Владимир Войновский "Морской волк"

Байки о жизни рыбаков промыслового флота. Написано в форме рассказов разговорного жанра.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 27.07.2023

Морской волк
Владимир Войновский

Байки о жизни рыбаков промыслового флота. Написано в форме рассказов разговорного жанра.

Владимир Войновский

Морской волк




Волна

У нас в поселке Октябрьский большой рыбокомбинат. Рыбу сдавали со ставных неводов рыболовецкие бригады, ведущие лов на берегах реки Большая и Охотского моря. Также на комбинат сдавали улов малые рыболовные сейнера (МРС), которые осуществляли добычу в открытом море.

И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

Идем домой с богатым уловом. Как всегда, сейнер за сейнером, словно по линеечке. А тут шторм, волны под пять метров. МРСки, как скорлупки бросает в стороны, грозит перевернуть, то волнами накрывает. Страшно! Жуть! Многие прощаются с жизнью! А наш капитан мужик отчаянный, кричит:

– По местам стоять! Внимание на предмет течи и всяких поломок! Механик!

– Я!

– Подкинь в котел «дровишек»… по команде!

И по рации другим капитанам:

– Смело на ускорении за мной! Не спать! Не зевать! Скоро будем в реку входить!

Ободрил значит. Мы, понятное дело, все по местам. А я на руле. На нас волна идет… Мать родная – метров десять. Небо закрыла. Думаю: «Все! Пойдем рыбку кормить!». Слышу.

– Внимание! Механик… да-а-а-ава-а-а-ай-й-й…

Что-то брякнуло, чхнуло и… Наш МРС словно реактивный самолет устремился вперед. Смотрю в зеркало бокового вида, а все МРСки также за нами …

Подлетаем к волне. Судно подпрыгивает и сквозь волну устремляется… плюх в устье реки. Оглянулся, а волна с дырой огромной, а сквозь нее наши МРСки одна за другой в реку шлеп-шлеп-шлеп… и поплыли на завод рыбу сдавать. Погода сразу ясная, солнышко к закату…

Вот такая история, брат.

Селедка

Камчатский края – рыбацкий. Если Вы на улице подойдете к любому прохожему, он в той или иной степени связан с морем и, уж точно, рыбак. Поэтому у нас много всяких баек про…

И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

Ходили под Магадан в Охотском море на селедку. Я тогда в обработке матросом работал на «Бармалее» (БМРТ). Месяца три уже рыбачили. Экипаж мужской. Только буфетчица из противоположного пола. Но это святое. Это капитана территория.

И вот после перегруза отходим от транспортного судна, ложимся на курс для продолжения промысла, а судно поворачивает в сторону берега. Любопытство разбирает. Знакомый штурман говорит:

– Идем к берегу, укрываться в бухте от шторма.

О сюрприз. Лишний день отдыха в море – праздник.

Через час БМРТ становится на якорь в уютной бухте, а на берегу поселок. Команда тем или иным способом посылает сигналы капитану, что, мол, надо бы сходить на берег, что-нибудь прикупить в магазине… Просьбы остаются без движения.

Вышел я на палубу вечером. Небо хмурое. Ветер в бухте волну поднимает. Поселок огнями переливается. А вода серебрится… словно от… И тут: «Мать честная! Луны нет, а вода вся в серебре. Как так?». Присмотрелся, а это селедка в бухту набилась и стоит плотно. Видно от шторма спряталась. Да, так плотно стоит, что от борта до берега, как…

Меня, словно током прошило. Бегу в каюту, надеваю бушлат парадный и в карман денежку в пакетике (чтобы не промокла). На корме по слипу спускаюсь и по спинам селедки бегу в поселок. Главное не останавливаться, чтобы не провалиться в воду и поскользнуться боюсь. Если упал – пропал.

Добежал до берега, оглянулся… метров триста без передыха. Вот, что значит молодость и спорт… да три месяца здоровый образ жизни. Поправился, заправился, внешний вид пригладил. Иду! Народ поселковый здоровается, я их приветствую. Дорогу в местное сельпо показали.

Скупился, значит. Много не брал. Водки немножко, сигарет и сладостей. Сложил все в прорезиненный рюкзак, забросил за плечи и в обратный путь. Бегу, на душе колокольчики звенят. Благодать… На слипе споткнулся, пришлось на четвереньках взбираться. Никого не встретил. И к своей бригаде. Устроили маленький праздник.

Простояли в бухте два дня. Сколько раз в сельпо бегали, не знаю, но выручку им сделали хорошую. Когда вышли в море, не досчитались одного матроса. Оказалось, загулял парень в поселке. Наверное, и сейчас там живет.

Вот такая история, брат.

Мост

Каждый житель Камчатского края хоть один раз за лето выбирается на речку, чтобы порыбачить. Наши реки богаты лососевыми породами: нерка, чавыча, горбуша, кета, кижуч. Гуляет в них и горный голец, и кунджа.

Реки на Камчатке промысловые. Рыба идет на нерест в верховья, а потом малек спускается и через устья попадает в море или океан.

Про рыбаков и рыбалку баек несметное множество.

Один «морской волк» рассказал такую историю.

После очередного рейса, экипажу предоставили десять суток отдыха на берегу. Мы с ребятами решили выехать на речку, отдохнуть и порыбачить на природе.

Рано утром приехали на берег реки Авача под мост, ведущий в поселок Кеткино. Рыбаков на мосту много. Погода обещала быть… Отошли метров на сто от дороги и разбились лагерем. На гольца лицензия не нужна и мы смело приступили. Расчехлили спиннинги, приладили блесны с крючками… ловим рыбку.

Первые восторженные крики возвестили о первой удаче. Парни разделились. Несколько человек рыбачили. Другие занимались костром и приготовлением ухи. Третьи праздно шатались по берегу, наслаждаясь тишиной и шумом быстро бегущей воды.

У меня удилище дернулось, леска натянулась. Я, опустив спиннинг, начал работать катушкой, подтягивая рыбину к берегу. Какой был восторг… на крючке сидел под три килограмма – кижуч. Вау! Да еще и самка. Икра «пятиминутка» к столу да под водочку обеспечена.

Предупрежденные местными рыбаками, мы положили рыбину в пакет и отнесли в лес. Пакет висел на дереве метрах в двух от земли на небольшом сучке. Ближе к полудню у нас висело таких пакетов три в разных местах по три рыбины в каждом.

Уха готова, стол накрыт и моряки расселись, согласно «купленным билетам». Слегка выпили, закусили. Потравили анекдоты. Бугор (бригадир) предложил распотрошить улов, приготовить «пятиминутку», а почищенные тушки промыть и отдать ребятам, кто живет на судне. Пусть кок приготовит на весь экипаж. Сказано, сделано. Ребята ушли в лес. Судя по рассерженным крикам и угрозам, мы поняли: «Что-то идет не так». Вернулись парни с пустыми пакетами: «Рыбу украли! Вот су… нехорошие люди!». Главное пакеты целые и рыба аккуратно выбрана из них.

Часа за два выловили столько же рыбы и успокоились. Спустя еще час, решили почистить рыбу. И вновь ребята вернулись с пустыми пакетами: «Наверное, бичи рыбу таскают, су… нехорошие люди!».

Решили дальше ловить. Двое крепких парней ушли в лес. Организовали засаду, чтобы изловить воришек и наказать.

Все было спокойно. Рыбалка в удовольствие и вдруг… Из леса крик: «Медведь! Спасайся, кто может! Полундра!». Двое из засады выскочили из леса и с разбегу забежали в воду по пояс. Остальные за ними. Как будто это спасет от хищника.

Замерзли в горной воде быстро и начали выходить на берег. Местные мужики с моста к нам прибежали. Вопросы задают, а мы и не знаем что произошло.

Наши крепкие парни рассказали.

Сидят они в засаде. Все остальные на реке ловят рыбу и уносят, складывают в пакеты. Какое-то время тишина, как будто время остановилось. Вдруг в стороне от них шорох. Ну, думают: «Идут наши «гости»!». А из кустов медведь и прямиком к деревьям, на которых пакеты. Встал на задние лапы. Когтем передней так аккуратненько зацепил ручку, приподнял с сучка и на землю положил. Рыбу из пакета съел и обратно за ручку на сук. И так проделал процедуру по двум другим пакетам. Ребята догадались зверя на видео снимать. Один из них оступился и ветка сухая треснула под ногой. Медведь их увидел и рванул всей массой. Наши морячки побежали.

Показали видео в доказательство. Мы смотрели и ахали от находчивости косолапого. А над бегством смеялись. Было видно, что хищник рванул от ребят. Видео бегства впечатлило мельканием травы, камней и воды…

Потом в рейсе нет-нет, а вспоминали нашу рыбалку и смотрели видео. Весело было.

Вот такая история, брат.

Сивуч

В Беринговом море круглый год работает промысловый флот России, Японии, Китая и США. Встречаются канадские и польские суда. Обнаружив косяки рыбы, промысловики выстраиваются, словно комбайны в поле и ведут траление. Основная масса добычи – минтай. Кроме этой рыбки, ловят здесь лососевых, а также треску, камбалу, палтус, сельдь, навагу и много других морских деликатесов.

И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

Был я тогда на промысле в Беринговоморской экспедиции. Работал матросом обработки на БАТМе.

– Чего? Что такое БАТМ? Ну, брат… «сухопут» ты и есть «сухопут»… БАТМ это большой автономный морозильный траулер. Сам ловит, сам перерабатывает… Все! Не отвлекай!

И вот закончилась наша вахта в восемь утра. Помылись, переоделись, перекусили и вывалили всей бригадой на палубу. Любуемся красотами. Рассвет встречаем. Душа радуется.

– Мужики! Смотрите – косатки!

Вдоль борта на расстоянии полутора кабельтовых от нашего судна плавники и спины этих красавцев. Такого ни в каком Океанариуме не увидишь, Дельфинарии – пустое.

– Чего опять? Сколько метров от судна? Вот человек и два уха… примерно, триста метров. Еще раз отвлечешь… и…

Плывут быстро. Насчитали мы тогда пять китов-убийц. Впереди у них морские котики или нерпы, а может тюлени, не разберешь на таком расстоянии. Большая стая. Выпрыгивают, ныряют, убегают. А «гиганты» их ведут и загоняют, беря в круг – охотятся.

Вдруг с траловой палубы крик:

– Полундра! Мужики, тикаем…

Мы перебежали за надстройку и картина Репина «Приплыли». По слипу гость пришел – сивуч. Видно убегая от косаток, решил спрятаться на судне. Даже людей не испугался и в тросах от трала не заплутал, ровно прошел и: «Здравствуйте!». Орет, что та туба гудит на низких частотах. Матросы бригады в рассыпную, покинули траловую палубу и любуются зверюгой из-за укрытий. Никакой работы. Нам бы идти спать, да разве такой «цирк» пропустишь. Интересно, как и чем все закончится.

Наш БАТМ идет с тралом, скоро будет подъем, а здесь такой гость.

Тут по громкой связи капитан:

– По местам стоять! На корме, приготовиться к подъему трала!

– Какой трал? Мы что смертники? На палубе сивуч! – это бригадир.

– Работаем! Пусть сидит! – капитан. Мы его и уважаем, и боимся – строгий.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом