Дима Зицер "После уроков. Классное внеклассное"

grade 4,2 - Рейтинг книги по мнению 20+ читателей Рунета

Эта книга – часть общего проекта «На педагогической волне» известного педагога Димы Зицера, издательства «Питер» и радиостанции «Маяк». Несколько лет в своей радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отвечает на вопросы самых разных слушателей о школе, образовании, отношениях между детьми и взрослыми. Из этих бесед и родилась эта книга. В этом выпуске: как же все-таки быть с этими невыносимыми гаджетами? что такое «свободное время»? как помочь человеку найти увлечения по душе? как строить отношения с деньгами? что делать, если ребенок не хочет заниматься тем, что родители считают важным? В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Питер

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-4461-1398-9

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

После уроков. Классное внеклассное
Дима Зицер

Родителям о детях
Эта книга – часть общего проекта «На педагогической волне» известного педагога Димы Зицера, издательства «Питер» и радиостанции «Маяк». Несколько лет в своей радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отвечает на вопросы самых разных слушателей о школе, образовании, отношениях между детьми и взрослыми. Из этих бесед и родилась эта книга.

В этом выпуске: как же все-таки быть с этими невыносимыми гаджетами? что такое «свободное время»? как помочь человеку найти увлечения по душе? как строить отношения с деньгами? что делать, если ребенок не хочет заниматься тем, что родители считают важным?

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.




Дима Зицер

После уроков. Классное внеклассное

© ООО Издательство «Питер», 2021

© Серия «Родителям о детях», 2021

© Дима Зицер, 2020

© М. Бодиновский, иллюстрации, 2020

Предисловие

Сразу скажу вам правду: я совсем не думал выпускать эту книгу. Я рассуждал примерно так: за последние годы, которые я вел свою педагогическую программу на радио, все уже много раз сказано-пересказано, отвечено-переотвечено – зачем же переносить на бумагу то, что уже было озвучено? Но все чаще слышал я сетования: так на многом хочется остановиться и подумать, поспорить, посомневаться. Перечитать и проверить мысленно еще разок. Да и, как оказалось, формат аудио годится вовсе не для всех. Иными словами, подтвердилась народная мудрость, что «кто-то любит ушами, а кто-то глазами». В общем, меня убедили.

Результат перед вами. В этой книге вы найдете собрание программ и подкастов, звучащих на радио «Маяк». Для простоты и удобства они объединены по темам. Таким образом появилось сразу несколько тематических мини-томов.

Должен сказать, формат действительно оказался совсем другим, ведь изложенный на бумаге материал предполагает совсем иной тип осмысления и внутреннего диалога. В написанном варианте сразу становится понятно, что в отношениях с близкими главное – это оттенки, что практически нет однотипных вопросов и проблем, что воистину Господь – в мелочах.

И еще одно: совершенно точно у этой книги намного больше одного автора. Она никогда бы не появилась, если бы не вы, дорогие мои читатели, слушатели, зрители. Думаю, не будет преувеличением сказать, что вы и есть мои СОАВТОРЫ.

Вам я и посвящаю это издание.

Любви вам!

Благодарности

У меня зазвонил телефон… Скажете, вы где-то уже это слышали? Но три года назад случилось именно так. Незнакомая мне на тот момент программный директор радиостанции «Маяк» Наталия Шевченко, не дав опомниться, с ходу огорошила: «Мы придумали новую программу. И эта программа… ваша». На мой вопрос, что мне придется делать, она ответила не задумываясь: «То же, что всегда – объяснять, помогать, искать решения, предлагать вопросы и находить ответы». И еще добавила: «Давайте попробуем сделать жизнь хоть чуточку лучше – и для детей, и для взрослых».

Вот так и получилось, что три года назад на «Маяке» родился первый проект в FM-диапазоне, посвященный практической педагогике, – «Любить нельзя воспитывать». И уже три года мы стараемся сделать жизнь хоть чуточку лучше…

Дорогой «Маяк», спасибо, что мы делаем это вместе!

    Дима Зицер

А вы играли в «Майнкрафт»?

Алексей из Иркутска, добрый вечер!

Дима, здравствуйте!

У меня вопрос на тему детей и гаджетов (телефонов и всего такого).

Ситуация следующая. У меня два сына. Одному пять лет, другому восемь. И мне кажется, что они подсели на телефон. На телефон и на мультики. Сначала мы не обращали внимания – ну смотрит мультик, ну взял поиграть телефон, и ладно. А теперь, если телефон не даем, начинаются капризы, иногда вплоть до истерики. Особенно у младшего. Пытались как-то урегулировать вопрос – ограничивать время использования телефона. Получается не всегда. Младший начинает хитрить, убегать. Сегодня, буквально час назад, без спроса взял у мамы телефон, спрятался в шкафу и давай играть. Никто его не ругает, но меня это тревожит.

Я вас понимаю.

Залипание какое-то происходит. Я за собой это тоже наблюдаю. Понимаю, что это затягивает очень сильно. Три недели назад от смартфона отказался, взял обычный телефон. А вопрос мой в следующем. Когда дети не играют в телефон, я замечаю, что им скучно… Этот смартфон – следствие скуки или причина? И что вообще делать с такими вещами?

Какой хороший вопрос, Алексей! Мне кажется, в нем отчасти заключен ответ, но давайте попробуем вместе разобраться. Во-первых, я думаю, что здесь нет ни причины, ни следствия, – все намного сложнее и интереснее. В нашем с вами детстве не было смартфонов. Поэтому мы опасаемся их подобно тому, как любой человек опасается чего-то нового. Мы с вами не можем быть экспертами по детству с телефонами, смартфонами, компьютерами, планшетами и так далее. Экспертами в этом могут быть только те, у кого детство со смартфонами, то есть наши дети.

С этим парадоксом справиться очень-очень трудно. Я хорошо понимаю вас. Во-первых, мы как родители боимся. Во-вторых, смартфон – это очень интересно. Мы не сможем двигаться дальше, если это не осознаем. Почему взрослые, как вы верно заметили, да и дети, залипают в телефонах? Потому что это интересно! И мы с вами поступали бы так же, если бы у нас в детстве были смартфоны. Ничего с этим нельзя поделать. Знаете, мне это напоминает историю одного папы, который пришел ко мне посоветоваться, что делать: ребенок зависает в телефоне, в игре «Майнкрафт». Вы наверняка слышали о такой игре.

Конечно!

Я спросил: «Слушай, а ты сам-то пробовал?» Он говорит: «Нет». Я предложил ему попробовать, чтобы понять, о чем речь идет. Он приходит ко мне через неделю и говорит: «Дим, представляешь, я попробовал и вылез только через три дня». Это доказательство того, что это интересно, и надо порадоваться за наших детей.

Теперь идем дальше. Чем ваши сыновья, Алексей, могут заниматься вместо игры на телефоне? Это вопрос не праздный. Вот вы говорите, что без телефона им скучно. А что нужно сделать, чтобы было не скучно? Что бы они могли делать? Подождите, не отвечайте пока. Дело в том, что у родителей бывает такая, знаете, ограниченная фантазия. Что ребенок мог бы делать, если он не сидит в телефоне? Учить уроки или читать. Ну, еще придумают два-три дела. Но этого очень мало, смартфон перевешивает. Безусловно, перевешивает. Там и социальные сети, где вдруг мир открывается для человека, ну и, конечно, игры, мультики. И так далее.

Поэтому совет номер один: нужно попробовать чем-то увлечься. Это я сейчас о вас, Алексей. Что это значит? Это значит, что я убежден в том, что если рядом с ребенком, играющим на компьютере, папа начнет самозабвенно заниматься каким-то удивительным, важным для него делом… Для себя, я подчеркиваю, а не для них! Может быть, что-то мастерить или даже читать, готовить снасти для рыбалки… В возрасте, который вы обозначили, – в пять лет точно, да и в восемь тоже – им это станет интересно. Папа перевесит, я вам гарантирую. Иными словами, человеческая страсть способна перевесить все что угодно. В этом смысле я призываю вас к гуманизму. Гуманизм, как вы понимаете, – это учение о том, что человек все-таки является определяющим в нашем мире. С этой точки зрения ничего более интересного, чем человеческая страсть, быть не может.

Если говорить очень-очень общими словами: живите страстно, Алексей. Задайте себе сегодня вечерком вопрос, потратьте пять-семь-десять минут на то, чтобы взять лист бумаги и ручку и написать, что вы любите. По-настоящему любите. По принципу «делал бы и делал». Вы удивитесь – в этом списке окажется не так много занятий. А дальше, если вы начнете об этом думать, постепенно вернутся давно забытые занятия и появятся новые.

Второй совет связан с первым: нашим детям стоит предложить вместо смартфона что-нибудь не менее увлекательное. Еще раз повторю свою мысль: ничего лучше страстного папы или мамы, или родителей, или близких, братьев, сестер, – ничего более интересного быть не может. Ни в коем случае не оттаскивайте их за уши от смартфона, если не можете им предложить никакой другой проект.

О детях постарше, чем ваши, о тех, кому 13–14 лет, мне говорят иногда: «Дим, слушай, вот они поздно вечером готовы нырнуть в компьютер и до двух часов ночи их оттуда не вытащишь, они играют и играют…» Я всегда задаю один и тот же вопрос: «Ребята, а вы с ними играли?» Что мне отвечают? «Нет, я с ними не играл и играть не буду! Какая ерунда, что тут может быть интересного?» И я предлагаю: поиграйте. Речь идет об интересе вашего любимого человека. «Зачем? – спросят родители. – А если мне это неинтересно?» Ну во-первых, дайте себе шанс заинтересоваться тем, что интересно вашим детям. Во-вторых, если ребенок пустит вас на свою территорию, он с огромным удовольствием после этого перейдет на вашу. Иными словами, вы станете своими на его территории, а он станет своим на вашей.

Подумайте о том, что может быть вместо, но не для того, чтобы заменить смартфон (мы с вами разобрались, что смартфон сам по себе – штука прикольная, как говорят наши дети). Что может быть вместо? Что может быть интересного в жизни? Жизнь – это что? Вот что в ней есть такого, ради чего стоит отвлекаться от смартфона? Вы найдете много-много чего. Дальше – начните действовать вместе с ними. Еще раз повторю эту мысль: я на сто процентов убежден, что мальчик пяти лет, которого папа пригласит вместе, скажем, делать скворечник, радостно повизгивая, побежит к папе. А потом, может, они вместе с папой посмотрят мультик про старуху Шапокляк, и все будут счастливы! Это, пожалуй, самое-самое-самое главное.

Теперь я хотел бы заострить внимание еще на одной проблеме. Вы сказали, что младший стал у вас, извините за выражение, воровать собственное время. Что это значит? Это очень яркая метафора, с одной стороны. Она означает, что если меня лишают чего-то, что мне приятно, я это начинаю… ну красть практически. Я беру телефон и забираюсь в шкаф, где меня не достанут. Это очень печально. Мне кажется, что дети не должны воровать собственное время и воровать то, что они любят. Поэтому было бы здорово установить рамки, чтобы они могли не всякими обманными способами получать то, что хочется, но в то же время, чтобы у них жизнь была полная, страстная, такая же, как у их родителей.

Младшего, пятилетнего, мне гораздо проще увлечь. Он легче переключается.

Ну еще бы!

А вот старший сын… Он во втором классе учится, и мне иногда кажется, что он парень стеснительный. Наверное, вследствие каких-то наших ошибок.

Все родители ошибаются, все в порядке.

Да. Он недостаток общения со сверстниками компенсирует игрой в телефоне. Мне кажется, что игра в смартфоне – она, как бы сказать… аутичная, что ли. Она не предполагает общения…

Нет, она не аутичная, но вы совершенно правы, Алексей. Когда я играю в смартфон, я могу прожить несколько жизней, правда? Я могу быть ярким, могу быть героем, могу быть центром событий и еще много-много чего могу. Может быть, он стесняется…

Мне кажется, мой ребенок побаивается улицы как таковой и убегает в телефон. Может такое быть?

Может и такое быть. Но мы из этого не будем делать проблему. Он имеет право бояться улицы, имеет право развиваться в своем темпе и учиться взаимодействовать с другими людьми. Какая наша с вами задача? Чтобы этот момент он компенсировал не телефоном, а, например, общением с вами. Я не имею в виду, что надо сесть рядом с ним и спрашивать: «Ну, сын, как прошел сегодняшний день?» А он такой: «Папка, хорошо! А твой?» «И мой неплохо!» Ну и закончили.

Мой сын говорит вечером: «Папа, отстань!» (смеется)

Давайте попробуем его услышать. Поэтому, в общем-то, я что говорю: не приставайте. Увлекитесь чем-нибудь вместе с ним. Я понимаю, что вы волнуетесь как папа. В этом смысле легко сказать: перестаньте волноваться. Я не буду этого говорить. Волнуйтесь, кончено. Но займитесь чем-нибудь клевым. Чем-нибудь прикольным. Во что он у вас играет в телефоне?

В «Майнкрафт».

А вы играли в «Майнкрафт»? Давайте вернемся к моему примеру.

Пробовал.

Сядьте рядом с ним. Более конкретного совета я вам дать не могу. Попросите у него позволения провести с ним вместе полчасика, сорок минут, часик. Наши дети не увлекались бы так игрой, если бы она была не очень хорошей и интересной. Еще раз повторю, оказавшись с ним на одной территории, вы можете сказать: «А давай-ка…» Или «Айда…» Он отзовется.

Есть еще один очень важный момент, и здорово, что вы обращаете на это внимание. Старший и младший ведут себя по-разному. Не только потому, что они разные люди, но и потому, что после семи лет ребенок начинает осознавать себя как абсолютно отдельную личность, самостоятельную систему. Он понимает, что каждый человек – это отдельная система, и поэтому он может в восемь лет сказать: «Пап, отстань, у тебя свои интересы, у меня свои». Но в этот момент папа может показать ему свои интересы. Понимаете, какая штука?

Ну да.

Подумайте, Алексей, не поленитесь… Максимум, скажете потом, что ведущий дурак. Сядьте один в комнате, с карандашиком и бумажкой, и напишите: «Я, Леша, люблю…» и дальше по пунктам раз, два, три, четыре, пять. И займитесь тем, что вы любите. Сын раскроет глаза от изумления и побежит за вами. Я практически уверен в этом.

* * *

Ильмира пишет…

«Как оторваться от смартфона, подсказал нам наш сын. Он, оказывается, дико любит настольные игры, и теперь каждый вечер у нас семейные посиделки за игрой, и это здорово».

Во-о-о-от! Это в продолжение к диалогу с Алексеем. И кстати, Ильмира пишет очень важную вещь: она пишет местоимение «мы». Он любит настольные игры, и мы теперь ежевечерне занимаемся этими настольными играми. Дети предпочтут нас, я вам обещаю, если мы им что-то предложим.

* * *

«Оказывается, чисто интуитивно я все делаю правильно. Я имею в виду тему о детях и гаджетах. У меня шестилетний сын, который с двух лет как рыба в воде в смартфонах и планшетах. Но мне удается его заинтересовать, чтобы отвлечь. Существует масса интересных занятий, которыми можно заняться с ребенком. Множество настольных игр, прогулки совместные, кино, рукоделие, поделки и так далее.»

Абсолютно согласен. Главное – не забывайте себя, дорогие друзья. Интересно должно быть не только им. Мы с вами не машинки для того, чтоб нашим детям было интересно. Интересно должно быть и нам. Выбирайте что-то, что вам по душе.

* * *

Ксения из Москвы, здравствуйте!

Здравствуйте! Спасибо вам за то, что вы делаете для нас, для родителей! У меня сын шести лет, он часто смотрит «Ютуб» и популярных детских блогеров, которые бесконечно разворачивают игрушки, ездят в торговые центры. И все это привносит в его жизнь не те ценности, которые хотим привнести мы. При этом я стараюсь его во всем поддерживать и считаю, что запрещать что-то – это не наш способ. Мы живем достаточно активной жизнью. Помимо детсада и секций, ходим в театры, читаем книги. И я не понимаю, как мне объяснить ему, что смотреть эти ролики не совсем верно? Как увести его с этого пути?

А давайте немножко обобщим вначале. С чего это началось? Почему он вдруг так на них подсел, извините за выражение?

Похожие книги


Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом