ISBN :
Возрастное ограничение : 18
Дата обновления : 15.03.2024
Дуэль с прокурором
Александр Нежный
Главный герой получает задание уничтожить документы или развалить уголовное дело против одного подонка. Он встал перед выбором: или отступить перед законом, или стать преступником и сломать судьбы порядочных людей… Что выбирает наш герой? Об этом и многом другом читатель узнает из повести "Дуэль с прокурором."..
Александр Нежный
Дуэль с прокурором
Глава 1. Встречи.
1
В приёмной прокуратуры города Зареченска резко зазвонил телефон. Секретарь Даша Голубева не спеша сняла трубку и услышала приятный мужской голос:
– Здравствуйте. Я помощник депутата Мосгордумы Серёгина Анатолия Павловича. Моя фамилия Осетров Олег Сергеевич. Могу ли я попасть на приём к прокурору по личному вопросу? Когда? Через час? Благодарю вас ! Через час я буду. Запишите…
Олег Осетров, который не был в этом городе давно, нашёл прокуратуру всего за пять минут. Она располагалась в отдельном особняке бывшего коммунального управления, который упразднили после распада Советского Союза. Красивая металлическая ограда, зелёный газон впереди здания, аккуратные берёзки, между которыми стояла небольшая статуя пасущегося оленя, производили хорошее впечатление.
Он поднялся на второй этаж, где была приёмная и с лёгкой улыбкой поздоровался с привставшей Дашей Голубевой.
От его взгляда не укрылось, что Даша слегка смутилась при его появлении. Он знал, что производит на слабый пол впечатление своим видом красивого, спортивного мужчины в дорогом костюме и пахнущего какими-то чудным запахом. Олег решил усилить эффект, поглядев внимательным и долгим взглядом в голубые глаза Даши, машинально отметив, что обручального кольца на её руке не было.
– Я звонил вам около часа назад. Я Осетров Олег. Мы договорились, что прокурор меня примет…
Даша засуетилась и, одёрнув платье, скользнула в кабинет шефа.
Через минуту, открыв для Олега дверь, она сказала
– Проходите. Сергей Ильич ждёт вас.
Прокурор Елисеев оказался человеком средних лет с лысеющей головой и рано поседевшими висками. Прокурорский китель ладно сидел на его спортивной фигуре.
Олег уверенно поздоровался за руку со вставшим ему навстречу прокурором и уселся на предложенный стул.
– Позвольте, уважаемый Сергей Ильич, передать вам привет от моего шефа известного депутата Мосгордумы Серёгина Анатолия Павловича с самыми наилучшими пожеланиями вам и вашей семье.
– Благодарю! Как поживает уважаемый Анатолий Павлович? Мы с ним когда-то пересекались на офицерских курсах по организации гражданской обороны. Правда, давно это было , давно… Передавайте ему от меня большой привет. Чем могу помочь вам?
– Видите ли, Сергей Ильич! У меня дело деликатного свойства…Оно касается не столько меня, сколько моего шефа. Дело в том, что две недели назад в вашем районе случилось ДТП со смертельным исходом. Молодой человек по фамилии Щепкин Артём Николаевич на трассе, что проходит через ваш район , превысил скорость и к несчастью сбил насмерть молодую девушку, которая пересекала трассу на велосипеде в неположенном месте. Молодому человеку, совсем ещё юнцу, грозит несколько лет тюрьмы. А что такое тюрьма для молодого человека?
Осетров поднял глаза на прокурора, подчёркивая значимость своих слов.
– Вы это понимаете лучше меня. Это сломанная психика, загубленная учёба и карьера, а может быть пьянство и наркотики. Молодую девушку уже, к сожалению, не спасёшь, а тут будет погублена и вторая молодая судьба. Понимаете…
– Не совсем. А наш уважаемый Анатолий Павлович причём? Каким боком это дело касается именно его?
– Понимаете… Тут есть две стороны. Этот самый Щепкин – он племянник Анатолия Павловича и к тому же сын известного в Москве бизнесмена. Говоря прямо, вся большая семья этого бизнесмена навалилась на шефа с просьбами о помощи и просто не дают работать. И шеф обещал помочь, чем сможет. Поэтому я здесь.. Помогите, уважаемый Сергей Ильич. Шеф просил передать, что в долгу не останется…
– Ясно. А другая сторона? Это что?
– Видите ли. Сергей Ильич! Скоро выборы. Информация об осужденном племяннике может бросить тень на Анатолия Павловича, особенно если её получат журналисты и конкуренты…
Прокурор встал из-за стола, пошарил в боковом кармане, доставая ключ от сейфа, где хранилось уголовное дело, переданное из полиции накануне. Полистав его , он подошёл к окну. Долго глядел на зелёныё газон во дворе, на проезжающие мимо автомашины, а затем произнёс.
– Понимаете, молодой человек, что вы просите? Судя по тому что установило следствие, ваш Щепкин определённо должен сидеть в тюрьме. Представьте. Вечер. Посёлок. Есть дорожные знаки, но водитель несётся со скоростью 140 километров, хотя должен 60. Девушка даже не ехала , а переходила трассу , причём по «зебре», ведя велосипед в руках. Он сбил её и даже не остановился, а умчался в город. Судя по всему, он был нетрезв или под наркотиками. Его нашли спустя сутки. Пьянство за рулём, к сожалению, доказать не удалось, поскольку его взяли не сразу. Он отпирался, пока не прижали фактами. Работали с ним вполне гуманно. Очень даже гуманно…Отпустили под подписку. Однако он, признавшись, что совершил наезд, а по сути убийство, не пришёл к семье попросить прощения, ни на похороны… Вам не кажется, что мы перестанем называться людьми, если дадим ему уйти от наказания? Знает ли детали этого дела ваш шеф Анатолий Павлович? Чего же он так неосторожно пообещал помочь?
– Скажите, Сергей Ильич, а как же полиция узнала, что был виновником именно он?
– Свидетель на перекрёстке зафиксировал его номер, марку машины и скорость… Остальное-дело техники. Мы тоже умеем работать…
– Сергей Ильич! Ну вы же понимаете, что в этом деле затрагиваются интересы важных людей, которые , между прочим, сегодня управляют страной. От советских порядков мы отказались. Сделали ставку на предпринимателей, влиятельных людей в лице политиков, депутатов. И когда кто-то из них попал в беду не грех им помочь. Тем более, что сам депутат ни в чём не виноват. Какой-то мальчишка из дальних родственников нарушил закон, а пострадает имидж уважаемого человека. Журналисты и конкуренты непременно сделают его виноватым. Правоохранительные органы во все века держали стабильность государства и защищали его элиту. А вы не хотите эту самую элиту защищать. Как-то нелогично…
– А что же, по-вашему, я должен сделать, чтобы помочь уважаемому депутату?– усмехнувшись, спросил прокурор.
– Ну-у… Не мне, конечно, вам советовать. Однако, думаю, что можно провести дополнительное расследование, найти смягчающие обстоятельства… Мы со своей стороны можем заставить этого шалопая пойти на мировую с семьёй, просить прощение и компенсировать деньгами моральный ущерб…
– Ну, вот что, молодой человек! Я думаю, не вам мне преподавать уроки кому должны служить и что делать правоохранительным органам. Закон есть закон! Если его не будет соблюдать элита, хотя этот засранец никакая не элита, а так мальчишка, взомнивший, что он хозяин жизни, то его не будет соблюдать никто. Нет, молодой человек! Помочь я ничем не могу,– решительно сказал прокурор…
– Да поймите же вы, уважаемый Сергей Ильич. Ну, дадите вы ход этому делу… Дальше суд. Там хорошие адвокаты сведут это дело к статье «Преступление по неосторожности», а то и вовсе к несчастному случаю. Предоставят хорошие характеристики с места учёбы и жизни. Справки от нарколога и психиатора. Найдутся свидетели, что он был в состоянии душевного расстройства, а родители погибшей получат солидную компенсацию… В худшем случае он отсидит он год-полтора и выйдет по УДО. А вы лично потеряете авторитет среди высших слоёв, приобретёте репутацию, так сказать,…негибкого правдоруба и карьера ваша застопориться… Вам это надо?
Лицо прокурора приобрело багровый оттенок. Он,едва сдерживаясь, произнёс.
– У вас ко мне всё, надеюсь? Я всё сказал. До свидания! Я вас не задерживаю…
2.
Олег не торопясь ехал к гостинице ,в которой остановился, думая, что первый поход к прокурору оказался неудачным. Нужно было искать новые подходы.
По дороге притормозил у газетного киоска, чтобы запастись местной прессой. Когда, купив пачку газет повернулся, чтобы уйти, он увидел лицо стоящего за ним интеллигентного мужчины и вдруг узнал в нём давнего знакомого, которого звали, если память не изменяет, Виктор Токарев . Он взглянув Виктору в лицо, приветливо улыбнулся…
– Здравствуй, Виктор!
– Здравствуйте,– машинально ответил мужчина. Он был преподавателем колледжа в этом городе и привык, что с ним нередко здоровались родители его учащихся, имена которых он не мог сразу припомнить. Он коротко взглянул на Олега и отметил его дорогой плащ, костюм, обувь… Да весь его облик производил приятное впечатление красивого, уверенного в себе человека. Такие сильно нравятся женщинам- пронеслась в голове мысль.
– Ха-ха-ха! Да ты меня совсем забыл. А ведь когда-то мы с тобой подружились. Припомни! Я приезжал к вам сюда с лекциями о международных делах и ты целую неделю сопровождал меня по городу от горкома партии. Потом ездили на природу и даже устроили славный пикник… Ну! Припомни. Я- Олег Осетров. Ты говорил тогда, что многому у меня научился.
Виктор молча смотрел несколько секунд на Олега и ,наконец, лицо его смягчилось в полуулыбке.
– Фу ты, память стала подводить… Теперь припоминаю. Здравствуй, Олег! А ведь уже лет десять- пятнадцать прошло с той поры как мы не виделись и столько было всяких перемен. Немудрено и забыть…
Виктор действительно с трудом вспомнил их встречу… Это было давно в году, кажется, 1988 или в 1989…Тогда он работал лектором в райкоме партии . Однажды его вызвал к себе секретарь по идеологии сказал.
– К нам в район на недельную практику из органов присылают человека. Ты организуешь ему несколько встреч с трудовыми коллективами. Организуешь лекции о международном положении. В гостинице номер мы уже сняли, завтраками покормят в ресторане, а обедами пусть накормят в тех коллективах, где он будет выступать. Гонорар за лекции пусть оплатит общества «Знание». В общем, ты будешь всю эту неделю при нём. Сделай так, чтобы у него осталось хорошее впечатление о нашем районе…
Виктор тогда всё сделал в лучшем виде. Встречи и лекции проходили интересно. Олег был неплохим историком, и с явными задатками хорошего оратора. В свободное от лекций время Виктор свозил его на рыбалку, превратившуюся в пикник с рыбацкой ухой… и бутылочкой. По вечерам они гоняли в их райкомовской гостинице бильярдные шары и беседовали на разные темы. А однажды Виктор привёл своего нового друга к себе в квартиру и познакомил с женой. Тогда у них получился интересный и весёлый вечер. Особенно была довольна его жена, которая нашла Олега очень приятным и умным гостем.
Неделя пролетела незаметно. Прощаясь , он вручил Олегу гонорар за лекции, выразил сожаление , что расстаются. Они пожали друг другу руки и пожелали удачи.
Значит, Олег практику прошёл успешно в своих органах.
– Какими судьбами ты здесь? Помнится, ты был столичный житель, где и учился. А где сейчас?
– Сейчас я там же. Работаю помощником депутата Мосгордумы. Хлопотная работа, но ничего. Жить можно. А ты? Смотрю, солидный интеллигент. Чем занимаешься? Бизнес? Чиновник? Может тоже депутат, а?
– Да нет. В большие люди я как-то не вышел. Преподаю в колледже. Кстати, Олег. Извини, но буквально сейчас я опаздываю на занятия… Давай встретимся часа так через три, если ты свободен. Ты где остановился? В гостинице? Хорошо! Вот там и встретимся. Пообедаем. Тогда и поговорим не спеша. Ты как? Согласен?
– О, кей! Я остановился в гостинице «Космос». Там есть неплохое кафе- ресторан. В 14 часов жду тебя там. Ничем не смущайся. Я угощаю.
Они пожали друг другу руки и Виктор заторопился на работу. Олег несколько секунд смотрел ему вслед, потом не спеша отправился в сквер на скамейку и развернул местную газету. В памяти невольно вспыли события тех уже далёких лет.
Тогда, проводив Олега в Москву, Виктор не знал и не мог знать, что через сутки после их дружеского расставания на стол руководителя спецшколы лег отчёт курсанта Осетрова о прохождении практики…
В тренированной памяти Олега всплыл отчет, который он тогда написал руководству.
Отчёт
О прохождении практики на территории города Зареченска в качестве лектора курсантом Осетровым О.Ю.
Имея целью отработку навыков налаживания контактов с аудиторией, трудовыми коллективами и отдельными руководителями, выявление типичных недостатков и проблем с пропагандой в районе, а также оценки психологических и деловых качеств одного из партийных функционеров, мною установлено следующее:
1.Трудовые коллективы, в которых мне удалось побывать, не удовлетворены официальной пропагандой, считают её слишком лакированной, нацеленной на восхваление положительных сторон жизни. Стоит только заговорить о недостатках, ошибках руководства района, области и страны, заговорить живым языком без бумажки, как интерес к лекциям резко повышается. Я воспользовался этим приёмом и заслужил, судя по письменным откликам, вопросам, устным выступлениям рядовых слушателей высокие оценки за свои выступления.
2. Общие недостатки пропаганды в районе типичны: Повышенный интерес к международным делам вместо обсуждения реальных экономических и социальных проблем, к каким относятся нерациональное использование рабочего времени, частые перекуры, прогулы и отлучки по личным делам, бесхозяйственное отношение к материальным ценностям в виде брошенных на свалку металла и узлов и даже механизмов, а то и воровства и т.п.
3. В качестве объекта для психологического анализа мною был выбран прикреплённый ко мне Токарев Виктор Павлович- лектор райкома партии 1965 года рождения, женат, по образованию педагог, выпускник исторического факультета.
Объект около 10 лет работал в средней школе сначала в качестве преподавателя, а затем директором сельской средней школы, после чего добровольно отказался от этой должности, что ярко свидетельствует о его отношении к административно-управленческой работе. Его интересы- преподавание, творческая, научная или художественная работа. Как лектор он на своём месте и имеет определённые перспективы. Психологическая особенность- болезненное правдолюбие, стремление быть честным, незапятнанным, низкий уровень амбиций.( У него слабо развито желание стать генералом). Он чрезмерно прямолинеен и либо тихо терпит , хотя и осуждает тех, кто допускает ложь, незаконные действия , карьеризм и т.п, либо вступает с ними в конфликт и неизбежно наживает врагов.
В силу своей, тщательно оберегаемой нравственности, он не может выполнить тот приказ, который ему покажется сомнительным.
Поэтому его перспективы ограничены, его нежелательно использовать в качестве руководителя, дипломата, разведчика, работника МВД и т.д., где требуется артистизм, умение идти на компромисс, договариваться, а порой решать проблемы путём нажима, провокаций и терпеть не совсем умные приказы вышестоящего начальства…
Резолюция:
Курсант Осетров О с практическим заданием справился.
Да, жёсткую характеристику дал он тогда Виктору! Интересно, как изменился Виктор сегодня? Тот ли романтик и правдолюб или жизнь его обломала и заставила быть реалистом, более цепким к материальной стороне?
Он возвратился к раскрытой газете.
3.
Когда Виктор переступил порог кафе, из дальнего угла кто-то замахал рукой. Он увидел Олега. Стол уже был накрыт на двоих. Посредине стоял графинчик с коньяком и две тарелки с лёгкой закуской. Они расположились друг против друга, заказали горячего на обед и, в его ожидании, Олег разлил по рюмкам коньяк.
– За встречу! Я надеюсь, ты никуда не торопишься? Как насчет семьи, детей? Они там не плачут в ожидании папы?
– Нет, не плачут. А я сейчас свободен. Не так давно развёлся. Детей пока не заимел, хотя кто знает… Если Малахов с вашего московского телевидения займётся, то всё может быть,– поддержал шутливый тон Виктор.
– А я вспоминаю нашу встречу тогда десять-пятнадцать назад,– мечтательно произнёс Олег.– Как молоды мы были, смелы и дерзновенны. Какие срывали аплодисменты! Зарабатывали, правда, мало всего 7-10 рублей за лекцию…
Виктор, щёки, которого порозовели от рюмки коньяка, подхватил тему воспоминаний о молодости.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом