9785006434820
ISBN :Возрастное ограничение : 12
Дата обновления : 09.08.2024
Антонио Гауди. Саграда Фамилия. Маленькие рассказы о большом успехе
Николай Яковлевич Надеждин
Эта книга рассказывает о пути талантливого архитектора, воспитанника Барселоны Антонио Гауди. У этого гения от архитектуры были свои правила. Он никогда не пользовался чертежами – конструируя дома по наброскам. Его творения стоят десятилетия и, возможно, даже столетия. Но при малейшем изменении в их конструкции эти сооружения в буквальном смысле разрушаются. И другие архитекторы с большим трудом могут (если, вообще, могут) повторить волшебство Антонио Гауди.
Антонио Гауди. Саграда Фамилия
Маленькие рассказы о большом успехе
Николай Яковлевич Надеждин
© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-3482-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие истории о большом успехе»
Антонио Гауди
Саграда Фамилия
2024
Введение
Архитектуру, как и живопись, нужно уметь рассматривать. Иначе дома будут выглядеть, как всего лишь дома. А это огромные живые скульптуры – многоплановые, полифоничные, чрезвычайно сложные.
Нам кажется, что мы умеем видеть красоту. На самом деле это такой же редкий талант, как и умение красоту создавать.
Взять, к примеру, творения Антонио Гауди… Разве впервые их увидев, не испытываешь удивления? А задача архитектора была вовсе не шокировать досужую публику… Что же в таком случае?
Если уж вы попали в Каталонию (а рано или поздно там оказывается любой человек, который любит путешествовать и хоть что-то как-то и где-то зарабатывает), то послушайтесь доброго совета. После торопливой скороговорки гида позвольте себе чуть отстать от общей экскурсионной группы. Всмотритесь в фасад дома Батло или Мила. И подумайте – зачем он это сделал. Какую мысль пытался до нас донести – через добрую сотню лет.
Ну а если дело происходит у Саграда Фамилиа, то смотреть надо во все глаза. И – думать, думать.
Не знаю, прав ли я, но мне эта огромная недостроенная церковь, как и все дома Антонио Гауди, кажутся… объяснением в любви. Нежным, трепетным, очень искренним. В любви к своей родине – гордой и прекрасной Каталонии.
Это как раз тот нечастый случай, когда слово «патриот» напрочь лишено негативного подтекста.
1. Путешествие по Каталонии
Испания чудесная страна. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов. И значительная их часть из России.
Но недаром испанцы говорят, что Испания это не одна, а несколько непохожих друг на друга стран. Их, как минимум, три (на самом деле больше). Это собственно Испания, Баскония и Каталония.
Каталония – автономная область на севере Испании. Самый богатый район страны – и не только в экономическом плане, но и самый богатый на таланты. Российские туристы, посещающие Каталонию, совершают «паломничество» по давно установленным маршрутам. Памятные места, тем или иным образом связанные с Сальвадором Дали – Фигерас, Кадакес, замок Пубол. Поездки в Андорру и Мадрид. Но главным «лакомством» остается экскурсионная прогулка по Барселоне…
Каталонцы (которые, кстати, называют себя чуть иначе – каталанцы, а язык свой не каталонским, как называем его обычно мы, а каталанским) народ гордый и очень трудолюбивый. И сама Каталония – край цветущий, ухоженный. А между тем на этой земле в двадцатом веке разразилась одна из самых кровопролитных гражданских войн. И Каталонии в этой войне досталось едва ли ни более любых других испанских провинций…
Знакомство с Каталонией начинается, как правило, с курортного местечка, отеля и близлежащего пляжа. Но потом, чуть освоившись со своим временным туристическим домом, надо обязательно съездить в Барселону. Почему именно в Барселону? Потому что это самый красивый город мира. Без преувеличений.
2. Старая Барселона
Красавица Барса… Погулять по ее улицам необыкновенное и, увы, краткое для туриста счастье. Здесь и дышится как-то по-особенному. Узкие средневековые улочки, расходящиеся от Рамбла. Готические храмы. Величественные современные постройки.
В Барселоне, если зайти в любое местное кафе, вы получите не только превосходный кофе, но и улыбку испанки, стоящей за прилавком. Для этого надо произнести всего одно слово: «Ола!» И тут же прозвучит ответное приветствие. И – роскошная улыбка, что тоже одна из главных достопримечательностей этой гостеприимной страны.
Однако, пора отправиться на прогулку по улицам старой Барсы. Очень хорошо, если пешком – вы больше увидите. Но чаще приходится перемещаться на неповоротливом огромном автобусе. И хорошо, если водитель не будет торопиться (а он не будет торопиться – ему же надо вам показать все самое интересное в Барселоне).
Ой, что это? Дом, в котором нет никаких углов… Это дом Батло работы Антонио Гауди. Дом, который похож на шляпу. Или на кокетливо украшенный гриб. Или… бог весть на что он именно похож. Но красив необыкновенно. И по словам тех, кто здесь живет, чрезвычайно удобен.
А вот другой дом – мрачноватый и тоже очень необычный. Это дом Мила, который называют «каменоломней». Он интересен и снаружи, но внутри еще интересней. Это тоже Гауди.
Всего в Барселоне 14 строений, возведенных великим мастером архитектуры. И дома Гауди – самое впечатляющее и самое прекрасное зрелище старой Барселоны. Не туристический аттракцион, а дома, в которых живут люди.
3. Парк Гуэля
А потом автобус везет нас в городской парк Барселоны – в парк Гуэля. Все, что здесь построено, придумано Антонио Гауди.
Мы идем по засыпанным гравием дорожкам. Между крон деревьев проглядывает островерхая башенка миниатюрного замка. Это дом, в котором жил Гауди.
Идем дальше. Пальмы, а в их ветвях кричат попугаи. Удивительно, но эти птицы никуда не улетают. Хотя свободны лететь, куда заблагорассудится.
Идем дальше. Погода стоит жаркая. И мы не торопимся – на прогулку у нас есть больше часа…
Смотрите туда, вниз. Видите извивающуюся змею, что окружает желтую площадку. Это не змея, это скамейка. И не просто скамейка, а скамейка, покрытая изразцами, керамической плиткой и цветным стеклом. Она прохладная и очень удобная. И поверхность ее бесконечного сидения неровная. Присмотритесь внимательней – она повторяет форму человеческого тела. Словно на еще незастывшую поверхность цементного основания садились люди, чтобы придать скамье эту необычную форму… Так оно и сеть. На эту скамью Гауди усаживал рабочих (предварительно раздев их донага). И вот результат.
Здесь очень много интересного. Необыкновенной красоты домики – виллы, которые Гауди построил для зажиточных барселонцев, но те так и не оценили идеи мастера и его друга Гуэля – заказчика большинства из творений архитектора. Веселые «пряничные» беседки, словно вылепленные из глины и покрытые глазурью (догадка верная – это снова глазурованная керамическая плитка).
Очень красиво… Но пора отправляться дальше. Главное чудо нас ждет впереди.
4. Саграда Фамилиа
Вот он – величественный, огромный храм Саграда Фамилиа – Святого Семейства. Главное и до сих пор незавершенное творение Антонио Гауди…
Этот храм невозможно сфотографировать целиком – он попросту не умещается в кадре. Вроде бы и отойти есть куда, да отсюда, с расстояния в сотню метров, уже не видны детали. А подойдешь ближе и – затекает шея. Смотришь на этот собор, задрав голову. И что интересно – сколько ни смотри, всего не разглядишь.
Впечатление Саграда Фамилиа оставляет колоссальное. Поначалу захватывает дух. Потом появляется даже некоторое раздражение. Ну, какой же это храм? Потом проникаешься грандиозностью строения. Храм, именно храм! Да еще какой храм…
Что вам видится в башнях Саграда Фамилиа? Вот несколько ответов наших российских туристов.
– Цыганская церковь, вот это что! Посмотрите на эту пестроту, на обилие фигур. Разве храмы такими бывают. И потом – это же вылеплено из глины. Как простояло сто лет?.. Не из глины? Из камня? Удивительно. Подождите, я подробней рассмотрю… С ума сойти…
– А мне кажется, что это какая-то сектантская церковь. Католическая? И что, здесь идут службы? Нет? Ну, я же говорю… Хотя… С другой стороны, надо взглянуть. Здесь же четыре фасада – должно во всяком случае быть. И что, на каждом фасаде три портала? Это сколько же труда…
– А мне плакать хочется. Этот храм тронул мое сердце. А я, представьте, человек совершенно неверующий… Что, и вы тоже? И какие он у вас вызывает чувства? Вот видите – я не одинок… Какая красота. Небесная, неземная красота. И какое величие…
5. Волшебник Гауди
Да кто же он такой – Антонио Гауди?
Великий архитектор, ниспровергатель авторитетов и законодатель мод. Модернист, работавший вне устоявшихся стилей. Человек, который почти не работал с чертежами. Архитектор, специалист, в основе труда которого лежит скрупулезный математический расчет (а так оно и было), Гауди пользовался набросками здания в импрессионистском стиле. То есть общие очертания, форма, но ни дотошной детализации, ни конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и… вычисления в уме. Можно сказать, он был Эйнштейном в архитектуре (или наоборот – Эйнштейн был Гауди в теоретической физике, все же Антонио Гауди был намного старше).
Гауди был крайне необщителен и даже замкнут. С людьми – со своими работниками – был жесток и даже жесток. Аскет, который питался кое-как и кое-как одевался. Он не признавал роскоши и богатства – когда дело касалось лично его. Но строил при этом роскошные здания.
Саграда Фамилиа – главное творение Гауди. И, представьте себе, все деньги, что он зарабатывал в должности архитектора храма, Гауди вкладывал в само строительство. Он много лет работал бесплатно, не считая себя в праве присваивать народные деньги – а храм строился на пожертвования богатых и бедных барселонцев.
После себя Гауди не оставил никаких записей. Близких друзей у него не было. И многие обстоятельства его жизни так до сих пор и не прояснены…
А что говорят о Гауди сами каталонцы? Спросите любого – они его боготворят.
6. Явление гения
Дело было в небольшом городке Реус, что находится в курортном ныне районе Коста Дорада, в десяти километрах от прибрежного города Таррагона. 25 июня 1852 года в семье Франсеска Гауди-и-Сьерра и Антонии Корнет-и-Бертран родился мальчик. В честь матери маленького сынишку назвали Антонио. А по испанской традиции он получил двойную фамилию – по фамилии отца и матери, то есть Гауди-и-Корнет.
Отец Антонио был потомственным кузнецом, его специальностью была не только ковка, но и чеканка по меди. И он довольно рано научил сына понимать красоту предметного мира, а заодно привил любовь к рисованию и архитектуре. Франсеску часто приходилось изготавливать кованные ограды и затейливые заборчики к могилам на местном кладбище. Много было заказов и от местной церкви. И это тем более удивительно – отец Антонио не верил в бога. И это в католической набожной Каталонии.
Мать будущего архитектора была обычной домохозяйкой. Она занималась воспитанием сына, а потом и младшей дочки.
Матушке Антонии в этой жизни досталось, как никому. Год за годом она рожала детей. И все они умирали в младенчестве. Антонио был первым, кто выжил. Хотя мало кто в это верил. Мальчик рос очень болезненным, поздно начал ходить. И хворал всеми младенческими недугами, которые только существуют.
Мать молилась (она в отличие от мужа в бога верила), но особых надежд на спасение сына не питала. Слишком многих она потеряла за последние годы.
7. Маленький инвалид
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом