Виктория Селман "Границы безумия"

grade 4,4 - Рейтинг книги по мнению 1650+ читателей Рунета

Зиба Маккензи – профайлер и консультант Скотланд-Ярда. Она составляет психологический портрет преступника. Для нее важны не отпечатки пальцев и ДНК на месте убийства, а личность, мотивы, проекции и психологические травмы из прошлого, толкнувшие человека на преступление. Лондон, час пик. Пригородный поезд терпит крушение – и буквально разваливается на части. Ехавшая в нем Зиба пытается спасти свою соседку по вагону. Та, умирая, шепчет: «Это сделал он. Вы должны кому-нибудь рассказать». …Вернувшийся в город серийный убийца ощущает прилив вдохновения. Он ждал этого момента 25 лет. Зиба начинает расследование, не подозревая, что в сценарии маньяка ей отведена особая роль…

date_range Год издания :

foundation Издательство :Эксмо

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-04-115663-3

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

Границы безумия
Виктория Селман

Tok. Внутри убийцы. Триллеры о психологах-профайлерахЗиба Маккензи #1
Зиба Маккензи – профайлер и консультант Скотланд-Ярда. Она составляет психологический портрет преступника. Для нее важны не отпечатки пальцев и ДНК на месте убийства, а личность, мотивы, проекции и психологические травмы из прошлого, толкнувшие человека на преступление.

Лондон, час пик. Пригородный поезд терпит крушение – и буквально разваливается на части. Ехавшая в нем Зиба пытается спасти свою соседку по вагону. Та, умирая, шепчет: «Это сделал он. Вы должны кому-нибудь рассказать».

…Вернувшийся в город серийный убийца ощущает прилив вдохновения. Он ждал этого момента 25 лет. Зиба начинает расследование, не подозревая, что в сценарии маньяка ей отведена особая роль…





Виктория Селман

Границы безумия

Victoria Selman

Blood for Blood

Copyright © 2019 by Victoria Selman. This edition is published by arrangement with Curtis Brown UK and The Van Lear Agency

© Парахневич Е.В., перевод на русский язык, 2021

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021

* * *

КРОВЬ ЗА КРОВЬ

Поймешь жертву – поймешь убийцу

Посвящается Тиму, ветру в моих парусах

Люди никогда не вершат зло в такой полноте и с такой готовностью, как когда делают это из религиозных побуждений.

    Блез Паскаль

Пролог

Мальчик ликом был подобен ангелу. Золотой ореол кудрей. Губы как у Боттичелли. И огромные невинные глаза. Картину портили лишь следы на шее. Темные пятна, оттенявшие белизну крыльев. Один только дьявол знал, что с ним было – и чего не было.

Глава 1

Это случилось в четверг, в самый разгар осени, в 17.27. Погода в тот день стояла ненастная, и я впервые за несколько недель выбралась из дома.

– К посадочной платформе номер один прибывает пригородный электропоезд, следующий до станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрас». Просим в целях безопасности не заступать за желтую линию.

Я на всякий случай отошла подальше. Слишком уж манил к себе край платформы.

Люди толкались на перроне. Не успел поезд замедлить ход, как они гурьбой ринулись к дверям. В час пик сложно оставаться приличным человеком. Нам всем есть куда спешить.

Двери с шипением разошлись. Толпа хлынула внутрь.

Вагон набился до отказа, но я успела заприметить свободное местечко в заднем ряду, возле окна, и плюхнулась на сиденье прежде, чем меня опередили.

В груди было тесно, воздуха не хватало. Пришлось глубоко вдохнуть, следя за дыханием. Не помогло.

Зиба, не распускай сопли. Возьми себя в руки! Вечер и без того предстоит непростой.

– Осторожно, двери закрываются. Поезд следует до станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрас».

В вагоне изрядно воняло – то ли горелым мусором, то ли гнилыми фруктами. Скривив нос, я огляделась, чтобы сориентироваться на месте и унять тревогу. Мой прежний психотерапевт называл это стратегией выживания.

Из прохода между рядами на меня глядел мужчина. С короткой стрижкой, рукава рубашки отутюжены до бритвенно-острых складок. Галстук завязан туго, под самое горло. Мужчина явно был взволнован и даже взвинчен, судя по тому, как он дергал лицевыми мышцами и часто моргал.

Через несколько рядов сидел парень, весь в кистозных прыщах, с впалыми щеками и гнилыми зубами. Он нервно теребил руки и ковырял ногтями ранки на коже. Все симптомы – и физические, и поведенческие – указывали на метамфетаминовую зависимость. Перехватив мой взгляд, парень отвернулся.

Наркотики – не мой профиль, но я кое-чего набралась у Дункана, когда тот перешел в отдел нравов, или, как его сейчас называют, «эскадэ-девять». Наркоманы почти все как один судимые. И психологический портрет у них будто под копирку: паранойя, тяга к насилию, бессонница, галлюцинации… Хотя, если не слишком увлекаться наркотой, на первое время можно сохранить подобие здравого рассудка.

Напротив сидела дама лет шестидесяти с маленьким золотым крестиком на шее и браслетом из четок на запястье. Она читала последний выпуск «Метро», покусывая ноготь и качая вверх-вниз ногой. Нервничает, значит. Или, возможно, не рада новостям в газете. Я мельком взглянула на заголовки с обратной стороны листа.

Потом, сама не зная почему, присмотрелась к женщине внимательнее.

Распятие. Четки. Значит, католичка, свято верует в искупление и адские муки. Блузка застегнута под самое горло. Сумочка маленькая, без брендового клейма, с жесткими ручками и замком-кнопкой. Такие вещи выбирают люди, безразличные к статусу и не любящие выделяться в толпе. Одежда бежевых тонов – нейтральный цвет, выдающий стремление к одиночеству и изоляции. Я опустила взгляд на свой пиджак. Он был точно такого же цвета.

Итак, женщина норовит закрыться от окружающего мира. Видимо, когда-то ее предал близкий человек. С тех пор она предпочитает одиночество. А может, никогда не любила компанию.

Мы остановились на стрелке. Я привалилась боком к стене вагона и прижалась щекой к окну. За левым глазом свербело – начиналась мигрень. Стекло было холодным и немного унимало боль.

Снаружи все выглядело таким же серым, как и хмурое небо. Высокие стены, сплошь исписанные вульгарными граффити. Тоннели и стальные опоры мостов. Железнодорожные строения и паутина проводов. Все покрывал толстый слой сажи.

По соседнему пути загрохотал товарный поезд. Красно-желтый локомотив тащил десятка три гофрированных металлических контейнеров, разукрашенных надписями. Венчали вереницу восемь серебристых цистерн с логотипом «Шелл» на боку.

– Приносим извинения за задержку. Поезд отправляется.

Зевнув, я достала свой экземпляр «Метро», купленный на станции, и принялась листать газету.

Целых пять полос оказались посвящены годовщине со дня убийства Сэмюеля Кэтлина. Весь первый разворот занимали его школьные фотография, которые четверть века назад не сходили с газетных страниц.

На одном из снимков Сэмюель держал рюкзак, облепленный наклейками с динозаврами, и махал родителям бейсболкой. Фотографию сделали на автобусной остановке в тот день, когда мальчик впервые отправился в школу один.

Ему было десять лет, и домой он больше не вернулся.

Родители умоляют поймать убийцу сына.

В этот день ровно двадцать пять лет назад десятилетний Сэмюель Кэтлин был похищен по дороге из школы и убит. Тело обнаружили позднее на берегу канала у Кэмден-Лок в северном Лондоне. Под головой у убитого лежала аккуратно свернутая куртка. Невзирая на все старания федеральной полиции и громкий общественный резонанс, виновного так и не поймали.

Вчера родители мальчика вновь обратились к жителям Лондона с просьбой помочь им в поисках убийцы.

«У Сэмюеля были светлые кудряшки, а улыбка такая, что от нее таяли сердца. Он мечтал, когда вырастет, управлять вертолетом. Любил шоколадное печенье, а еще блинчики – и вообще все сладкое. Без него наша жизнь никогда не станет прежней. Мы не успокоимся, пока не найдем того, кто это сделал», – заявила его мать Анна.

Отец Сэмюеля добавил, еле сдерживая слезы: «Наверняка есть люди, которым что-то известно. Просто они не придают этому значения, считают пустяком. Но нам важна каждая мелочь. Если вы что-то знаете, пожалуйста, сообщите полиции. Без вас нам не поймать убийцу Сэмюеля. Человек, который это совершил, давно должен получить по заслугам!»

По словам отца, семья так и не оправилась от потери – во многом потому, что виновного в смерти их сына до сих пор не предали суду.

Всех, кто располагает какой-либо информацией, просят сообщить в правоохранительные органы по телефону 0800555111.

Женщина, сидевшая напротив, зажмурилась и крепко вздохнула. Большим пальцем она постукивала по ручке сумки. Уголок рта у нее подрагивал, словно женщина еле сдерживала рыдания. Видимо, тоже читала статью про Сэмюеля Кэтлина.

– Значит, они его не поймали, – прошептала женщина так тихо, что, не умей я читать по губам, не разобрала бы ни слова.

В очередной раз вздохнув, она перекрестилась.

Я тоже вздохнула, разделяя ее чувства. Увы, если дело об убийстве ребенка не раскрыто по горячим следам, вряд ли в нем удастся поставить точку – уж это я знала по опыту. Возможно, обращение Кэтлинов возымеет какой-то эффект. Однако, учитывая, сколько прошло времени, шансов практически нет.

Я принялась шарить по вагону взглядом, потеряв к газете интерес. Все равно одну и ту же строчку перечитывала по нескольку раз, не в силах уловить ее смысл. Прошлой ночью я все-таки заснула, но беспокойно; спала вполглаза, урывками, то и дело просыпаясь от кошмаров, поэтому утром было чувство, будто я вовсе не сомкнула глаз.

Видимо, от бессонницы мучилась не я одна.

В проходе с сонным видом стоял парень. Манжеты у него были разрисованы фломастером, а на плече пиджака в тонкую полоску белело пятно. Значит, счастливый папаша, у которого двое маленьких детей. Постарше – скорее всего, девочка, потому что чернила розовые и с блестками. А младенец, судя по меловому цвету пятна, на искусственном вскармливании.

Девушка рядом с ним – блондинка в короткой юбке и с глубоким декольте – подкрашивала губы. Ей не удалось замазать под глазами тени, выдававшие недостаток сна; впрочем, судя по легкой улыбке и засосу на шее, ночь она провела вполне приятную.

А как насчет женщины, поглаживающей живот и рассеянно глядящей куда-то вдаль? Пусть она пока что не зевает, но, если я не ошибаюсь в предположениях, месяцев через девять ей придется позабыть про крепкий сон.

– Поезд прибывает на станцию «Кентиш-Таун». При выходе из вагона, пожалуйста, не забывайте личные вещи.

Женщина-католичка напротив свернула газету и спрятала ее в сумочку. Оглядевшись, встала и направилась к дверям.

Мы вынырнули из туннеля в пасмурный день, и я посмотрела на часы.

Семнадцать двадцать семь.

Было тепло; вагон, убаюкивая, мерно качался на рельсах. Я закрыла глаза, улеглась щекой на стекло и прижала к груди сумку, как поезд вдруг тряхнуло. Раздался душераздирающий визг и скрежет стали. Сработали тормоза.

Я распахнула глаза. Впереди поперек путей валялись три цистерны с логотипом «Шелл» и ярко-красной надписью на боку – «Огнеопасно».

Глава 2

Время замедлило ход. Эту секунду и следующую разделял лишь крохотный миг, но для меня он растянулся на целую вечность. Не более чем иллюзия, конечно. Просто эмоциональная область мозга в минуту опасности становится активнее.

Волосы встали дыбом. Все тело напряглось. Живот подобрался.

Вечерний час пик был в самом разгаре. Мы сидели взаперти в металлической коробке, куда набилась не одна сотня пассажиров. Мужчины, женщины, дети… Усталые люди читали газету и гадали, что бы приготовить на ужин. Школьники с тоской думали про домашку.

Беременная женщина напротив, приоткрыв рот, все так же гладила живот. Девушка, красившая губы, рассеянно водила кисточкой по пудренице. Молодой папаша устало глядел вдаль.

Я инстинктивно вскинула руки, прикрывая голову. Времени собраться или упасть на пол уже не было. Я не успею ни спрятаться под сиденьем, ни хотя бы криком предупредить пассажиров.

Профайлер Зиба оказывается в поезде, потерпевшем крушение. Умирающая рядом женщина говорит ей "Это сделал он. Ты должна кому-нибудь рассказать".
В этот же день в городе спустя 25 лет вновь совершает убийство маньяк. Зиба начинает расследование.
_______
Видимо на фоне нашумевшей истории, автор тоже хотела изобразить крутого профайлера. Она подготовилась, изучила реально существующих маньяков и упоминает по тексту отсылки.

Но увы. Уровень мастерства героини: «Ты ел сандвич с сыром! О боже, откуда ты знаешь? У тебя в зубах крошки!» В зубах. Крошки. От сыра.

Или вот: у человека, который работает в офисе, пальцы измазаны чернилами. Героиня: «хм, темно-синие чернила, такими обычно подписывают важные бумаги. Ты сегодня подписал бумаги о разводе?»

Зибе пришло сообщение на телефон, ее…


Я все пытаюсь присмотреться к книгам серии Inspiria, но так и остаюсь где-то в стороне. Безусловно, в печать идет то, что вызывает у публики интерес, а тем более получает всевозможные премии. Мой внутренний Пуаро требует от детективных историй достойного уровня, не обязательно классика, но чтобы азартная волна, так и захватила. Увы, но среди новинок очень редко попадается действительно стоящий материал, а не проходной сюжет.Границы безумия — средний детектив, который излишне кинематографичен. Такие сюжеты интриговали в 2000-е, но искушенный зритель требует большего, даже если берет книгу для отдыха. Две сюжетные линии, где мы следим за ходом расследования от лица профайлера и наблюдаем болезненную фантазию убийцы. Зиба Маккензи – профайлер и консультант Скотланд-Ярда. Естественно, что у…


Книга как раз то, что я люблю. Маньяк, профайлер-лингвист, бодрое повествование. Всё начинается с катастрофы в метро. Умирающая девушка шепчет главной героине (консультанту Скотланд-Ярда): это сделал он... А далее ей предлагают присоединиться к поимке маньяка. Вроде совершенно не связанные между собой происшествия на первый взгляд. Но это только на первый. Героиня в прошлом спецназовец, потерявшая мужа и всё ещё переживающая его смерть. На мой взгляд получился хороший такой психологический триллер с небольшим налетом романтики. Очень забавно было, что такой крутой профайлер-лингвист прям под своим носом в упор не видела чувства своего друга и потом так сильно удивлялась :)


Иногда у автора есть потрясающая завязка, но книгу скучно читать. А в этой книге банальный сюжет, хоть и интересное начало, но автор быстро слился с темы крушения поезда. Но и дальше книгу было очень интересно читать, хотя сюжет банален, найти маньяка, сотрудник полиции после тяжелой драмы - все как во многих триллерах. Но интересно же. Книга маленькая, динамичная, все по фактам, без воды и пр.


Зиба Маккензи некогда служила в военной разведке, а нынче трудится консультантом-профайлером в Скотланд-Ярде. Однажды едет она в электричке, разглядывая других пассажиров и с ходу подмечая нюансы, способные что-то о них рассказать, и тут поезд терпит крушение. Взрыв, огонь, тела... Зиба, отделавшаяся относительно легко, бродит среди обломков, оказывая помощь пострадавшим и натыкается на женщину, до крушения сидевшую напротив нее. Тогда Зиба "диагностировала" ее как католичку, не желающую привлекать к себе внимание, а теперь эта католичка умирает и настойчиво шепчет "это он сделал... ты должна кому-то рассказать". Зиба представления не имеет, о чем речь, но твердо решает выяснить. Впрочем, выяснять придется в частном порядке в свободное время, потому что как раз в день крушения в Лондоне…


Девушка - профайлер оказывается в поезде, потерпевшем крушение, многие пассажиры погибли на месте, одна из умерших женщин перед смертью пыталась главной героине что-то рассказать. В будущем станет ясно, что это как-то связано с объявившимся серийным преступником, орудовавшим 25 лет назад. Профайлера привлекают к делу, серийник чувствует с ней связь и начинает писать ей письма, следить за ней, играть в загадки. Параллельно со следствием показаны действия преступника и его прошлое, с чего всё началось. Все проблемы из детства, когда родители невнимательны к детям или слишком строги, ребенок с проблемой остаётся один на один. Ничего бы не произошло, если бы к маленькому мальчику проявили участие и любовь. У преступника шизофрения, лечение заброшено, плюс ОКР. Сдобренное наркотиками,…


Виктория Селман и ее книга – пример тому, что современные триллеры и их сюжеты только набирают обороты. Казалось бы, ну что тут такого? Очередной маньяк, очередной детектив, очередной неожиданный финал. По каждому из этих пунктов есть что возразить. Маньяк нарисован очень необычно - нам сразу показываются его действия, ему дается прозвище, у него есть веские мотивы и свои понятия о справедливости. И вот перед нами уже не бездушный убийца, а личность, которой мы можем сопереживать почти так же, как жертвам. За детектива же здесь выступает настоящий боец, консультант Скотленд-Ярда Зиба Маккензи. Она не раз была в горячих точках, а теперь оказалась в самом пекле этого безумного дела - от поезда Лондона. Именно от нее зависит весь дальнейший ход событий, который будет действительно…


Чтобы противостоять злу, нужно знать, как оно мыслит⠀
Ну такое Предсказуемое и не интригующее, хотя автор и пыталась сбить меня и переключить на другого плохиша. Не получилось.

Когда ничего не ожидаешь, то сильного расстройства не получаешь. А тут по сути весь процесс сюжета в аспектах работы профайлера, которая пытается нарисовать портрет маньяка и совершает ошибки.

В книге много психологических и криминальных тонкостей в охоте за маньяками - Кто он? Зачем? Что им руководит? Почему именно этот типаж жертв? Его прошлое и настоящее жестоко с ним?

Книга пролистнулась очень быстро и ненапряжно, написано легко, без красивостей и излишеств - все четко и по делу. Но было откровенно скучно, даже финал подкачал. Самое интересное в книге для меня - рассуждения о природе серийных…


Знакомо ли маньякам чувство угрызения совести? Думаю, что нет, даже если они и испытывают что-то по отношению к своим жертвам и хотят, чтобы их поймали и остановили. А если убийца считает, что исполняет Божью волю, то вряд ли что-то сможет его сдержать и остановить. Кроме, конечно, особого знака, каким стала Зиба, главная героиня книги, ведущая расследование. Только она может проникнуть в разум к маньяку и понять его. Мне оставалось только следовать за ней, чтобы разгадать все загадки, оставленные серийным убийцей, и это путешествие стоило того - вместе с ней я объездила весь Лондон в поисках ответов на вопросы, которые оправдают все надежды.


Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом