Дебора Патц "Сцена первая, дубль первый"

grade 4,4 - Рейтинг книги по мнению 10+ читателей Рунета

В этой книге Дебора Патц – профессиональный наставник для начинающих кинематографистов – увлекательно рассказывает о том, как научиться писать, снимать и монтировать кино. Автор предлагает примерить на себя три роли: сценариста, режиссера и режиссера монтажа. На русском языке публикуется впервые.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Манн, Иванов и Фербер (МИФ)

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-00146-302-3

child_care Возрастное ограничение : 12

update Дата обновления : 14.06.2023

Сцена первая, дубль первый
Дебора Патц

МИФ Подростки
В этой книге Дебора Патц – профессиональный наставник для начинающих кинематографистов – увлекательно рассказывает о том, как научиться писать, снимать и монтировать кино. Автор предлагает примерить на себя три роли: сценариста, режиссера и режиссера монтажа.

На русском языке публикуется впервые.

Дебора Патц





Сцена первая, дубль первый. Как написать, снять и смонтировать фильм

Информация от издательства

Издано с разрешения Michael Wiese Productions

Перевод с английского Валерии Башкировой

Научный редактор Арсений Гончуков

Возрастная маркировка в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ: 12+

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Original Title: Write! shoot! edit!: the complete guide to filmmaking for teens / by Deborah Patz

Copyright © 2017, Deborah S Patz

Published in agreement with Michael Wiese Productions

Russian language edition copyright © 2019 by Mann, Ivanov and Ferber.

All rights reserved.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020

* * *

Как читать эту книгу

Скажу сразу: главы не обязательно читать по порядку. Но лучше начать с главы 1 (#G1). Когда прочитаешь ее, увидишь, что к созданию художественного фильма ведут три дороги. Поэтому в книге процесс киносъемки представлен с трех точек зрения, а именно:

• с точки зрения сценариста;

• с точки зрения режиссера-постановщика (и оператора);

• с точки зрения режиссера монтажа.

Каждая дорога – особая, но все они переплетаются в процессе работы над фильмом.

Хочешь приступить к съемкам? Собери друзей – и вместе решите, кто напишет сценарий, кто будет режиссером и оператором, а кто займется монтажом. Пусть каждый выберет свой путь. Но многое придется делать вместе. Вам надо стать одной командой, или, как говорят киношники, съемочной группой.

А может, ты хочешь снять фильм самостоятельно или совместить какие-то роли, например сценариста и режиссера? Почему бы и нет! Главы расположены так, что тебе будет удобно к ним возвращаться в процессе работы над фильмом, если возникнут какие-то вопросы.

У тебя уже есть кое-какой отснятый материал, осталось только смонтировать фильм? Проще некуда. Начни с главы 1 (#G1) и следуй путем режиссера монтажа.

Книга будет полезна не только юным кинематографистам, но и учителям средней школы, а также взрослым, решившим снять свой фильм. Читатели смогут ближе познакомиться с тремя главными кинематографическими профессиями или, если они учатся в одном классе, разделиться на группы в зависимости от выбранной специальности.

Итак, какую дорогу в мир кино выберешь ты?

Введение

Ты на съемочной площадке. Кадр выстроен. Актеры на исходных позициях, вошли в образ и приготовились к съемке. Кто-то держит серебряный отражатель так, чтобы свет падал на лица под нужным углом, смягчая тени. Камера готова к работе, микрофон не попадает в кадр. Ты киваешь звукорежиссеру, который его держит, он в ответ улыбается. Все участники замерли, боясь проронить хоть слово. Они ждут команды. Ты задыхаешься от волнения, во рту пересохло. Всё происходит как будто во сне, но это же так здорово! Вот оно! Наступает торжественный момент: съемка начинается!

– Камера! Мотор!

Кино не делается в одиночку. И ты убедишься в этом в первый же съемочный день. Чтобы получился фильм, нужна команда единомышленников, так что привлекай к работе родных и друзей. И на первых порах придется стать человеком-оркестром, выполняющим несколько функций: вряд ли сразу найдется нужное количество специалистов и актеров. Естественно, придется многое узнать о процессе работы над фильмом. Когда ты поймешь, какой вклад в его создание вносят сценарист, режиссер-постановщик и режиссер монтажа, – увидишь творческий процесс с разных сторон и сумеешь донести знания до своей группы.

В книге достаточно информации о том, как снимается кино. Начав с малого, двигайся вперед, учись на ошибках, ставь перед собой более сложные задачи. Ты в волшебном мире. Смелее!

Лично я свой первый фильм сняла в девять лет. Это была пятиминутная короткометражка – импровизированное интервью с нашим псом, который благодарил меня за угощение – пару ложек арахисовой пасты. Главный герой только открывал пасть, говорила за него я. Следующий «блокбастер» снимался уже по литературному сценарию (моему), в нем было больше действующих лиц и использовалось искусственное освещение. Это была реклама консервированной фасоли. Почему фасоли? Просто именно ее я нашла в шкафу! За рекламой последовал пятиминутный мистический триллер. Я экспериментировала с монтажом, пыталась убедительно показать сцену убийства. В выпускном классе я сделала 20-минутную игровую картину о загадочном преступлении. Там было довольно много персонажей, действие разворачивалось в нескольких местах (как говорят киношники, локациях), к тому же я использовала несколько трюков. Благодаря этому фильму я поступила в киношколу, с момента окончания которой тружусь в киноиндустрии – в таких компаниях, как Disney, Lucasfilm, MCA/Universal, Alliance/Atlantis и многих других. Мой опыт очень разнообразен: я сотрудничала с мастерами: Энтони Дэниелс (дроид Три-пи-о из «Звездных войн»), Уильям Шетнер (капитан Кирк из сериала «Звездный путь»), а также приложила руку к созданию мультсериала «Заботливые мишки» и телесериала «Большой удобный диван». Мне довелось поработать в морге (и мне там очень понравилось; на языке киношников «морг» – это справочный отдел). Я даже организовывала съемку в открытом космосе (да-да, в самом настоящем). Теперь я веду семинары, помогаю своим детям и другим юным кинематографистам, а также всем желающим окунуться в мир кино. Я учу снимать собственные фильмы.

Продолжительность полнометражного художественного фильма – полтора-два часа. Но не стоит гнаться за профессионалами, для начала можно ограничиться 12-минутной короткометражкой или, если у тебя уже есть какой-то опыт и готовность решать более сложные задачи, 24-минутной. Не стоит планировать публичный показ (например, на YouTube или Vimeo), чтобы не нажить неприятностей из-за нарушения авторских прав. Просто экспериментируй и наслаждайся процессом. Можно даже устроить после премьеры вечеринку, пригласить родных и друзей, которые помогали снимать фильм, вспомнить все радости и беды съемочного процесса. Они будут в восторге!

Итак, полная готовность! Вперед!

Глава 1. Кино делается трижды

Не терпится приступить к съемкам? Уже представляешь свой фильм на огромном экране или на экране айпада? Я угадала? А раз так, сразу предупрежу: делать фильм придется трижды.

Как? Трижды?!

Да, именно так.

Фильм делается трижды, прежде чем оказаться на большом экране или в сети. Звучит пугающе, но, к счастью, на самом деле всё не так страшно. Просто процесс работы включает три этапа.

Фильм начинается со сценария. Прежде всего надо придумать уникальную историю, ту, которую до тебя еще никто не сочинял. С историями так всегда – только что ее не было, и вот она уже есть: сначала в твоем воображении, потом на бумаге в виде сценария. Но сценарий – еще не кино. Это просто несколько страниц текста. В процессе съемки история оживет: на экране задвигаются и заговорят люди, действие развернется в разных местах, фильм заиграет красками и зазвучит.

Актеры наполнят сцены новыми смыслами, а съемки в разных местах украсят кадры деталями, которых не было в сценарии. История будет развиваться. Сценарий – только скелет будущего фильма. Текст, переведенный на язык кино, благодаря визуальному ряду расцветится подробностями, обретет новое звучание, станет ярче и богаче. Да и отснятый материал – тоже еще не готовый фильм, а только набор кадров. После завершения съемки эти кусочки, фрагменты, будут смонтированы в определенной последовательности, потом перемонтированы, и голый скелет обрастет мясом. Вот тогда-то сценарий наконец превратится в фильм.

Написание сценария, съемка и монтаж – три важнейших этапа работы над фильмом. Каждый требует творческого подхода и мастерства. Какой кажется тебе самым интересным? А может, нравятся два или даже все три?

На этапе создания сценария главную роль играет, разумеется, сценарист (автор). Другие участники процесса, включая литературного редактора, только помогают ему.

Перевод слов сценария в визуальные образы – плод усилий многих людей, прежде всего, режиссера-постановщика (он отвечает за творческое видение фильма) и оператора (он управляет камерой). Я объединю две эти ключевые роли в одну: режиссер-постановщик станет также и оператором.

Над монтажом фильма тоже работает много специалистов, хотя и меньше, чем на съемочной площадке. Это художники-постановщики, звукорежиссеры, музыкальные редакторы и специалисты по шумовым эффектам (шумовики). Все они входят в команду режиссера монтажа. На финальном этапе ключевая роль принадлежит именно ему.

Но прежде чем углубиться в тему, скажу несколько слов о самом процессе творчества – о том, что происходит у нас в голове. Он тоже включает три этапа.

Если тебе доводилось что-то сочинять, тебе, конечно, знакомы два внутренних голоса: как будто ангел за правым плечом спорил с демоном за левым. Один говорил, что ты пишешь потрясающе, фантастически круто, а другой безжалостно критиковал. Этот постоянный спор немного мешал работе, правда?

Дело в том, что сочинительство (как и любой творческий процесс) имеет три головы. Первую зовут Сила Воображения, вторую – Железная Логика, а третью – Дотошная Придира. Со спорщицами легче справляться, зная их имена.

Сила Воображения

А – вот моя Сила Воображения. Б – а как выглядит твоя? Нарисуй ее

Сила Воображения не любит работать по правилам. Она вообще не признает их. Это она подает нам множество идей и заставляет тут же воплощать их в жизнь. Идем гулять в парк! Ныряем в пенную ванну! Хватит чинно сидеть за столом – лезем под него! В общем, совершаем разные поступки, иногда нелепые и даже безумные. Но Сила Воображения отлично ладит с безумцами. Когда ее идеи кажутся совсем уж дикими, вмешивается Железная Логика и высказывает свое взвешенное, авторитетное суждение. Если к нему прислушаться слишком рано, нежная, чувствительная Сила Воображения обиженно умолкнет. Поэтому лучше предложить Логике удержаться от комментариев. Пусть посидит в сторонке – еще успеет высказаться. Дай Силе Воображения закончить черновик сценария или придумать новые оригинальные ракурсы, и тогда Логика сможет увидеть и оценить твой замысел, прежде чем ты перейдешь к следующему этапу творческого процесса.

Железная Логика

А – вот моя Железная Логика. Б – а как выглядит твоя? Нарисуй ее

Железная Логика не любит выдумывать и сочинять. Ей подавай готовый материал, который можно улучшать и совершенствовать. Если она выступит со своими замечаниями и предложениями слишком рано (а она склонна поступать именно так), то помешает творить. Но если возьмется за дело вовремя, то, как ни странно, ее критика уже не будет такой беспощадной. Она способна оценить замысел, увидеть и раскрыть творческий потенциал. Ведь у нее есть профессиональный опыт, она знает, как снимается кино, и умеет правильно подать историю. Она укажет на логические нестыковки в сценарии. При этом ее волнует только логика повествования – например, насколько мотивированны поступки героев. Опечатки или неряшливое оформление рукописи – не ее забота, пусть этим занимается Дотошная Придира.

Дотошная Придира

А – вот моя Дотошная Придира. Б – а как выглядит твоя? Нарисуй ее

Работая со сценаристом, Дотошная Придира редактирует текст. Когда за дело берутся режиссер-постановщик и режиссер монтажа, она проверяет, шлифует отснятый материал, доводит до совершенства каждую мелочь. Впрочем, для нее нет мелочей. Правильно ли употреблено слово? Нет ли в тексте грамматических ошибок? Соответствует ли формат рукописи требованиям к оформлению сценария? На съемочной площадке Придира следит за тем, правильно ли выстроен кадр и не допущены ли ляпы при съемке. На стадии монтажа она требует вырезать отснятый эпизод, или смонтировать два контрастных кадра, или заново озвучить фильм, если изображение (например, движение губ персонажей) не синхронизировано со звуком. Это она следит за тем, чтобы все этапы шли строго по графику. Очень соблазнительно пригласить Дотошную Придиру в самом начале. Но не торопись, дай сказать свое слово Железной Логике, а уж потом пусть Придира отшлифует текст и устранит все огрехи фильма.

В голове художника, творца многое происходит одновременно, не так ли?

Задача в том, чтобы каждая их этих трех дам занималась своим делом, не вмешиваясь в работу двух других. Ну, не то чтобы совсем не вмешиваясь. Просто на каждом этапе творческого процесса главную роль должна играть только одна дама. А значит, каждый раз, сочиняя историю и создавая сценарий, ты делаешь свою работу трижды. То же можно сказать о съемке и монтаже: сначала рождается замысел, потом воплощается, затем доводится до совершенства, шлифуется. Так можно разбить работу на блоки и укротить спорящие внутренние голоса.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом