978-5-17-093836-0
ISBN :Возрастное ограничение : 16
Дата обновления : 14.06.2023
Фотография из Люцерна
Уильям Байер
Алиенист
В 1882 году юная Лу Андреас-Саломе, писательница, будущий психоаналитик и роковая женщина, позирует вместе с Фридрихом Ницше и Паулем Рэ для необычной фотографии. Более тридцати лет спустя студент-искусствовед из Вены дарит фрау Лу свой рисунок-интерпретацию снимка, получившего скандальную известность. В наши дни фотографию повторяет профессиональная госпожа-доминантрикс, известная под именем Шанталь Дефорж.
Когда тело Шанталь находят в багажнике украденной машины в аэропорту Окленда, штат Калифорния, в дело оказывается замешана Тесс Беренсон, блестящая актриса, переехавшая в лофт в стиле ар-деко, служивший до этого домом и рабочим местом госпожи.
Интерес Тесс к личности Шанталь усиливается: она находит подсказки к разгадке убийства и все больше связей между своей жизнью и жизнью госпожи.
Фотография из Люцерна
William Bayer
THE LUZERN PHOTOGRAPH
Печатается с разрешения автора и литературных агентств InkWell Management LLC and Synopsis Literary Agency.
© William Bayer, 2015
© Перевод. Н. Казанцева, 2016
© Издание на русском языке AST Publishers, 2020
Исключительные права на публикацию книги на русском языке принадлежат издательству AST Publishers.
Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.
* * *
Уильям Байер – американский писатель, автор девятнадцати художественных и научно-популярных книги, переведенных на четырнадцать языков.
Его книги становились бестселлерами «Нью-Йорк Таймс», завоевали множество премий, включая престижную Премию Эдгара Алана По за лучший роман, и были несколько раз экранизированы.
Захватывающий психологический детектив, в котором скандальная фотография конца XIX века дает ключ к современному убийству.
* * *
В этом психологическом триллере Байер холодно и умело изображает границу между добром и злом, переключаясь между фактами и вымыслом.
Library Journal Starred Review
Байер держит в напряжении, искусно сочетает сюжетные линии и вдумчиво развивает своих персонажей.
Publishers Weekly
Невероятно атмосферный и захватывающий роман!
Booklist
* * *
Без элемента жестокости в корне каждого зрелища,
театр невозможен.
Антонин Арто
* * *
Шестнадцатого мая тысяча восемьсот восемьдесят второго года в фотоателье, расположенное в швейцарском Люцерне на Цурхер-штрассе, дом пятьдесят, вошли посетители.
Двое мужчин средних лет и молоденькая девушка сообщили владельцу заведения, фотографу Жюлю Боннэ, о том, что заключили важное соглашение и желают его увековечить – сделать снимок в виде живой картины. Старший из мужчин, Фриц, отверг все предложенные хозяином варианты: он настаивал на совершенно определенных декорациях, и сам выбрал подходящий реквизит. В качестве фона для снимка использовали диораму горы Юнгфрау. Когда все было готово, трое посетителей замерли, и Боннэ, накрыв черным покрывалом себя и аппарат, щелкнул затвором.
Сделанной в тот день фотографии было суждено стать знаменитой – точнее скандально известной. О содержащихся в ней загадках споры ведутся уже более ста тридцати лет.
Глава 1
Вена, Австрия. Декабрь 1912 года
Воскресный день, сверкающее солнце, морозный воздух. Дамы и кавалеры укутаны в меха. По обе стороны Рингштрассе кафе с витринами, оформленными в стиле модерн. На пьедесталах застыли серые каменные фигуры знаменитых австрийских композиторов. Девушки под ручку неспешно прогуливаются взад-вперед, а на них глазеют солдаты в шинелях. Студент-скрипач виртуозно исполняет Паганини, чуть дальше по улице цыган наяривает Штрауса, и под ноги ему летят монеты. Слышны шум и гул, разговоры и смех, громкое цоканье копыт конных экипажей; мелькают огни проносящихся автомобилей.
Две женщины торопливо шагают по Франценринг: мимо парка Фольксгартен к придворному театру в императорской резиденции Хофбург. Они разного возраста, но идут под руку будто мать и дочь.
Старшей даме пятьдесят один год, она невысокая, закутанная в тяжелую, вышедшую из моды русскую шубу. Это Лу Андре?ас-Саломе? – автор десяти книг и более чем полусотни статей, одна из самых известных интеллектуалок Европы. Впрочем, причиной известности служат не только написанные ею книги, но и давний роман с философом Фридрихом Ницше и долгая любовная связь с поэтом Райнером Марией Рильке. Она же роковая женщина с известной фотографии, сделанной, когда ей было двадцать один год: Лу держит кнут, сидя в телеге, запряженной парой мужчин – Ницше и его лучшим – на тот момент – другом, Паулем Ре.
Фрау Лу недавно приехала в Вену изучать психоанализ у доктора Зигмунда Фрейда; потом она планирует вернуться домой – в Гёттинген – и открыть там собственную психоаналитическую практику.
Ее спутница, она младше примерно на тридцать лет, – бывшая актриса-инженю и начинающая писательница Эллен Дельп. У нее четкие нордические черты и грива темно-русых волос, изящная фигура укутана в стильные меха. Хотя две дамы не родня друг другу, Лу сильно привязана к Эллен и представляет ее друзьям как приемную дочь.
Внезапно Эллен наклоняется к Лу и шепчет ей на ухо:
– Вон он, тот мужчина!
– Какой мужчина?
– Я вам говорила. Который следит за нами и бродит вокруг отеля.
– Ах, этот! Так давай выясним, что ему надо.
– Не надо с ним заговаривать!
Лу возражает:
– За мной и раньше следили, и мне это не нравится. Если у него ко мне дело, пусть подойдет и представится.
Преследователь, молодой человек едва за двадцать, понимает, что его заметили. Он на секунду застыл на месте, а затем пятится. Лу делает шаг в его сторону, но Эллен пытается ей помешать.
– Не надо!
– Вот еще!
Лу мягко высвобождает руку, затем решительно шагает вперед. Она уже имела дело с такими господами и знает: хотя бы след робости, – и слежка продолжится. Она не боится ни этого человека, ни кого-либо еще… она никогда никого не боялась.
Подойдя ближе, Лу замечает кое-что любопытное. Издалека их преследователь производит вполне респектабельное впечатление; но теперь очевидно, что одет он бедно: вытертый едва не до дыр костюм, разваливающиеся ботинки. Но сам он при этом чисто выбрит и держится прямо, усы чуть закручены вверх. Однако самое заметное – это глаза. Лу уже видела такой пылающий взгляд у одержимых ею мужчин.
Лу не может и подумать, что преследователь очарован юной и прелестной Эллен Дельп. Нет, она знает, пылкие чувства обращены к ней, Лу фон Саломе. Она не сомневается в этом – и оказывается права.
– Вы нас преследуете. – Она говорит ровно, без злобы и без сочувствия. – Мне это не по нраву. Будьте любезны, объяснитесь. А потом можете быть свободны.
Молодой человек бормочет, заикаясь:
– Я з-з-знаю, кто вы.
– Отлично. Я тоже знаю, кто я. Что вам угодно?
– Меня зовут…
– Неважно, как вас зовут. Зачем вы за нами ходите?
– Я просто…
– Да? – Не получив ответа, Лу добавляет: – Понимаю. Мое присутствие настолько ослепило вас, что вы утратили дар речи.
– Простите меня. Пожалуйста. Я сожалею.
– Разумеется, вы сожалеете. Как и положено навязчивому соглядатаю, которого поймали за руку.
– Даю слово…
– Да?
– Я не собираюсь причинять вам вред. Я просто хотел… поговорить. Если бы вы позволили мне представиться…
Лу резко его перебивает:
– Не здесь и не при таких обстоятельствах. Преследовать нас на улице – это недопустимо. Моя подруга говорит, что вы идете за нами от самой гостиницы. Если у вас есть, что мне сообщить, напишите надлежащее письмо и оставьте у портье. Если я решу, что встреча необходима, вам сообщат. Вы меня поняли?
– Да! Спасибо большое! Я так сожалею…
– Если вы и вправду сожалеете, принесите извинения в письменном виде. Будьте столь добры. И закончим на этом. – Она слегка улыбается. – А теперь уходите! Исчезните!
Юноша кивает и быстро уходит.
Как написать «увлекательную» книгу? Берете секс, да побольше (акты не обязательны, достаточно трепа и придыхания), психоанализ, Гитлера (куда без него, про нацистов всем интересно), жизнь богемы и куда-нибудь, как на картине «Очень одинокий петух» от Карлсона, втискиваете чуток криминального. Смерть доминатрикс (это баба, которая хлещет мужиков по жопам или заставляет их делать, что-нибудь унизительное, ради их же удовольствия) Шанталь – повод для автора проскакать по всем замызганным углам бульварных книжек. Хотя с виду все культурно и интеллектуально – история психоанализа, ужасы фашизма, наука против тоталитаризма за свободный секс и раскрепощение личности.Только когда мы уже совсем начинаем забывать, что надо бы сыскать убийцу, нам под финал подсовывают тот самый классический исход –…
Ну что же… иногда то, что я не читаю аннотацию, играет со мной злую шутку. Если бы я знала, что в этом романе замешано убийство госпожи-доминантрикс, то я бы подумала дважды, читать эту книгу или нет. Итак, что же мы имеем. Автор тут из чего только не сделал замес. Тут тебе и богемная жизнь, как современная, так и начала 20 века, и психология представленная Фрейдом, и Ницше с его философией, и недооцененное творчество Гитлера (а он оказывается то и художником был) и много чего еще. В итоге получилось что-то несуразное. К чему автор приплела скандальную фотографию Лу Андреас-Саломе, Ницше и Рэ к убийству госпожи в наше время не понятно. Так как автор постоянно делал отсылку к прошлому Лу, то я думала есть взаимосвязь, но, увы. Все оказалось до банального просто. Я не отношу себя к…
Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом