Пивоваров Виктор "С друзьями – по Санкт-Петербургу. Вокруг Сенной"

Это четвертая книга из цикла «С друзьями по Санкт-Петербургу». В ней мы совершим четыре прогулки вокруг Сенной площади. Проходя по маршрутам, вы сможете не только оценить прекрасную архитектуру зданий, но и узнать много нового об истории строительства, архитекторах, об известных людях, которые в них обитали.Интерес к истории города постепенно перерос в потребность поделиться накопленными знаниями с друзьями-единомышленниками. Так родилась идея совместных прогулок по разным уголкам города, которые я и постарался описать, снабдив для удобства читателя схемами и фотографиями. Каждая книга цикла, как элемент пазла на карте города, охватывает какую-то часть исторической застройки.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Автор

person Автор :

workspaces ISBN :

child_care Возрастное ограничение : 12

update Дата обновления : 31.03.2024

С друзьями – по Санкт-Петербургу. Вокруг Сенной
Пивоваров Виктор

Это четвертая книга из цикла «С друзьями по Санкт-Петербургу». В ней мы совершим четыре прогулки вокруг Сенной площади. Проходя по маршрутам, вы сможете не только оценить прекрасную архитектуру зданий, но и узнать много нового об истории строительства, архитекторах, об известных людях, которые в них обитали.Интерес к истории города постепенно перерос в потребность поделиться накопленными знаниями с друзьями-единомышленниками. Так родилась идея совместных прогулок по разным уголкам города, которые я и постарался описать, снабдив для удобства читателя схемами и фотографиями. Каждая книга цикла, как элемент пазла на карте города, охватывает какую-то часть исторической застройки.

Пивоваров Виктор

С друзьями – по Санкт-Петербургу. Вокруг Сенной




Прогулка первая

Вокруг площади Островского

Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны на месте площади Островского был обширный регулярный сад Аничкова дворца с беседками, скульптурами, фонтанами и прочими «затеями», простиравшийся до современной Садовой улицы.

В конце XVIII века на углу Садовой и Невского появилось здание Публичной библиотеки, а в 1817-1818 годы – павильоны Аничкова дворца, таким образом сад сократился до нынешних размеров. На оставшейся территории в 1828-1832 годах, великий зодчий Карл Иванович Росси сформировал архитектурный ансамбль, доминантой которого было и остаётся величественное здание Александринского театра (Александринским театр был назван в честь Александры Фёдоровны – супруги царствовавшего в то время императора Николая I).

В 1873 году перед театром был разбит сквер и установлен памятник Екатерине II, возле которого удобно встретиться с друзьями и отсюда отправиться на прогулку по близлежащим улицам. В конце маршрута мы вновь окажемся на площади Островского и тогда рассмотрим все здания, а обойдя вокруг памятника, поговорим о всех выдающихся личностях, окружающих пьедестал. Итак – в путь.

Выйдем на Невский, пройдем в сторону Фонтанки 200 метров и, свернув направо, окажемся перед главным фасадом Аничкова дворца.

Своё название дворец получил не в честь какой-то Ани или Анечки, как можно было бы предположить, а от Аничкова моста, а тот, в свою очередь, своим названием обязан капитану Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой и сей мост сооружал.

Он был возведен в 1741-1743 годах по велению императрицы Елизаветы Петровны для ее фаворита Алексея Разумовского, с которым она бала тайно обвенчана.

Аничков дворец

Невский проспект в то время не являлся главной улицей столичного города Санкт-Петербурга, поэтому архитектор Михаил Григорьевич Земцов сориентировал парадный фасад дворца на реку. После смерти Земцова работами руководил великий зодчий Бартоломео Франческо Растрелли, который переработал проект в стиле пышного барокко.

Перед дворцом была устроена прямоугольная гавань, к которой от Фонтанки вёл канал, обрамлённый галереями-колоннадами. Гости подплывали на шлюпках и далее чинно следовали к ступеням парадного входа.

Во времена Екатерины II архитектор Иван Егорович Старов перестроил дворец для князя Григория Потемкина в формах раннего классицизма, при этом гавань с каналом были засыпаны.

В 1817-1818 годах под руководством Карла Ивановича Росси была проведена масштабная реконструкция – Александр I вознамерился преподнести Аничков дворец в качестве свадебного подарка к бракосочетанию брата Николая, будущего императора Николая I. В свою очередь Николай I подарил дворец на свадьбу своему сыну – будущему императору Александру II, а тот через четверть века – тоже на свадьбу сыну, будущему императору Александру III. Дворец находился в распоряжении императорской фамилии вплоть до 1917 года и всё это время использовался для торжественных приёмов и великосветских балов, а то и для непосредственного проживания. Последней хозяйкой здесь была мать Николая II – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

В соответствии с модой и вкусами владельцев архитекторы Эрнест Иванович Жибер, Ипполит Александрович Монигетти, Карл Карлович Рахау, Максимилиан Егорович Месмахер вносили в планировку и интерьеры те или иные изменения.

После 1917 года новые власти распорядились создать во дворце музей города (не только Петрограда, но и других городов). Музей ещё сохранял императорскую обстановку. Его директором был известный архитектор Лев Александрович Ильин, а заместителем директора – историк-искусствовед Владимир Яковлевич Курбатов. В 1937 году во дворце провели значительные внутренние перестроения после чего передали детям. Здесь был открыт самый большой в СССР Дворец пионеров и школьников, где тысячи юных ленинградцев занимались в технических кружках, научных секциях, творческих школах. В шахматном кружке начинали, ставшие знаменитыми, будущие советские гроссмейстеры Марк Тайманов, Виктор Корчной, Борис Спасский, Александр Халифман. С начала 1990-х – это Дворец творчества юных.

Покинем Аничков дворец и снова выйдем на Невский. Впереди один из символов нашего огорода – Аничков мост, береговые устои которого украшают конные группы, созданные по моделям замечательного скульптора и литейщика Петра Карловича Клодта.

Аничков мост

Изначально предполагалось установить на каждом берегу одинаковые парные композиции, и в 1841 году, когда первые две отливки были готовы, их водрузили со стороны Адмиралтейства, а на противоположном берегу – гипсовые копии, раскрашенные под бронзу. Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но по велению Николая I отправились в Берлин, в качестве подарка прусскому королю. Аналогичная участь была уготована и следующим копиям – Николай подарил скульптуры королю Неаполя. Предстояло в четвёртый раз проделать столь трудоемкую работу, но Пётр Карлович отказался отливать копии – он решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом. В 1850 году работа, которой скульптор отдал 20 лет своей жизни была завершена. Она была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства и в короткое время приобрела европейскую известность.

Состоятельные заказчики желали иметь копии скульптур в своих владениях, поэтому и в наши дни клодтовых коней можно встретить в окрестностях Санкт-Петербурга – Стрельне и Петродворце, а также в Москве на Беговой аллее и на территории усадьбы Голицыных в Кузьминках.

Еще при жизни Клодта его творения стали визитными карточками трех самых больших городов Российской империи: Санкт-Петербурга – скульптуры на Аничковом мосту, Москвы – квадрига Аполлона на здании Большого театра и Киева – памятник святому Владимиру на берегу Днепра.

У Аничкова моста на набережную выходят два корпуса, соединённые колоннадой.

Эти здания, имевшие изначально открытую аркаду по первому этажу, были построены по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1803-1805 годах и предназначались для торговых рядов. Но торговля здесь так и не развернулась, и уже в 1809-1811 годах другой зодчий, Луиджи Руска, приспособил оба корпуса для нужд Кабинета Его Величества, осуществлявшего управление императорскими казной, имуществом и землями.

На противоположном берегу панораму набережной Фонтанки открывает импозантный дворец князей Белосельских-Белозерских (наб. Фонтанки, 42) – блистательный образец необарокко, созданный в 1847-1848 годах по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Монументальность и утонченность зданию придают полуфигуры атлантов, поддерживающие трехчетвертные колонны. Великолепны пышные наличники, овальные окна и ажурные решетки балконов. Все скульптурное убранство дворца выполнено по моделям Давида Ивановича Иенсена.

Хозяйка дворца, княгиня Елена Павловна Белосельская-Белозерская, устраивала здесь приёмы, балы и концерты, на которых присутствовали члены августейшей фамилии.

В 1884 году новым владельцем дворца стал великий князь Сергей Александрович, после гибели которого (1905 год) здание перешло племяннику и воспитаннику, великому князю Дмитрию Павловичу, известному своим участием в убийстве Григория Распутина.

Мать Дмитрия Павловича умерла вскоре после его рождения. Отец – Павел Александрович (шестой сын императора Александра II), без разрешения Александра III вторично женился на бывшей жене адьютанта своего брата – великого князя Владимира Александровича и был вынужден проживать вне России.

Так мальчик Дима оказался в семье своего дяди Сергея – великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы. В 1905 году, после гибели дяди, 14-летнего Дмитрия практически усыновил Николай II (последний император был старше Дмитрия на 23 года и приходился ему двоюродным братом). Дмитрий воспитывался и жил в Царском селе до 1913 года. Именно участие Дмитрия Павловича, практически приемного сына царя, спасло всех соучастников убийства Распутина от суда и сурового наказания.

Во время Первой мировой войны самые большие дворцовые залы были отведены для госпиталя.

В советский период здесь работали районные комитеты партии и комсомола, а в наши дни помещения бывшего дворца арендуют различные организации.

Соседний участок (наб. Фонтанки, 44) в 1714 году был выделен Петром I подмосковному Троице-Сергиеву монастырю (Троице-Сергиева Лавра) для устройства подворья, которое включало монастырскую гостиницу, церковную лавку и домовую церковь Святой Троицы.

Монастырские подворья представляли собой нечто вроде филиала или представительства монастыря в удаленных городах и в первую очередь в столице.

Лицевой корпус, фасад которого был решен в формах русского стиля, возвёл в 1856-1857 годах архитектор Алексей Максимович Горностаев – один из создателей этого направления в русской архитектуре. В дальнейшем зданиебыло надстроено до трех этажей с сохранением общего характера отделки.

В 1920-е годы здесь разместили дом коммунистического воспитания молодежи «Старая и новая гвардия». Все строения бывшего подворья, включая церковь, перестроили, уничтожив при этом как интерьеры, так и наружный облик. В 1995 году фасад был воссоздан по историческим чертежам, а интерьеры трогать не стали, как наиболее подходящие для функционирования библиотеки, которая с послевоенных лет работает в этом здании (городская библиотека имени В.В. Маяковского).

Набережная Фонтанки, дома 42, 44, 46

Следующий дом 46, похожий на особняк, а то и на дворец, был построен в 1843 году для генерал-адъютанта Николая Васильевича Зиновьева, воспитателя сыновей императора Николая I. Архитектор Василий Яковлевич Ландваген возвел над крыльями имевшегося двухэтажного строения третий этаж (в результате чего они оказались выше центральной части) и оформил фасад в стиле барокко.

В 1895 особняк был приобретен герцогом Георгием Георгиевичем Мекленбург-Стрелицким, для которого архитектор Вадим Платонович Стаценко осуществил необходимые перестроения.

Отец Георгия Георгиевича, Герцог Георг Август Мекленбург-Стрелицкий в 1851 году женился на великой княжне Екатерине Михайловне (дочери Михаила Павловича, сына Павла I, и Елены Павловны) и остался на службе в России. Их дети, в их числе и Георгий Георгиевич, унаследовали Михайловский дворец (ныне Русский музей), дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) и Каменный остров.

Лучковый фронтон центрального ризалита украсился герцогским гербом с девизом «Fuimus et sumus» (Мы были, и мы есть) в окружении сидящих женских фигур, которые сохранились, к сожалению, только на дореволюционной фотографии.

В настоящее время в бывшем особняке располагается иностранный отдел соседней библиотеки.

На участке под номером 48 в XVIII веке располагалась усадьба графа Николая Фёдоровича Головина, вдоль которой ещё в 1739 году был проложен переулок, названный Графским. В начале 20-х годов XX века в противовес «буржуазному» названию Графский переулок стал Пролетарским, а позже, в 1964 году, был переименован в улицу Марии Ульяновой. В 1991 году переулку вернули историческое наименование.

У Графского переулка Фонтанка делает небольшой поворот, за которым открывается неповторимый вид на Троицкий собор, созданный в 1827-1835 годах архитектором Василием Петровичем Стасовым. Вызывает восхищение прекрасный выбор места для храма.

Однако, не будем надолго отвлекаться и вернёмся к нашей прогулке.

Углом на набережную и Графский переулок выходит внешне непримечательный дом (наб. Фонтанки, 50), который хранит память о многих выдающихся деятелях культуры. В 1920-х годах в маленькой квартирке этого дома размещался Всероссийский союз писателей, где бывали Фёдор Сологуб, Михаил Козаков, Борис Лавренёв, Василий Шишков, Александр Грин и другие литераторы. 29 декабря 1925 года сюда доставили для прощания гроб с телом Сергея Есенина, состоялась гражданская панихида.

С 1918 года здесь жил выдающийся архитектор Лев Александрович Ильин.

Лев Александрович с 1925 по 1938 год фактически являлся главным архитектором Ленинграда. Под его руководством разрабатывался первый советский генеральный план города. Помимо архитектурной деятельности он занимался также графикой и акварелью. Об этом известно мало, так как значительная часть художественной коллекции погибла в декабре 1941 года, когда угловая часть дома, где располагалась квартира, была разрушена. Год спустя Ильин попал под обстрел и скончался от многочисленных ранений.

Мемориальная доска повествует о проживании в этом доме дирижёра Карла Ильича Элиасберга. В осажденном городе он сумел собрать музыкантов и 9 августа 1942 года оркестром Радиокомитета под его руководством была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Это стало главным событием в жизни Карла Ильича.

Ещё одна памятная доска посвящена художнику и писателю Евгению Ивановичу Чарушину.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом