Морис Дрюон "Узница Шато-Гайара"

grade 4,6 - Рейтинг книги по мнению 4330+ читателей Рунета

Мориса Дрюона читающая публика знает прежде всего по саге «Проклятые короли», открывшей мрачные тайны Средневековья. За каждым произведением цикла стояла кропотливая работа в Национальном архиве, изучение документов, написанных на архаичном французском или на латыни. После романа «Железный король» эту серию исторических фресок продолжает «Узница Шато-Гайара». Зловещая тень пала на Францию. В день солнечного затмения скончался Филипп IV Красивый, прозванный Железным королем. Он строил крепости, преобразовывал законы и всеми силами охранял независимость Франции. Двадцатипятилетний Людовик, унаследовавший отцовский трон, был не слишком пригоден к этой роли. Его главные жизненные достижения – репутация рогоносца и нелестное прозвище: Сварливый. Прежде всего его заботит не судьба государства, а восстановление супружеской чести. Отныне судьба королевы-изменницы – в руках монарха? Повлияет ли на ее участь проклятие Великого магистра?

date_range Год издания :

foundation Издательство :Азбука-Аттикус

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-389-19402-1

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

Узница Шато-Гайара
Морис Дрюон

Азбука PremiumПроклятые короли #2
Мориса Дрюона читающая публика знает прежде всего по саге «Проклятые короли», открывшей мрачные тайны Средневековья. За каждым произведением цикла стояла кропотливая работа в Национальном архиве, изучение документов, написанных на архаичном французском или на латыни. После романа «Железный король» эту серию исторических фресок продолжает «Узница Шато-Гайара».

Зловещая тень пала на Францию. В день солнечного затмения скончался Филипп IV Красивый, прозванный Железным королем. Он строил крепости, преобразовывал законы и всеми силами охранял независимость Франции. Двадцатипятилетний Людовик, унаследовавший отцовский трон, был не слишком пригоден к этой роли. Его главные жизненные достижения – репутация рогоносца и нелестное прозвище: Сварливый. Прежде всего его заботит не судьба государства, а восстановление супружеской чести. Отныне судьба королевы-изменницы – в руках монарха? Повлияет ли на ее участь проклятие Великого магистра?

Морис Дрюон





Узница Шато-Гайара

Maurice Druon

LA REINE ЕTRANGLЕE

Copyright © 1955 by Maurice Druon

©?Н. М. Жаркова (наследник), перевод, 2021

©?Л. Н. Ефимов, перевод примечаний, 2021

©?Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа

„Азбука-Аттикус“», 2021

Издательство АЗБУКА

* * *

Цикл исторических романов Морича Дрюона «Проклятые короли», открывший мрачные тайны средневековья, пользовался в СССР необыкновенным успехом: миллионные тиражи, десятки изданий, и все равно за этими книгами стояла очередь в библиотеке. Прошло время, изменилась страна, но романы этого цикла по сей день заслуженно любимы читателями.

«Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!» – бросает из пламени костра великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле в лицо Филиппу Красивому, королю Франции. Это огненное пророчество сбудется: с 1314 года более полувека на троне Франции короли будут сменять друг друга, но никто не задержится там надолго. Дворцовые интриги, внезапные смерти, династические революции и кровавые войны будут сопровождать это мрачное шествие проклятых королей. Невероятная эпоха, определившая будущее прекрасной Франции.

Мориса Дрюона недаром любят в России. Помните, во времена книжного дефицита, когда популярные книжки можно было приобрести за сданную макулатуру, лидером этого «натурального обмена» был именно Морис Дрюон. И это вовсе не смешно. Для простых читателей Дрюон был одновременно и захватывающим, и интеллектуальным чтением.

    Павел Басинский

Если вам нравится «Игра рпестолов», вы влюбитесь в серию романов Дрюона «Проклятые короли».

    Джордж Р. Р. Мартин, атвор «Игры престола»

Идеальное слияние исторической правды и романтического вымысла. Золотая классика жанра.

    Les coups de cCur des libraries.
    www.livredepoche.com (http://www.livredepoche.com/)

Действие дрюоновского цикла охватывает почти весь XIV век. Мы попадаем в средневековую Францию, путешествуем по Европе, видим роскошные коронации, чехарду рвущихся к власти правителей, казни, интриги, жестокость тех мрачных времен, «когда собор Парижской Богоматери был еще белым», а чума за короткое время выкашивала пол-Европы…

Изысканная историческая проза с долгим послевкусием, как выдержанное французское вино.

    Людивин.
    Librarie FNAC (Bordeaux)

* * *

Вся история того времени – в смертельной борьбе законника и барона.

    Мишле

Я хочу еще раз выразить горячую признательность Пьеру де Лакретелю, Жоржу Кесселю, Кристиану Гремийону, Мадлен Мариньяк, Жильберу Сиго, Жозе-Андре Лакуру за ценную помощь, которую они оказали мне во время работы над этим томом; хочу также поблагодарить работников Национальной библиотеки и Национальных архивов за необходимое содействие моим изысканиям.

    М. Д.

Пролог

29 ноября 1314 года, через два часа после вечерни, двадцать четыре гонца в черном одеянии, украшенном эмблемами французского государства, выехали из ворот замка Фонтенбло и, пустив коней вскачь, углубились в лес. Дороги замело снегом, мрачное небо было темнее окутанной сумраком земли.

Двадцать четыре гонца скакали без отдыха до самого утра, скакали они и на второй день, и на третий; кто направлялся во Фландрию, кто – в Ангулем и Гиень, кто – в Доль в графстве Конте, кто – в Ренн и Нант, в Тулузу, в Лион, в Эг-Морт, в Марсель, подымая с постели представителей местной власти, дабы те объявили в каждом граде и поселении французского государства, что король Филипп IV Красивый испустил дух. Вслед им, разрывая мрак, несся со всех колоколен погребальный звон; с каждым часом ширилась и росла зловещая волна набата, и затихла она, лишь докатившись до границ Франции на севере, востоке и юге.

После двадцатидевятилетнего царствования преставился не знавший слабости король, прозванный Железным; скончался он в возрасте сорока шести лет от кровоизлияния в мозг, и густая тень окутала французское государство, ибо день его смерти совпал с солнечным затмением.

Итак, свершилось последнее, третье проклятие, что восемь месяцев назад бросил в лицо королю заживо сожженный на костре Великий магистр ордена тамплиеров.

Высокомерный, умный, настойчивый и скрытный государь, Филипп Красивый столь многим отметил свое царствование и свое время, что казалось, в вечер его смерти перестало биться сердце самого королевства. Но не умирает нация со смертью одного человека, как бы велик он ни был: иные законы определяют рождение и упадок государств. Имя Филиппа Красивого осталось памятно французам как имя короля, который сжигал на кострах своих недругов и повелел уменьшить долю золота в монете Франции. Зато очень скоро забылось, что он обуздал знать, старался поддерживать мир, преобразовывал законы, строил крепости, чтобы оградить поля Франции от вражеских нашествий, уравнял в правах провинции, сзывал на ассамблеи горожан, дабы заслушать их мнение, и всеми силами охранял независимость Франции. Но едва лишь успела окоченеть его рука, едва лишь угасла эта железная воля, как сразу же началась необузданная игра личных интересов, ущемленных самолюбий, погоня за титулами и деньгами.

Две партии вступили в борьбу и свирепо оспаривали власть друг у друга: с одной стороны – реакционный клан баронов, возглавляемый графом Валуа, родным братом Филиппа Красивого; с другой стороны – клан высших сановников, руководимый Ангерраном де Мариньи, первым министром и коадъютором покойного монарха.

Избежать столкновения, которое назревало в течение долгих месяцев, или разрешить его мог только сильный государь. А двадцатипятилетний Людовик, король Наваррский, унаследовавший отцовский трон, был малопригоден к этой роли; единственное, чего он добился, – это репутации рогоносца и нелестного прозвища: Сварливый.

Жена его, Маргарита Бургундская, старшая из принцесс, обитавших в Нельской башне, была заключена в крепость за прелюбодеяние, и жизнь ее явилась своеобразной ставкой в борьбе между соперничающими партиями.

Но все тяготы этой борьбы, как и всегда, ложились на плечи тех несчастных, кто ничем не владел и не мог даже ни о чем мечтать… Да и зима 1314/15 года, как на грех, выдалась суровой и голодной.

Часть первая. На заре царствования

Глава I

Узницы Шато-Гайара

На меловом утесе, напоминающем формой своей шпору, у подножия которого лежит городок Пти-Андели, высится замок Шато-Гайар, господствуя над всей Верхней Нормандией.

Как раз в этом месте Сена среди тучных лугов образует широкую излучину, и Шато-Гайар, как страж, озирает гладь ее вод на десять лье вниз и вверх по течению.

Еще и сегодня развалины этой грозной твердыни приковывают к себе взгляд человека, тревожат его воображение. Наряду с Крак-де-Шевалье в Ливане и башнями Румели-Гиссар на Босфоре смело можно назвать в числе памятников военной архитектуры Средневековья и крепость Шато-Гайар.

Созерцая эти сооружения, воздвигнутые с целью охранять уже завоеванные земли или угрожать соседям, невольно обращаешься мыслью к тем людям, которые отделены от нас всего лишь пятнадцатью-двадцатью поколениями, к тем людям, которые возвели эти цитадели, укрывались и жили за этими крепостными стенами, разрушали эти крепостные стены.

В описываемую нами эпоху замок Шато-Гайар насчитывал всего сто двадцать лет. По приказу короля Ричарда Львиное Сердце его построили в течение двух лет, в обход договоров и с целью грозить отсюда королю Франции. Увидев свое детище, воздвигнутое на утесе, сверкающее белизной свежей каменной кладки, опоясанное двойным кольцом крепостных стен, с верками, спускными решетками, амбразурами, с тринадцатью башенками и главной двухэтажной башней, Ричард воскликнул: «Какой веселый замок!» – откуда и пошло название Шато-Гайар[1 - Ch?teau-Gaillard (фр.) – «веселый замок».].

Десять лет спустя Филипп-Август вместе с прочими нормандскими землями отобрал у Ричарда и его любимую крепость.

С тех пор Шато-Гайар перестала быть военной крепостью, ее превратили в королевскую тюрьму.

Здесь заточали важных государственных преступников, чью жизнь король желал сохранить ценой вечного лишения свободы. Тому, за кем убирали подъемный мост Шато-Гайара, уже никогда не суждено было увидеть белый свет.

Целый день над башнями с карканьем кружилось воронье; зимними ночами у подножия крепости выли волки. Только направляясь в часовню слушать мессу, узник ненадолго покидал свою темницу и по окончании службы вновь возвращался туда, где ждала его смерть.

Ныне – в последнее утро ноября 1314 года – крепость Шато-Гайар со всеми ее укреплениями служила местом заключения для двух принцесс, и вся стража зорко стерегла двух женщин – одной из которых минул двадцать один год, а другой восемнадцать, – двух кузин, Маргариту и Бланку Бургундских, бывших жен сыновей Филиппа Красивого, уличенных в прелюбодеянии с королевскими конюшими и заточенных после неслыханного еще при дворе Франции скандала здесь навеки.

Часовня помещалась внутри второго кольца укреплений. Была она высечена в самой скале, там царил мрак, там царил холод: два-три окошка да голые стены.

Перед алтарем стояло всего лишь три сиденья: два слева предназначались для принцесс и одно справа – для коменданта крепости.

В это утро в глубине часовни выстроилась стража, на лицах лучников застыло привычное выражение скуки, словно их отрядили за фуражом для коней.

– Братия, – возгласил капеллан, – вознесем моления свои с особым благочестием и рвением.

Он откашлялся, помолчал немного, как будто та важная весть, что собирался он сообщить своей немногочисленной пастве, повергала и его самого в смятение.

– Господь Бог призвал к себе нашего возлюбленного короля Филиппа, – начал он. – Печаль великая над всем королевством.

Обе принцессы разом повернули друг к другу свои личики, полускрытые оборками чепцов из небеленого холста.

– Пусть те, кто хулил или порицал его, раскаются в сердце своем, – продолжал капеллан, – пусть те, кто таил при жизни обиду против него, вознесут заупокойные моления об усопшем, ибо любой человек, велик ли он или ничтожен, равно нуждается в милосердии, представ перед судом Господним…

Принцессы упали на колени и склонили голову, желая скрыть свою радость. Они уже не чувствовали холода, они забыли обо всех своих страхах и бедах: безбрежная волна надежды оживила их сердца; и если они обращались сейчас к Богу, то лишь затем, чтобы возблагодарить Создателя, избавившего их от свекра-тирана. Впервые за семь месяцев, прошедших со дня их заключения в Шато-Гайаре, к ним дошла с воли добрая весть.

Стражники, толпившиеся в глубине часовни, перешептывались, задавали друг другу вполголоса вопросы, переминались с ноги на ногу – словом, подняли вовсе не подобающий случаю шум.

– А вдруг возьмут да выдадут нам по медному грошу?

– С какой это радости – оттого, что король помер?

– Да мне говорили, так принято.

– Держи карман шире, за мертвого ничего не дадут, вот, может, за нового помазанника еще раскошелятся.

– А как звать нового короля?

– Людовик Святой был по счету девятый, стало быть, выходит, наш будет зваться Людовиком Десятым.

Вторая книга, прочитана на одном дыхании...
Тут уже мы всех знаем, нас не надо знакомить...
Узницы сидят в темнице, и их судьба решается, порой волей случая, но они ничего уже сделать не могут, ошибки, которые они совершали не будут им прощены... да и прощать там некому, жалко было читать, как они проводят свои последние месяцы жизни в попытках её сохранить... Но на самом деле, такой парадокс- я читаю вторую книгу, и не нахожу симпатии к кому-то из героев. Вроде бы ты находишь какую-то ниточку, чтобы зацепиться, но потом она обрывается, или события разворачиваются настолько стремительно, что ты не успеваешь этого сделать...
Людовик Х - новый обладатель короны Франции, настолько безвольный, измученный, и всё так тяжело ему даётся - что даже и не веришь в его возраст... Да, его заботит…


Наконец, старый добрый Дрюон!
Шикарное продолжение "Железного короля", которое к тому же обладает некоторыми преимуществами перед предыдущей книгой цикла: во-первых, "Узница Шато-Гайара" мне показалось более драматичной, хотя в то же время и местами излишне драматичной; во-вторых, порадовала приятными героями - лучше раскрылся и Робер д'Артуа, и Гуччи Бальони, и сыновья Филиппа Красивого.
Кроме того, книга, как и другие романы цикла, очень и очень качественно помогает донести до неискушенного и даже профессионально-исторического читателя в занимательной и приятной форме события прошлого. Сочетание хитроумных интриг на фоне человеческих переживаний, событийного фактического зарева мало кого, как по мне, может оставить равнодушным. Лично я могла бы посоветовать любой роман из цикла о…


В Шато-Гайар к Маргарите Бургундской приезжает интриган Артуа рассказать о последних событиях. Предложенная девушке сделка – один из способов влияния на нынешнего короля. А вообще король помимо воли вовлечён в план и борьбу двух "группировок", в которой одна сторона представлена более "демонической", а вторая поздно благородной. Чем в итоге обернётся несколько встреч и какие интриги ожидаются в этой части можно будет узнать, прочитав. Вновь себя сможет проявить племянник банкира Гуччо, появится новая героиня, за которой будет интересно понаблюдать в следующей части – Клеменция Венгерская. Из забавного была попытка двух посланцев догнать кардиналов и какой в итоге получилась встреча. Немного страшно было читать про узниц Шато-Гайар. Немного любопытно узнать что же будет дальше.
Бесконечное приключение и Собери их всех


Дрюон как всегда прекрасен. Уже начинаю жалеть, что когда-то бросила читать этот цикл. Надо наверстывать упущенное!


Данная книга является второй в цикле "Проклятые короли". Речь идёт о следующем французском короле после Филиппа Красивого - его старшем сыне Людовике X Сварливом, о его намерении вновь жениться, для чего в отношении текущей - узницы Шато-Гайара, был предпринят ряд определённых мер.
И если от первой книги в цикле была в диком восторге, то здесь малость приуныла. Я ожидала таких же прекрасных в своём шокировании витков событий, но всё, что увидела - разговоры, разговоры, разговоры.
Поймите меня правильно. Я не против разговоров или описаний. Но, учитывая особенности первой книги, грустно видеть другой уровень продолжения, настроившись на совсем иное.
Но слог хорош, увлекателен.


Вторая книга цикла Проклятые короли мне понравилась чуточку меньше, чем первая. Очень интересно и одновременно немного грустно наблюдать за интригами в жизни монарших особ, когда сегодня ты вершишь судьбы, а завтра кто-то уже решил твою. Рекомендую к прочтению однозначно.


Определенно, вторая часть этой безумно увлекательной истории пошла ещё увлекательнее, хотя я не могу понять почему. В первой части были все слагаемые успеха, и да, она затянула, а в этой части всё чуть более нудно, чуть более политично, чуть более глупо и чуть более про людей, а не про короля-эпоху. А всё-таки затянуло.Бедная, бедная глупышка Маргарита. Так страшно и так обыденно всё вышло с ней. Гуччо однозначно прелесть. До чего приятно читать о таких восторженных юношах. Я очень порадовалась, когда он сумел обуздать свои порывы, и в итоге переиграть всё к собственной выгоде. Ломбардцы рулят. (Больше рулят их деньги, но и мозгов там хватает)Про политические интриги и хитросплетения можно даже не начинать. Всё свелось к тому, что жажда набить собственный кошелек и живот привела к…


Цитата вынесенная в заголовок не совсем корректна по отношению к новому королю, новой книги цикла. Потому что для полной характеристики Людовика Сварливого не хватает "труса, неудачника и дурака". И если о первом и последнем мы можем судить в основном из того, что описал Дрюон, то вот факт того, что данный король Франции был неудачником - исторический факт.
К слову об исторических фактах: автор как и в предыдущем произведении нигде не наврал явно. Возможно историки и найдут в произведении какие-то неточности, но общая канва выдержана корректно.
В какой-то момент у меня создалось ощущение, что читаешь очеловеченную Википедию или учебник истории. У сильных мира того есть эмоции, мотивация, слабости и все что есть у любого другого человека. Плюс большой запас власти в добавок или в…


Времена идут, а ничего не меняется. Неугодные власть имущим личности устраняются, каждый думает, как бы получше устроиться, и лишь немногие задумываются о том, правильно ли они поступают, и уж совсем единицы способны признаться себе в совершенных ошибках.


Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом