Юлия Бунина "Ликбез-диатез. Вся правда об атопическом дерматите у детей"

grade 4,9 - Рейтинг книги по мнению 110+ читателей Рунета

Атопический дерматит – одно из самых загадочных и часто встречающихся заболеваний, которое вызывает множество вопросов. Не только у болеющих взрослых, но и у родителей, которые замечают проблемы с кожей у их малыша. Печально то, что даже не все медики могут четко выявить его, из-за чего родители зачастую вынуждены бегать от медика к медику в поиске ответов на свои вопросы. Что это такое? Есть ли связь с аллергией? Какие анализы сдавать? Надо ли ухаживать за кожей?.. И это только небольшая их часть. Эта книга от практикующего врача педиатра и аллерголога-иммунолога Юлии Буниной даст вам все эти ответы, поможет разработать стратегию работы и поддержания здоровья малыша (или вашего, если страдаете от атопического дерматита сами). Вы найдете всю необходимую информацию, изложенную в доступной форме. Знание особенностей течения болезни и правил ухода за кожей даст вам возможность максимально облегчить себе жизнь и даже уйти в ремиссию. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Эксмо

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-04-118200-7

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 14.06.2023

Ликбез-диатез. Вся правда об атопическом дерматите у детей
Юлия Алексеевна Бунина

Медицина и здоровьеЮлия Бунина. Всё о диагностике, лечении и профилактике атопического дерматита от педиатра и аллерголога
Атопический дерматит – одно из самых загадочных и часто встречающихся заболеваний, которое вызывает множество вопросов. Не только у болеющих взрослых, но и у родителей, которые замечают проблемы с кожей у их малыша. Печально то, что даже не все медики могут четко выявить его, из-за чего родители зачастую вынуждены бегать от медика к медику в поиске ответов на свои вопросы. Что это такое? Есть ли связь с аллергией? Какие анализы сдавать? Надо ли ухаживать за кожей?.. И это только небольшая их часть.

Эта книга от практикующего врача педиатра и аллерголога-иммунолога Юлии Буниной даст вам все эти ответы, поможет разработать стратегию работы и поддержания здоровья малыша (или вашего, если страдаете от атопического дерматита сами). Вы найдете всю необходимую информацию, изложенную в доступной форме. Знание особенностей течения болезни и правил ухода за кожей даст вам возможность максимально облегчить себе жизнь и даже уйти в ремиссию.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.




Юлия Бунина

Ликбез-диатез. Вся правда об атопическом дерматите у детей

© Бунина Ю.А., 2021

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021

Предисловие

«В детстве я так любил чесать себе щеки,
В детстве я так любил чесать себе джаз,
В детстве я так не любил немые упреки.
О, детство, детство, тебя не вернуть назад.
Не верь, если я краснею, когда на тебя залез.
Не верь, если я краснею, просто это диатез».

    Петр Мамонов и Звуки Му. Песня «Диатез»

Для кого эта книга?

Экзема, диатез, аллергия…

По статистике, почти каждый пятый человек встречался с этими болячками в жизни. И абсолютно каждый слышал где-то и когда-то про загадочный диатез. Может, вам говорила мама: «У тебя был диатез на сладкое», а может, и сейчас есть отголоски того самого диатеза в виде красных сыпей под коленками или на сгибах локтей. Может, иногда кисти рук покрываются странными маленькими пузырьками и чешутся так, что хочется содрать с себя кожу, а успокаиваются только после нанесения гормонов. Тогда эта книга для вас.

Может, ваш малыш ни с того ни с сего начал краснеть, кожа стала шершавой и воспаленной. Может, с красными щеками ваш ребенок живет уже не один месяц и вы исключали все возможные подозрительные продукты из рациона, ведь врачи в один голос твердят: «Это аллергия!» А может, диатез так сильно нарушил материнское счастье, что вы несколько месяцев просидели на гречке, кабачках и индейке. Но кожа ребеночка все краснеет и краснеет, а вы все худеете и грустнеете с каждым новым днем и с каждым новым прыщиком. Тогда эта книга для вас.

Слова: «Мамочка, вы что-то съели! У ребенка красные щеки!» – каждый день можно услышать в поликлинике от заботливого медперсонала и даже от людей, не имеющих никакого отношения к медицине. У кого в детстве была аллергия на конфеты, мандарины и все красное, поднимите руку! У кого аллергия на мандарины ушла, когда вы съехали от мамы и принялись есть их тоннами, не мучаясь потом ночами от зуда, поднимите руку! А кто и сейчас, читая эти слова, потянулся рукой к заветной будоражащей зоне зуда? Поймали себя на чувстве – надо почесаться – да? Ведь, возможно, меня читают и взрослые, кто в детстве любил чесать щеки. Если эта книга заставит вас осознать природу своей болезни, прочувствовать эмоции, которые лежат под ощущением зуда, поменять собственную картину мира, ее миссия будет выполнена.

Я врач-педиатр, аллерголог-иммунолог, почти каждый день вижу пациентов с аллергией и общаюсь с детьми и взрослыми с диатезом – атопическим дерматитом. Я исследую тему аллергии и диатеза уже пять лет, все глубже и глубже погружаясь в проблему. Мне недостаточно было информации, которую пишут в учебниках для студентов медицинских вузов и в руководствах для нас, российских врачей. По этой причине я изучила все возможные клинические руководства других стран, посвященные атопическому дерматиту и аллергии, и постоянно слежу за новыми исследованиями. Но и этого мало. Я также получила образование в смежных областях: в сфере консультирования по лактации, перинатальной и детской психологии, семейному сну, чтобы видеть пациента в 3D-формате, целиком и полностью.

А еще я очень сочувствую своим пациентам, большим и маленьким, их родителям и хочу, чтобы люди жили счастливо, осознанно и могли позволить себе питаться так, как это необходимо для счастливой и здоровой жизни. С этой целью и была задумана книга – дать ход новым знаниям и поддержать пациентов и родителей маленьких пациентов с этим неприятным состоянием кожи.

Вы со мной? Тогда двигаемся дальше, в историю атопии и диатеза.

Глава 1. Атопический дерматит. Что это такое?

– В детстве-то как – наклеишь бумажную снежинку на окно, наденешь корону из стекляруса, налопаешься мандаринов до диатеза… и все, здравствуй, Новый год! – вздыхала Принцесса. – А сейчас вот сидишь и заморачиваешься, что бы такого сделать, нацепить и слопать, чтобы почувствовать – приближается счастье…

    Юлия Надежинская. «Сказки про принцессу»

Атопический дерматит (АД) в простонародье называют диатезом, точнее, его острую, младенческую форму. Даже некоторые врачи до сих пользуются этим термином. Почему? В чем разница? Откуда вообще взялось столь странное слово «диатез»? Это аллергия или это воспаление кожи? Давайте разбираться.

Немного древней истории

Атопический дерматит как заболевание, только еще неназванное, упоминался в древних трудах до нашей эры, во времена Древней Греции и египетской цивилизации. Ученые обнаружили характерные для атопического дерматита и экземы повреждения кожи у египетских мумий.

Почесуху, кожный зуд, характерные для экземы высыпания описывало множество авторов начиная с XVI века, на тот момент не понимая причины подобных болезней. В XIX веке вместе со стремительным научным прогрессом начало приходить новое понимание этой болезни, а с начала XX века появились в медицинской науке уже знакомые нам слова «аллергия», «атопия», «дерматит».

Атопическим дерматитом также могут страдать животные, например, ветеринары хорошо знакомы с этим состоянием у собак и кошек. Лечение у них схоже с таковым у людей.

АД на Руси называли шелудивостью, золотушностью, паршой. В XX веке в обиход отечественных обывателей пришли слова «экзема» и «диатез». Ниже приведены примеры из книги русского этнографа материнства и детства Г. М. Науменко «Народная мудрость и знания о ребенке»:

«Малыш головку чешет и чешет, перхоть у него, кожа совсем сухая, волосики выпадают. Так я беру корни репейника, кладу в котелок и заливаю водой, чтобы она только прикрыла их. Потом ставлю в печь на легкий дух. Стоит, пока корни не размягчатся. Тогда остуживаю этот отвар и процеживаю. И каждый день смачиваю волосики ребенка этим отваром, пока они не укрепятся. Или вот беру горстку сухих измельченных листьев крапивы и заливаю стаканом крутого кипятка, и час настаиваю. После этот отвар процеживаю и, когда помою головку малышу, этот отвар втираю. Помогает очень хорошо. Некоторые делают отвар из шишек хмеля».

Белгородская область

«Это очень плохая болезнь – экзема, врачи ее не лечат, только могут притормозить. Красные пятна на лице и шелушатся так, такой шелухой. У нас тут бабка шептала от этой экземы. Она как-то коло сука в стене водила пальцем. Вот вкруг сучка в стене мизинцем так поводила-поводила, тогда и вокруг экземы. И приговор приговаривала. Потом толкла серу, сметаной растирала и мазала. И все у дитя сходило, все заживало».

«А мы-то по-простому эту экзему лечили. Этому самому малышу, у кого экзема есть, как он только сходит по-большему, так это берешь на чистую бумажечку и три раза приговариваешь: «Г. но г. ном отгоняю!» – и прикладываешь на худое место. Главное, чтоб было своим и тепленьким. А тогда ночь малыш переночевал, смыл это все ему. И экзема проходит».

Смоленская область

«Для того чтобы у детей не было золотухи, чтобы выгнать ее из организма, поили чередой. И купали в череде, в корыто ее сырую бросали и сушеную. От золотухи делали настой листьев мать-и-мачехи. И кормили детей калиной. Ягоды собирали в конце августа и парили в печи на вольном жару».

Волгоградская область

Аллергия, атопия или диатез? История терминологии

В начале XX века – в 1906 году – Клеменс Пирке впервые ввел термин «аллергия», в 1923 году Артур Кока и Роберт Кук дали медицине понятие «атопия». Тогда аллергией называли измененную реактивность организма, что в общем-то схоже с современным пониманием данного термина. А вот слово «атопия» было взято из древнегреческого языка и имело под собой значение «без места».

Она может возникнуть в любом месте организма, это «гуляющий» симптом повышенной чувствительности к чему-либо. И в этом «блуждании» есть большой смысл. Крапивница, например, не имеет места и может проявиться по всему телу, тогда как аллерген, вызвавший ее, поступает через рот. Родители детей, больных атопическим дерматитом, знают тот ужас и смятение, когда «высыпало там, высыпало тут» – очаги могут неделя за неделей немного менять излюбленные места, а могут оставаться на одном участке кожного покрова при ином течении болезни. И в том, и в другом случае диагноз будет один – «атопический дерматит».

Понятно, что слово «атопия» стало ключевым для создания термина «атопический дерматит». Важным периодом для более подробного изучения проблемы стала первая половина XX века. Само определение «атопический дерматит» ввели в медицинскую терминологию в 1933 году Фред Уайз и Мэрион Сульзберг. Ведь раньше у многих народов мира встречались упоминания о типичных зудящих высыпаниях, но никто еще не давал им определения.

Параллельно с вводом в медицинскую науку понятий «аллергия» и «атопия» создавалась концепция аномалий конституции, «диатезов» – понятие о врожденной предрасположенности организма к каким-то болезненным, патологическим состояниям.

Понятие «экссудативный диатез» было создано немецким педиатром Адальбертом Черни в 1905 г.; «лимфатический диатез» – австрийскими патологом Пальтауфом и педиатром Теодором Эшерихом в 1889–1890 гг.; «нейроартритический диатез» – французским педиатром Жюлем Комби в 1901–1902 гг. В 1920-х годах Каммерер ввел в клиническую практику термин «аллергический диатез». В нашей стране понятия аномалий конституций («диатезов») начали использовать руководители кафедры детских болезней Военно-медицинской академии Александр Николаевич Шкарин и Михаил Степанович Маслов.

В Энциклопедическом словаре термин «аномалия» определен так: «Аномалия (от греч. anomalia – отклонение) в биологии – отклонение от структуры и (или) функции, присущее данному биологическому виду, возникающее вследствие нарушения развития организма», а «диатез (от греч. diathesis – склонность к чему-либо, предрасположение) – аномалия конституции, делающая организм предрасположенным к некоторым болезням или патологическим реакциям на обычные раздражители».

Советский педиатр Михаил Степанович Маслов в 1926 году писал: «Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а иногда и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней»[1 - Маслов, Михаил Степанович. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте: Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении / М. С. Маслов, проф. Воен.-мед. акад. – 2-е изд., просм. и знач. доп. – Ленинград: «Практическая медицина» (основ. В. С. Эттингер), 1925.].

Например, один ребенок склонен к развитию зудящей сыпи, другой – к частым респираторным заболеваниям, третий – к заболеваниям суставов, четвертый – к нервным болезням или проблемам с обменом веществ. Каждая такая склонность называется диатезом, и определенный диатез характеризовали своей конституцией – то есть особенностями организма. Например, экссудативно-катаральный – тот, что интересует нас в этой книге, – обнаруживается у пухлых, розовощеких детей, и эти щеки могут покрыться экземой, потому что ребенок от рождения к ней склонен. Такие дети предрасположены к высыпаниям – у них могут возникать покраснения и сыпь в кожных складках, на лице, на голове (молочные корочки).

Считалось, что это явление – доброкачественное и проходит у всех с возрастом. «Диатез – к году пройдет!» – такую фразу можно было услышать на приеме у педиатра в то время. И действительно, у большинства проходит к 2–3 годам, как по взмаху волшебной палочки. Однако так ли это? Не все настолько просто, давайте разбираться вместе.

Дети с лимфатико-гипопластическим диатезом тоже считались склонными к развитию аллергических заболеваний. Они обладают сниженными способностями адаптации к внешней среде, выглядят вялыми, рыхлыми, «пастозными», могут часто болеть ОРВИ. Лимфоидная ткань у таких детей считалась «недоразвитой», неспособной хорошо защищать от микробов. Подобный диатез выявляли у детей 2–7 лет, как раз когда некоторые, особенно посещающие детский сад, начинали регулярно страдать от ОРВИ. По всей видимости, из-за большого распространения именно экссудативно-катарального диатеза с высыпаниями на коже он и стал притчей во языцех. Даже сейчас можно услышать это слово от обывателей, называющих кожный зуд, атопический дерматит, экзему диатезом. Но вот первичное значение как врожденная предрасположенность уже утеряно и не употребляется в разговорной речи.

Данное понятие больше использовалось педиатрами. Считалось, что экссудативно-катаральный диатез – это состояние детского возраста. Но как же взрослые? У них тоже бывает атопический дерматит. Если у ребенка раннего возраста врач видел характерную зудящую сыпь, он называл ее диатезом. А вот детям старшего возраста, подросткам, взрослым с хроническим течением заболевания часто ставили диагноз – «нейродермит». Уже в самом определении заложен глубокий смысл – невероятно важно участие нервной системы в развитии болезни, – о чем мы поговорим подробнее в главе 5.10.

Все относительно?

Во второй половине XX века мировая медицинская практика постепенно отходит от понятий диатезов, а для обозначения характерных поражений кожи в детском возрасте врачи и ученые начинают использовать термин «атопический дерматит».

И вот здесь происходит странная вещь. Раньше такая сыпь у всех «проходила» к 1–3 годам жизни, и родителям можно было спокойно ждать этого момента. Диатез больше воспринимался как состояние, не как болезнь. Когда мы имеем дело именно с состоянием, это легче принять, легче с этим жить.

Сейчас к этой же сыпи, только под другим названием, начинают относиться как к началу хронических и даже жизнеугрожающих заболеваний, например поллиноз и бронхиальная астма. Даже сам АД некоторые врачи сразу обозначают родителям маленьких пациентов как пожизненное хроническое заболевание. Подобная смена понятий не может не влиять на психическое состояние и даже здоровье родителей детей-атопиков. На фоне недостатка качественной и адекватной информации, неизвестности или даже безысходности в разы повышается тревожность, увеличивается риск депрессии. О том, каков прогноз для пациентов с атопическим дерматитом, поговорим в главе 7.

Что такое «атопический дерматит» в современном понимании?

Немного сухой науки.

Атопический дерматит – это заболевание кожи. Его признаки и особенности:

1. Заболевание считается хроническим.

2. Начинается в большинстве случаев на первом году жизни, но может возникнуть и во взрослом возрасте.

3. Течет волнообразно с периодами обострений и ремиссий.

4. Развивается у людей с наследственной предрасположенностью. Риск развития АД у ребенка, особенно если заболевание есть хотя бы у одного родителя, доходит до 50 %. Однако может развиться и без отягощенной наследственности.

5. Может быть первым звеном в «атопическом марше», о котором поговорим в главе 7. Дети с атопическим дерматитом больше имеют риск заболеть аллергическим ринитом, аллергией на животных, пыльцу, пыль, бронхиальной астмой, но так происходит не всегда.

6. Может сочетаться с пищевой аллергией, но опять же не всегда. Об этом подробнее в главе 1.2.

7. Атопический дерматит характеризуется кожным зудом. Иногда в младенческом возрасте при легком течении заболевания может быть не выражен. Как справляться с зудом, обсудим в главе 5.7.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом