ISBN :
Возрастное ограничение : 18
Дата обновления : 05.04.2024
Занятие под названием жизнь
Владислав Большой
Вы хотите дожить до глубокой старости и при этом быть зрелым человеком, радоваться подрастающим внукам и меньше сожалеть об ошибках прошлого?Вы хотите построить крепкие узы и разобраться, для чего вам отношения или семья? Вы хотите найти себя и почувствовать облегчение от ощущения вожделенной самореализации?Для этого необходимо заниматься жизнью, ведь она, как поход в горы, требует постоянного движения, где затянувшийся привал в развитии несет только лишь беды и разочарования. Эта книга для тех, кто хочет заниматься жизнью, и я буду вашим верным проводником, ибо в горы всегда безопаснее подниматься не в одиночку.Вместе мы покорим вершины.
Владислав Большой
Занятие под названием жизнь
Прочитайте, пожалуйста
«Прочитайте, пожалуйста» – так я решила окрестить привычное для читателей «Предисловие», поскольку читатель зачастую просто пролистывает его с некоторой долей неприязни, стремясь вкусить сразу самый сочный кусок. Так и в жизни, мы форсируем события, вечно торопимся, хотим все и сразу и не обладаем даже толикой терпения.
Прочитайте, пожалуйста!
Исследуя концепты, связанные с человеком, я буду прямолинейна, но не потому что цинична или враждебно настроена. Затрагивая важные жизненные вопросы, я не буду кормить вас сладостями, потому что не хочу, чтобы у вас испортились зубы. Я не стану скрываться под одеждой из лести, и у меня нет горделивой мечты стать исправителем людской природы. Я – психолог и умею бережно подсветить проблему, предложить инструменты для ее решения и быть живой иллюстрацией всего, сказанного в этой книге.
Мне важно, чтобы каждый нашел отклик от прочитанного, такой же неподдельный, как отклик ребенка на зов матери.
Не останавливайтесь!
На страницах моего творчества свой след оставили социология, философия и психология. Пусть вас не смущает наличие разной терминологии, я учитываю темп жизни, огромные потоки разной информации, потому буду объяснять сложные явления на бытовых примерах для большей ясности. Мы постараемся рассмотреть все, что я смогла постичь и понять о том, что окружает человека и влияет на него. Временами я буду использовать собственную поэзию для большего освещения идеи. Темы, предложенные в книге, вполне возможно погрузят в состояние глубокой задумчивости, но в то же время не без иронии, собственно, по аналогу устройства нашей жизни.
Спасибо моим вдохновителям, которые, возможно даже не подозревая, вводили меня в особое состояние высокой производительности и концентрации. Благодарность Надежде Большой, Ольге Беллендир, Юлии Чернышовой и тем, кого нет рядом, но чьи труды оставили след в моем разуме.
Пролог
Какая радость: купила новую кофточку, которую давно искала, ну хоть в одном торговом центре нормальный ассортимент товаров. Зазвонил айфон, из-за одинаковых мелодий, установленных на смартфоне, на входящий звонок отреагировали сразу несколько прохожих. На другом конце провода поступило приглашение от моих подруг провести вместе время. Спустя пару часов я сидела в заведении и с любопытством оглядывалась по сторонам, рассматривая интерьер. В помещении был слышен стук бильярдных шаров, но самого бильярдного стола не было видно из-за нависшего смога от кальяна. Думая, почему сукно для бильярда зеленого цвета и одновременно втягивая дым с характерным звуком бурления воды в колбе, я размышляла, почему новая одежда, встречи с друзьями, никотин уже не придают столько радости и не смягчают боль. Что это за чувство неудовлетворенности, которое, словно сверло, орудует где-то внутри, в области живота, вызывая жжение и нескончаемое волнение? Может, депрессия? Или кризис? Может, мне стоит начать разбираться в жизни?
* * *
Несмотря на эти мысли, у меня была прекрасная ночь. Я выспалась. Как давно я так быстро не засыпала: голова едва успела коснуться подушки, как я уснула. Сейчас я на таком отрезке жизни, когда все больше ценю моменты повседневности. В молодости сон являлся чем-то навязанным, но сейчас он похож на усладу, сравнимую с созерцанием природы.
Сверло
Про какое сверло идет речь? Виктор Франкл[1 - Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.] называл его экзистенциальным вакуумом, иными словами, «пустотой существования». В эпоху Фрейда причинной всех бед считалась только сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас уже волнует другая проблема – разочарование в жизни.
Само слово «экзистенциальный» лично у меня вызывает изумление: есть у него некая мистика. Повторите его про себя. Экзистенциональный, экзистенциональный или экзистенциализм. Я пишу об этом, и меня что-то опускает на глубину моего существа… бррр.
Кстати, удивляет подборка на эту тему в Pinterest[2 - Pinterest – социальный интернет-сервис, фотохостинг.], где в основном можно увидеть советские сталинки и хрущевки. Похоже, что негласный лозунг «Россия для грустных» укоренился в умах общественности. Хотя я так не считаю и думаю, что все зависит от восприятия действительности, и если поработать с мышлением, становится неважна география, ведь и на Мальдивах может быть плохо.
Интересно, что дилемма о проблеме существования присуща только человеку, у животных ее нет, цель в животном мире одна – выжить. Человек тоже должен найти пропитание, чтобы поддерживать себя, свою жизнь, но в человеческом мире все гораздо сложнее: если у тигра обедом являются кабаны и олени, а из одежды он предпочитает оранжевое в полоску, то перед человеком стоит дюжина выборов – например, каким способом заработать на еду, что, где и с кем поесть, в какой одежде, и вообще, действительно ли хочется есть или это расстройство пищевого поведения. Еще больше просверливает вглубь незнание, кто способен дать ответы, кто поможет понять правила игры, в которой еще до начала партии ощущается патовость, выраженная в том, что нас забросили в этот мир и не сказали, что нам со всем этим делать.
Ясно только одно: мы все сражаемся в битве под названием «жизнь». Но самое тяжелое, словно гиря на сердце, не знать, за что ты воюешь и про что твоя битва. Именно так рождается проблема существования, можно сказать, это Марианская впадина человеческой души. Чтобы изящней заниматься жизнью, необходимо понимать, что одиночество может настигнуть нас в любую минуту, ведь оно не зависит от наличия или отсутствия людей вокруг; что смерть намного ближе, чем кажется, у нее нет возраста и она абсолютно бестактна, но при этом заботлива, ведь она может наделить нас чувством срочности и тыкнуть в наши нереализованные дела, мечтания, на все наши наброски каких-то начинаний. Нам, наконец, нужно прочувствовать, что трагедии и боль – постоянные спутники жизни всех людей: мужчин, женщин и детей.
Давайте здесь выдохнем, а то я почувствовала напряжение в висках от сказанного. На самом деле не все так плохо, жизнь намекает, что существование должно быть оправданно, а смерть – что жизнь не может быть отложена.
То ревность, то боязнь, то радость, то печаль —
Глядишь, готов роман. И так-то все на свете.
Живи и Процветай
Вы знаете, каков шанс у человека появиться на свет? Выпускник Гарварда Али Байнази заинтересовался этой темой. Байнази пришел к тому, что шанс родиться у каждого человека равен 1 к 400 квадриллионам, я даже не могу дать определение этой цифре, но понимаю, что она невероятна.
Проведя огромное количество времени над расчетами, он подсчитал все шансы, а именно: случайность встречи двух людей, процентную возможность возникновения между ними чувств вроде любви. Вышеупомянутые данные говорят нам: «Приятель, посмотри на ставки, ты должен радоваться, что просто появился на свет, иначе говоря, живи долго и процветай». Но незадача, как обычно, в том, что проще сказать, чем сделать. Просится фраза: «С вечера мы готовы свернуть горы, а с утра мы не можем встать с постели».
Так же легко звучат мотивационные лозунги: путешествуй, зарабатывай, люби себя. Но эти предписания больше похожи на схему, на паттерн, подходящий роботу, нежели живому существу, со всеми присущими ему эмоциональными состояниями. Они действуют как паллиатив, временно заглушая сверло внутри человека, но глубинно не прорабатывают, не устанавливают мост между чувством и суждением. Приводить заезженные выражения, типа, жизнь – как зебра, то черная полоса, то белая, так же бессмысленно, как желать бесконечного повторения одной и той же ошибки. Необходимо уяснить, что у человека намного больше власти, чем кажется на первый взгляд.
Я немного слукавила, все-таки применю заезженное выражение, но оно в какой-то мере отличается глубинным смыслом. «Жизнь – это шахматная доска, все зависит от хода». У человека множества инструментов для улучшения жизни: он может поменять работу, окружение, прекратить токсичные (не люблю это слово, но оно здесь уместно) отношения. Но незадача, человек утопает в бездне непрекращающихся мыслей, они бегают по кругу, как в стиральной машине, и ему не хватает того, кто откроет барабан и вытащит, рассортирует и развешает мысли, а я, как психолог, очень хорошо разбираюсь в стирке.
Когда я размышляла о себе, мне пришло в голову: мне стукнуло 33 года, я поработала следователем МВД, получила образование психолога и поняла, что все живут свою жизнь со взлетами и падениями, и эта жизнь мудрее нас, если воспринимать ее такой, какая она есть, со всеми шероховатостями. И броней от уныния может стать следующая мысль о смысле жизни, звучащая так: дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас! Чувствуете, какая огромная разница?
Mothercare
Вы живете, вбираете в себя происходящие события, внешние обстоятельства, смены деятельности, вечную нехватку в деньгах, разные воспоминания из детства, первую любовь, университетскую жизнь, поиски работы, неудачи, разлуки, тусовки, копание в себе, и вот однажды во всем цвете наших лучших стремлений приходит мысль о том, что все мы осуждены на смерть.
Знаете, нет важнее фигуры, чем мама. Даже если она плохая, то невозможно отменить пожизненную привязанность, которая формируется на первых годах жизни, во время кормления, и эта привязанность перерастает в прочный эмоциональный канат, который невозможно перерезать, и сейчас именно она выжимает мою душу донельзя, и я проваливаюсь в чувства.
Пожалуй, из мэтров экзистенциализма Альбер Камю[3 - Альбер Камю – французский континентальный философ, экзистенциалист, а также журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист.] отчетливо передал смерть матери, причем отразил ее так тонко, что, читая его, я пошла против ограничений пандемии COVID-19 и была в медицинской палате рядом с ней: ее подключили к аппарату ИВЛ, но я слышала ее внутренний плач. Она была в тяжелом состоянии, а я – в ожидании сообщения о ее кончине. И, когда холодным январским утром после моего сладкого сна раздался звонок от отца, а он никогда не звонил мне утром, я сразу поняла, что он собирается сказать: мама умерла.
В момент сообщения о смерти матери я училась на психолога, и мы проходили стадии горевания, которые являются неизменными элементами утраты. Удивительно, но за меня больше переживали мои преподаватели, они говорили, чтобы я намеренно пропустила модуль и вернулась к обучению позже. Но я стойко и даже где-то с чувством, будто меня оскорбили, ответила, что я в норме. Сейчас моя утрата превратилась в мудрую печаль. С точки зрения психологии это то, к чему должен прийти человек, который прошел все стадии горевания.
Мудрая печаль – это когда я смотрю на фотографию, где мы с ней вместе стоим на яхте в просторах Красного моря, в обнимку, нас переполняет радость, мы улыбаемся, и я ценю эти моменты. Мудрая печаль – это когда приходят самые светлые воспоминания из детства, например как я надевала ее туфли, пока она была на работе, и я, глубоко выдохнув, живу дальше. Я живу, практикую, люблю, и, безусловно, случившееся работает по принципу бумеранга: в один миг сознание отбрасывает мысли о смерти мамы, но приходит время ловить их обратно. Таким образом, я понимаю, что эта светлая грусть всегда будет со мной, а настоящая любовь несостоятельна без привязанности.
Что я чувствовала, когда мне сообщили о ее смерти? В первые несколько дней в основном обостренную ценность своей жизни, в каждом шаге, в каждой мысли. Привычные дела стали более отчетливыми, я научилась замедляться, ловить себя в каждом мгновении. Я завтракала своей любимой гречневой кашей, я ела ее уже сотни раз, но в этот день у нее был особый вкус – вкус смерти, который дает больше значимости жизни.
Утрата близкого дает твердое понимание, что каждый человек при жизни заслуживает и имеет право на безоценочность поведения. Моей мамы нет, и я вспоминаю ее историю жизни с уважением! Да, при жизни она причиняла мне боль, приводя домой мужчин, когда отец был в командировке, но ее нет, и я оправдываю ее во всех проявлениях, по-философски, без осуждения. Смерть уравновешивает негативные качества человека, которые тот проявляет при жизни, и допускает возможность, что именно они были теми качествами, за которые мы так сильно его любили. Быть может, в выражении «научись оправдывать людей» кроется глубочайший смысл?
Я говорила выше, что ожидала ее смерти. Ожидание здесь должно трактоваться как глубинное понимание человека: я знала ее и понимала, что она была готова умереть. Мама, ты всегда в моем сердце, ты никогда не стелилась перед людьми, открыто заявляла о своем нраве и приняла решение спокойно глядеть в лицо смерти и умереть вовремя.
«Некоторые люди важничают еще своею смертью, и даже самый пустой орех хочет еще, чтобы его разгрызли».
* * *
Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти.
Смена мерности
Что мы знаем о смерти? По факту, мы можем видеть, как прерывается физическая жизнь других людей. С ней дело обстоит так же, как с привидениями, о которых все говорят, но их никто не видел, а если и видел, то не может доказать. Нам остается только догадываться и изучать концепты о жизни после смерти, которые психологически сказываются на людях.
Религии и различные учения колоссально влияют на мировоззренческие установки. Концепция ад / рай влияет на моральный закон человека. Идея жизни после смерти влияет на организацию устоев. Мне кажется, здесь имеется подвох в том, кто же все-таки писал Священные Писания (на самом деле) и с какой целью? Не может ли оно быть «злом» под прикрытием «добра»? Не может ли быть тотальным оболваниванием умов под прикрытием морали? Постановка таких вопросов рождает вопрос: кому это выгодно? Ответы найдутся по ходу прочтения моих заметок дальше.
А пока остается думать, где же мы встретим последний рассвет, и испытывать благоговейный страх перед финалом (финалом ли?) жизни.
Мысль о смерти вызывает страх. Этот страх настоящий, оправданный, в отличие от других житейских страхов, где мы себя больше разгоняем, придумываем и моделируем различные предстоящие ситуации. Но вспомните, сбывалось ли на все 100 процентов то, что вы себе сочинили? Скорее всего, нет. Задумали что-то – делайте, нет времени на длительный анализ (все равно все пойдет не по плану), и запомните, что «мысль делает нас всех трусами и вянет, как цветок, решимость наша».
Страх смерти присущ каждому человеку. Впервые о смерти мы слышим в детстве, когда видим плач родителей, потому что умерли наши бабушка или дедушка, или же мысль о костлявой возникает, когда ребенок оказывается на кладбище.
В природе о смерти нам сообщают времена года. Осенью происходит увядание растений, исчезновение насекомых, отлет перелетных птиц. Присмотревшись к этим процессам, можно сказать, что природа обладает непоколебимым планом, цикличностью, идеей вечной жизни и смерти. У природы нет понятия справедливости. У нее другие задачи, более значимые и масштабные. Природа есть Универсум, она заботится о том, чтобы мир был озарен солнцем, чтобы водные потоки не прекращали упрямствовать, чтобы горы будоражили сознание своей масштабностью, великолепием и выглядели при этом как пломбир с шоколадной крошкой. Природа холит и лелеет жизнь и тщательно, как самый усердный художник-натуралист, подходит к красоте, в которой есть гармония и функциональность. Сама суть природы справедлива, она намекает на саму ценность существования.
Поскольку человек вышел из природы, следовательно, он напрасно ищет справедливости. Природа открыто заявляет, что ей безразлично, живет или умрет индивидуум, она просто приемлет всех как существ здесь необходимых. Поэтому она создала улитку в доказательство ценности жизни. У улитки нет орудий для того, чтобы сбежать, спрятаться или защититься. Она равнодушно проживает свою жизнь ровно до тех пор, пока не найдется хищник, желающий отведать ее.
Одно слово – смерть, – и человек замирает в собственном самосознании. Действительно, осознание глубочайших вопросов о смысле бытия взращивает ценность жизни, в которой нет места переживанием о разводе, самооценке, неудачах на работе – все аспекты становятся малозначительными, так как мысли о смерти придают вкус самой жизни.
Звук лопат, роющих землю на кладбище, не должен страшить, он должен ласкать ухо.
Memento mori
Латинское выражение «memento mori» переводится «помни о смерти» и означает жить здесь и сейчас, т. е. не идти на плохую работу, не терпеть хамство. Осознание смерти значит не откладывать лучшие наряды в ожидании того самого подходящего дня, чтобы их надеть.
Помнить о смерти не значит бояться ее. Помнить о смерти значит быть красивым уже сейчас, уважать свое время и себя. Жизнь эфемерна, у смерти нет возраста. Помнить о смерти значит понимать, что мы не вечны. Но мы все откладываем на потом, на этого перегруженного от обязательств бедолагу по имени понедельник.
А когда наступает час, мы испытываем неизбежные тревоги совести. В агонии чувствуем вину. Вину от бездарно прожитых дней, вину за страхи, вину от того, что не сказали друг другу важные слова. Потому-то вина после смерти сильна, так как мы не набрались смелости сказать слова любви, сказать о своем теплом отношении тем людям, к которым неравнодушны.
Гордою стеной не дает нам жить молчание,
Настанет время, и все наши позывы, притязания мы скажем наяву.
Озвучим все слова, которые таили в голове,
Речь наша будет шумна, как водопад, мы будем говорить обо всем подряд и даже где-то невпопад! И хорошо бы так!
* * *
Оставшись в тени, иными словами, бездействуя, если просто влачить всю жизнь, мы упускаем возможность спасти кого-то, спасти словом, поступком, примером и даже в каком-то смысле отрекаемся от бессмертия, которое таится в волновом эффекте. Я не предлагаю никакой магии, эзотерики и прочих необъяснимых вещей, я говорю о некотором радиусе влияния каждого человека друг на друга при жизни, мысль, что мы можем оставить где-то, в ком-то частичку самих себя, придает осознанности нашему существованию.
Да, наша личность растворится, но не уйдет то, что было взращено этой личностью. При жизни человек способен отдавать, делиться особенностями жизненного опыта, нестандартным поведением, мудростью, которые послужат утешениями и подсказками и останутся в памяти друзей, малознакомых или совершенно незнакомых людей после нашей смерти.
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом