания персонажей, чтобы понять, что они из себя представляют. Какой-то предыстории, что ли. Но по мере прочтения в моем воображении сложились определенные образы и характеры ведьм, поэтому, думаю, первая книга не особо прольет свет на их характеристики. Что ж, скоро узнаем!Книга очень понравилась. Уверена, что продолжу знакомство с творчеством…
На данный момент подцикл про ведьм стал моим любимым в истории Плоского мира. Если первая книга показалась мне несколько сумбурной и запутанной, то с продолжением у меня "любовь с первого взгляда". А "Вещие сестрички" - это, безусловно, прекрасное произведение. В основе истории лежат элементы самых разных произведений - от Шекспира до обычных анекдотов.
Матушка Ветровоск в этой книге, на мой взгляд, раскрывается полностью. В предыдущей книге она вроде и играет важную роль, но ее характер почти не раскрыт. Среди всего многообразия героев она получилась самой цельной и реалистичной. Две другие ведьмы тоже интересные, но они тут играют роль "второй скрипки". При этом, благодаря их особенностям, образ Матушки Ветровоск обретает дополнительную прелесть.
С момента, когда начинаешь понимать…
Маграт была явно озадачена вопросом.
- Ты имеешь в виду проценты? – наконец сообразила она. Вторую половину первой десятки огромного цикла открывает 100% попадание в мои любимые книги. Вещие сестрички покоряют своим характером и подходом к делу. Мудрость и непоколебимое спокойствие, уважение традиций и пренебрежение правилами, нарочитое наплевательство и материнская забота. И довольно тривиальная политическая проблема, в которую ведьмам вмешиваться не по чину, но Случай или Судьба или Рок или еще кто-то из богов Плоского мира (или просто никто не удосужился проследить) привели к ним на шабаш непрошенных гостей. И все закрутилось и пошло своим чередом, но, как всегда, с юмором и безграничной фантазией.Ведьмы, разные характером и жизненными укладом, но объединённые верой ремесла,…
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом