Мария Кузнецова "Хранитель природы, или Веселые каникулы со славянской нечистью"

Поездка с классом на природу обернулась для двенадцатилетнего Арсения настоящим приключением. Он совершенно неожиданно стал Хранителем природы и получил в подчинение целую толпу древней славянской нечисти. Теперь вместе с друзьями и проказливыми духами ему предстоит защитить заповедную территорию от бизнесменов, желающих на ней поживиться…

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 6

update Дата обновления : 10.07.2024

Хранитель природы, или Веселые каникулы со славянской нечистью
Мария Кузнецова

Поездка с классом на природу обернулась для двенадцатилетнего Арсения настоящим приключением. Он совершенно неожиданно стал Хранителем природы и получил в подчинение целую толпу древней славянской нечисти. Теперь вместе с друзьями и проказливыми духами ему предстоит защитить заповедную территорию от бизнесменов, желающих на ней поживиться…

Мария Кузнецова

Хранитель природы, или Веселые каникулы со славянской нечистью




Глава 1. Каменная Чаша

Шестой «А» с гулом реактивного самолета выскочил из экскурсионного автобуса на поляну перед музеем Ильи Репина, радуясь долгожданному теплу. Первую половину мая весна трепала деревья холодными ветрами, прятала солнце за дождевыми тучами. Теперь же погода, наконец, разгулялась, и Татьяна Фёдоровна, классная руководительница шестого «А», сразу вывезла своих подопечных на вольный воздух, давая им возможность максимально потратить неуёмную энергию. Класс был умный, дружный, хороший, но очень уж беспокойный, того и гляди, школу снесут.

– Шестой «А», не разбегаемся! – закричала Татьяна Фёдоровна, заметив, как дети горным потоком растекаются по территории музея. – Сейчас будет экскурсия, а потом обед, специально для нас устроят полевую кухню! Ева, собирай народ!

Ева Акимова, староста класса, активно замахала руками, привлекая внимание одноклассников. Постепенно ученики замедлили своё хаотичное движение и замерли возле входа в небольшой деревянный домик. Рядом с Татьяной Фёдоровной уже стояла пожилая женщина-экскурсовод.

– Добрый день, дети, рада приветствовать вас в нашем прекрасном селе, вдохновлявшем когда-то знаменитого русского художника, Илью Ефимовича Репина, – жизнерадостно обратилась она к школьникам. – Меня зовут Маргарита Тимофеевна, я буду сопровождать вас не только во время экскурсии по музею, но и в походе к знаменитой Каменной Чаше.

– Блин, вот попали, – зашептались Рита, Кира и Милена, главные модницы класса, надевшие на экскурсию дорогие спортивные костюмы. – Кеды будут в хлам после этой поездки!

– Надо было надевать то, что не жалко, – назидательно заметила Татьяна Фёдоровна. – Вы же знали, что мы едем на природу, я всех предупреждала.

Девчонки, пробурчав что-то в ответ, печально поплелись за одноклассниками. Последними в музей зашли закадычные друзья – Артём Решетников и Арсений Кудеяров. Они меньше всего хотели ехать на эту экскурсию, ведь родители Артёма на все выходные укатили на дачу, и мальчишки задумали зарулить к нему с ночевой, чтобы устроить настоящий бой на приставке.

– Ничего, мы успеваем, родители только завтра к вечеру появятся, – заявил Тёма. – Они мне денег оставили, пиццу закажем. Мать там ещё еды наготовила полный холодильник.

– Мне кажется, она думает, что у тебя чёрная дыра вместо желудка, – хохотнул Арсений.

Ребята дружили с детского сада. Хотя нет, в детском саду они во всём соперничали и через день приходили домой с синяками и ссадинами. Сколько родители не беседовали с ними и вместе, и по отдельности, ничего не помогало. Не переносили они друг друга, и всё тут. По иронии судьбы, в школе ребята попали в один класс. И второго сентября, сразу после уроков, уже засучили рукава новеньких белых рубашек, приготовившись к драке, но на горизонте вдруг возник некий подозрительный субъект. Этим субъектом был здоровяк Боря Заквасов, еще накануне, на линейке, почему-то показывавший кулаки всем мальчишкам, стоявшим возле таблички «Первый «А». Увидев Артёма и Арсения, он подошёл к ним вальяжной походкой.

– Слышь, малышня, родичи вам деньги дали на карманные расходы?

– А зачем тебе это знать? – осторожно поинтересовался Арсений.

– А это уже моё дело, – ухмыльнулся Боря.

Он придвинулся к ним ещё ближе, схватил обоих за шиворот и легонько тряхнул.

– Ну, так что?

Переглянувшись, Тёма и Сеня одновременно вывернулись из не очень цепких рук одноклассника и с двух сторон треснули его по ногам. Не ожидавший такого подвоха, Заквасов взвыл и грохнулся на колени. А мальчики, воспользовавшись его неудобным положением, дружно спринтовали домой. С этого дня Боря объявил им войну. А ребята, решив, что вместе сражаться более выгодно, заключили перемирие, переросшее в крепкую дружбу.

Арсений и Артём шагнули в прохладные сени, укрывшись от жаркого майского солнца. Класс уже перешёл в следующую комнату, сопровождая неясным бормотанием плавную речь экскурсовода.

– …Будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, под впечатлением от увиденной на Неве ватаги бурлаков, тянущих баржу, задумал написать картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Последовав совету друга, живописца Константина Аполлоновича Савицкого, Репин вместе с младшим братом Василием и художниками Васильевым и Макаровым, отправился на Волгу – искать «настоящих бурлаков». Они были так впечатлены видом Жигулей, что поселились в Ставрополе (который сейчас затоплен), в доме у старухи Буянихи, – вещала Маргарита Тимофеевна.

– Я бы у бабки с таким именем не поселился, – зашептал Тёма другу. Арсений фыркнул.

– Перевалочная база бурлаков находилась у подножия Царёва кургана. В начале июня художники переселились поближе к цели своего путешествия – селу Ширяев Буерак, – закончила экскурсовод и начала рассказывать о том, как жили здесь Репин и компания.

В музее было прикольно, но скучно – трогать ничего нельзя, садиться на старинные лавки запрещено, громко говорить – тоже. Поэтому шестой «А» дружно выдохнул, когда двери музея снова распахнулись, чтобы выпустить всех на волю. Здесь уже раскинулась полевая кухня, и голодные растущие организмы тут же повело от аромата гречки с тушенкой, сдобной выпечки, хлеба и свежих овощей. Когда котлы были опустошены, школьники забрали из автобуса свои рюкзаки с водой и легким перекусом и гуськом потянулись к Каменной Чаше.

– Каменная Чаша – это округлое расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага и других, более мелких, боковых овражков. Расширение это окружено со всех сторон высокими гребнями и шишками гор и представляет собой как бы гигантскую чашу (http://lukaonline.ru/publications/putevoditel/551/) с каменными боками, – продолжала просвещать молодёжь экскурсовод. Прервав повествование, она добавила будничным тоном: – Вы под ноги внимательнее смотрите, клещей не нацепляйте, сейчас у них самый активный период.

Взвизгнув, девчонки соскочили с поляны, где уже вовсю рвали одуванчики. Переглянувшись, Тёма и Арс пообещали друг другу, что обязательно разыграют одноклассниц.

Путь неблизкий, от Ширяево до пункта назначения нужно было пройти восемь километров. Класс растянулся в длинную цепочку, и Маргарита Тимофеевна на время прервала бесполезные попытки рассказать гостям легенды этого дивного места. Правда, слушатели у неё нашлись сами.

– А это правда, что здесь люди пропадают? – поинтересовалась любительница паранормальных явлений Света Ищукова.

– Бывает, и пропадают, – оживилась экскурсовод. – Рассказывают, что сподвижник Стеньки Разина, атаман Фёдор Шелудяк, прячась от стражников, прыгнул с утёса, но его спасла Хозяйка Жигулёвских гор, забрав в своё подземелье. А еще говорят, что в этих местах людям часто являлся Николай Чудотворец. Кого от разбойников спасал, кого из леса выводил.

Пока «Марти», как прозвали про себя экскурсовода Артём и Арсений, вещала про столбы света и призрачные города в местных лесах, мальчишки разбрелись по кустам, прячась за деревьями, а потом выскакивали перед одноклассницами с перекошенными лицами, за что довольно ощутимо получали от них всем, что под руку подвернётся. Но чем дальше в лес вела тропинка, тем более странно чувствовал себя Арсений. В ушах звенело, перед глазами плыло, мелькали разноцветные точки, он постоянно вертелся, пытаясь что-то увидеть или услышать, а что – и сам не понимал.

– Слушай, харэ вертеться, тебя клещ укусил, что ли? – буркнул Тёмыч.

– Да я так, просто осматриваюсь, – отмахнулся от друга Арс.

– Осматривается он, – захохотал над ухом Боря. – Подходящее местечко найдёт, избушку себе построит. К Хозяйке Жигулей захаживать будет.

Одноклассники засмеялись. Арс, скорчив Заквасову страшную рожу, ускорил шаг. Между деревьями уже что-то замелькало – школьники подходили к небольшой часовенке, построенной в Каменной Чаше возле холодного прозрачного родника.

– Одна легенда гласит, что родник этот – слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, которая тоскует о сбежавшем от неё атамане, – снова повела рассказ Маргарита Тимофеевна. – Есть и другая легенда. Говорят, однажды, когда ломали церковь, одна прихожанка тайком вынесла оттуда золотую чашу и закопала её в лесу. Потом она так и не смогла её найти, но как-то увидела во сне икону, а на месте закопанной чаши забил источник. – «Марти» немного помолчала. – Этот источник уникален. Здесь повсюду известняковые породы, которые имеют свойство впитывать воду, и каменистые склоны гор. Тем не менее, родник продолжает бить, и вода его не мутнеет.

Уставшие от долгого перехода, школьники с удовольствием пили вкусную холодную воду. Особенно смелые взяли местные ведра и отправились в организованные возле источника купальни – облиться водой и немного освежиться. Немного попив, Арсений отошёл в сторону и присел на крупный валун. Голова по-прежнему кружилась, мысли ёрзали в голове спутанным клубком. Может, он заболел? Или на свежем воздухе его так мутит? Говорят, такое бывает, когда слишком долго дышишь выхлопными газами, а потом вдруг вырываешься на природу.

Прикрыв на минуту глаза, Арс вдруг услышал за спиной треск. Резко обернулся, но не заметил ничего подозрительного. Только он снова опустил веки, как треск повторился. Удивляясь, почему его это так напрягает, Арсений решил пойти на звук и посмотреть, кто там прячется за деревьями. Он понимал, что это глупо, ведь их тут без малого тридцать человек, наверняка кто-нибудь из одноклассников решил немного по лесу побродить. Подумав, Арс всё-таки сделал несколько шагов вперед. Никого. Хруст раздался чуть дальше. Еще несколько шагов. Тишина, даже весёлых криков класса больше не слышно. Он решил вернуться, и тут же снова раздался этот раздражающий звук. Разозлившись, Арсений побежал вперед, пытаясь настичь неведомого шутника, но, споткнувшись, упал, крепко приложился головой о выступающий корень и отключился.

Глава 2. Хозяйка Жигулёвских гор

Первым, что услышал, очнувшись, Арсений, был тихий шёпот, больше похожий на шелест листьев.

– Маам, мне что, пора вставать? – протянул он недовольно. – Можно ещё пять минуточек?

Шёпот смолк. Резко засаднило затылок, и Арсений вдруг вспомнил, что они с классом сейчас на экскурсии.

– Татьяна Фёдоровна? – жалобно позвал он. – Я, кажется, упал, головой ударился. У вас есть какое-нибудь обезболивающее?

– Вот, держи, – тихо произнёс кто-то.

Не открывая глаз, Арс протянул руку, взял какую-то ёмкость, осторожно присел, глотнул тёплую жидкость и тут же, закашлявшись, выплюнул. Во рту остался привкус чего-то, очень похожего на тёплую тину. Да и пахло не лучше. Арсений открыл глаза и пискнул. Перед ним стояло несколько стариков в грубых серых плащах. Бороды белые, длиной практически до пупа. Они цепко осматривали мальчика, изредка переговариваясь на непонятном Арсению языке.

– Извините, а вы кто? – решился, наконец, спросить Арс. – Я тут с классом на экскурсии, меня, наверно, уже потеряли…

– Не волнуйся, – откликнулся один старичок неожиданно ясным голосом, никак не вязавшимся с его внешним видом. – Никто не заметит твоего отсутствия. Но пока ты не можешь вернуться к друзьям. Тебя ждут.

– Я что, умер? – прошептал перепуганный мальчик. – Кто меня ждёт?

Старики засмеялись, закачали головами.

– Ты не умер. А кто тебя ждёт, сказать не можем. Сам всё узнаешь. Вставай, сынок, пора идти.

Арсений нехотя поднялся. Голова усердно ныла, усложняя понимание происходящего.

– Ты лучше выпей то, что мы тебе дали, – посоветовал давешний старец. – Это травяной настой, он быстро поможет от хвори.

Сморщившись, но не решившись спросить, что ему дают, школьник одним глотком осушил ёмкость, которая оказалась неким подобием стакана из березовой коры. Противный вкус снова наполнил рот, отравив все вкусовые рецепторы. Но через минуту и привкус, и головная боль исчезли. Арс потихоньку выдохнул, возвращаясь к жизни. Он поднял голову, чтобы поблагодарить непонятного дедушку, и тут же снова осел на землю. Рядом со стариками откуда ни возьмись появилось странное нечто – коричневое глазастое чудо, вся одежда которого состояла из листьев и веточек.

– Что, полегчало? – тем временем поинтересовался старик со звучным голосом. – Вставай, некогда рассиживаться, надо тебя в курс дела ввести. Сейчас пойдёшь с Лешим, он отведёт тебя, куда надо.

– И съест? – непонятно зачем спросил Арс, тут же обругав себя за несдержанность.

Старики нахмурились, а Леший, наоборот, расхохотался низким густым басом.

– Я не ем мясо. Я этот, как это по-вашему… вегетарианец, во! – пробасил он, отсмеявшись. – И что в тебе есть-то? На тебя даже Баба-Яга не посмотрит, весь костлявый.

– Просто я в рост сейчас активно пошёл, – непонятно почему обиделся Арсений. – Ещё в начале учебного года был упитанным.

– Ну, раз так, тогда, пожалуй, подожду, когда ты вырастешь и опять поправишься, – снова захохотал Леший.

– Мы теряем время, – мягко перебил его один из стариков, пониже других, но более строгого вида. – Мальчику нужно всё рассказать, и побыстрее. Мы и так долго ждали своего Хранителя.

Насупившись, Леший махнул Арсу рукой, призывая следовать за ним, и тяжело потопал в чащу по еле заметной звериной тропинке. Мальчик повернулся к старикам, помахал им рукой, вежливо сказал «до свидания» и заспешил за своим провожатым. Когда он снова обернулся, странных дедушек уже не было.

– Можно спросить, куда мы идём? – робко поинтересовался Арсений, догнав Лешего.

– Спросить можно, ответить не обещаю, – пробурчал лесной житель, кинув на школьника быстрый взгляд. – Мне велено просто привести тебя и ничего не рассказывать, так что лучше не задавай вопросов.

Арсений послушно замолчал. Несмотря на то, что он совершенно не понимал, куда его ведут, и что всё это значит, мальчик не переживал. Почему-то происходящее казалось ему правильным и своевременным. Немного расслабившись, Арс решил поглазеть по сторонам. Вокруг него был густой лес, деревья казались огромными, могучими, как будто росли здесь уже не одну сотню лет. Хотя, может, так оно и было, недаром же Самарская Лука считается заповедной зоной.

Из земли, усеянной прошлогодней листвой, бойко пробивалась зеленая трава и молодая поросль деревьев. Запахи леса успокаивали, настраивали на мирный лад. Голова больше не болела, усталости Арсений, как ни странно, не чувствовал, даже когда Леший повел его в гору. Вокруг стояла оглушительная тишина, прерываемая лишь шорохом листьев и треском сучьев. Но, прислушавшись, школьник начал различать и другие звуки – стук дятла по стволу, писк птенцов в невидимых гнёздах, шуршание то ли зайцев, то ли лис. А может, ещё кого-нибудь. Правда, вскоре долгий путь надоел Арсению. Но как только он открыл рот, чтобы спросить Лешего, далеко ли им ещё идти, как его провожатый резко остановился перед каменной стеной, круто уходившей вверх.

– Так, – повернулся он к Арсению. – Разговаривай вежливо, если не спрашивают, лучше помалкивай, зайдём – кланяйся, понял?

– Меня что, к английской королеве привели? – удивлённо огрызнулся Арс.

– К кому? – изумился Леший.

– Да так, – неопределенно махнул рукой мальчик. – Понял я всё, не переживай.

Внимательно осмотрев его и кивнув самому себе, Леший постучал по каменной стене. Звук отозвался глухим гулом, уходящим вглубь горы. Через несколько мгновений стена исчезла, открыв тёмный коридор. Леший зашёл в него, Арсений, немного поколебавшись, двинулся следом. Он начал тешить себя наивной надеждой, что всё это ему снится. Или мерещится, а он лежит в больнице с сотрясением мозга после неудачной поездки в Ширяево.

Свет, идущий снаружи, померк – стена снова выросла, закрыв вход. Смутная догадка начала вдруг проступать в голове Арсения, но задать новый вопрос он не решился.

Постепенно коридор начал расширяться, пока не вывел путников в большую пещеру – чистую, теплую и какую-то очень уютную. Повсюду на стенах и на полу мягко мерцали разноцветные кристаллы, освещая помещение. Раздался лёгкий стук каблуков, и от стены отделилась невысокая фигура.

– Здравствуй, Арсений, – произнесла фигура мелодичным женским голосом. – Я уже заждалась тебя.

– За.. заждалась меня? – нервно сглотнул Сеня. – Я… эээ… Сударыня, позвольте узнать, зачем я вам понадобился? И кто вы такая? – заговорил он вдруг чужим низким голосом. И подумал: «Сударыня? Что я несу? Откуда я вообще знаю это слово?».

Фигура хрустально рассмеялась, слегка запрокинув голову. А затем сделала ещё шаг навстречу гостям, и Арс увидел очень красивую молодую женщину. Бледная кожа слегка светилась, как кристаллы в стенах пещеры, глаза тёмные, волосы – тоже. Женщина была одета в длинное старинное платье, ее пальцы украшали изящные кольца, в ушах звенели серёжки, а на груди поблёскивало ожерелье.

– Я – Хозяйка Жигулёвских гор, – тем временем снова заговорила незнакомка. – Так ко мне в дальнейшем и обращайся. А ждала я тебя по одной простой причине: ты – новый Хранитель Самарской Луки, и забота о заповедной природе этого края отныне лежит на твоих плечах.

– Чего? – ошарашено выдал Арсений, разом забыв о хороших манерах. – Какая, блин, природа? Какой хранитель? Я это… айтишником собираюсь стать!

– Кем? – в свою очередь удивилась Хозяйка Жигулей.

– Ну это… операционными системами заниматься, программы писать всякие… Для компьютеров.

– Это неважно, – улыбнулась Хозяйка. – Ты можешь заниматься, чем хочешь. Помни главное – тебе нельзя отсюда уезжать. Теперь ты – Хранитель, и эти места – твой дом.

– Я что, должен поселиться в лесу? – испугался Арсений. – Но как же родители, школа, друзья? Я не могу здесь один жить! Я ещё ребёнок!

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом