Группа авторов "Письма царской семьи из заточения"

Сборник «Письма царской семьи из заточения» напоминает о трагическом событии – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года находящаяся под арестом в Екатеринбурге царская семья и их слуги были расстреляны по постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. То, что хотели сказать близким члены царской семьи в последние месяцы своей жизни, нашло отражение в их письмах, прорывавшихся на волю. Многие представители Белого движения, дававшие в Российской империи присягу на верность императору, и в изгнании не отреклись от нее. Они бережно хранили письма, которые правдами и неправдами доходили от находящихся под арестом членов царской семьи к родным и друзьям. Эти письма были тщательно собраны и опубликованы. «Письма царской семьи из заточения» – книга, вышедшая в 1974 году в православном Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). В нее включены личные письма и другие материалы последних семнадцати месяцев земного пути царской семьи. Автор-составитель «Писем царской семьи из заточения» Е.Е. Алферьев, профессор Свято-Троицкой духовной семинарии, вложил в это издание не только силы, но и душу. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

date_range Год издания :

foundation Издательство :Центрполиграф

person Автор :

workspaces ISBN :978-5-227-10425-0

child_care Возрастное ограничение : 16

update Дата обновления : 17.01.2024

Письма царской семьи из заточения
Евгений Евлампиевич Алферьев

Сборник «Письма царской семьи из заточения» напоминает о трагическом событии – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года находящаяся под арестом в Екатеринбурге царская семья и их слуги были расстреляны по постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. То, что хотели сказать близким члены царской семьи в последние месяцы своей жизни, нашло отражение в их письмах, прорывавшихся на волю.

Многие представители Белого движения, дававшие в Российской империи присягу на верность императору, и в изгнании не отреклись от нее. Они бережно хранили письма, которые правдами и неправдами доходили от находящихся под арестом членов царской семьи к родным и друзьям. Эти письма были тщательно собраны и опубликованы.

«Письма царской семьи из заточения» – книга, вышедшая в 1974 году в православном Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). В нее включены личные письма и другие материалы последних семнадцати месяцев земного пути царской семьи. Автор-составитель «Писем царской семьи из заточения» Е.Е. Алферьев, профессор Свято-Троицкой духовной семинарии, вложил в это издание не только силы, но и душу.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.




Письма царской семьи из заточения

Сборник составлен Е.Е. Алферьевым

Сборник составлен Е.Е. Алферьевым, Свято-Троицкий православный монастырь (Джорданвилль, США)

© «Центрполиграф», 2023

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2023

ПОШЛИ НАМ, ГОСПОДИ, ТЕРПЕНЬЕ В ГОДИНУ БУЙНЫХ, МРАЧНЫХ ДНЕЙ СНОСИТЬ НАРОДНОЕ ГОНЕНЬЕ И ПЫТКИ НАШИХ ПАЛАЧЕЙ.

ВЛАДЫКА МИРА, БОГ ВСЕЛЕННОЙ, БЛАГОСЛОВИ МОЛИТВОЙ НАС И ДАЙ ПОКОЙ ДУШЕ СМИРЕННОЙ В НЕВЫНОСИМЫЙ СТРАШНЫЙ ЧАС.

И У ПРЕДДВЕРИЯ МОГИЛЫ ВДОХНИ В УСТА ТВОИХ РАБОВ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ МОЛИТЬСЯ КРОТКО ЗА ВРАГОВ.

Герб Дома Романовых, принят в 1865 году

От издательства

Сборник «Письма царской семьи из заточения» напоминает о трагическом событии – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года находящаяся под арестом в Екатеринбурге царская семья и их слуги были расстреляны по постановлению Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. То, что хотели сказать близким члены царской семьи в последние месяцы своей жизни, нашло отражение в их письмах, прорывавшихся на волю.

Официально советское правительство объявило только о расстреле Николая II, но слухи о гибели его семьи и приближенных почти сразу стали распространяться в обществе. И это казалось настолько ужасным, что многие боялись верить в гибель императрицы и детей.

Через три дня после расстрела, 21 июля 1918 года, в Казанском соборе в Москве патриарх Тихон произнес проповедь, в которой обозначил «суть духовного подвига» царя и отношение церкви к вопросу казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России, и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе…»

Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды о погибших Романовых.

В эмигрантской среде эти настроения были еще более очевидными. Многие представители Белого движения, дававшие в Российской империи присягу на верность императору, и в изгнании не отреклись от нее. Они бережно хранили письма, которые правдами и неправдами доходили от находящихся под арестом членов царской семьи на волю – родным и друзьям.

Эти письма были тщательно собраны и опубликованы.

«Письма царской семьи из заточения» – книга, вышедшая в 1974 году в издательстве православного Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). В нее включены личные письма и другие материалы последних семнадцати месяцев земного пути царской семьи. Автор-составитель «Писем царской семьи из заточения» Е.Е. Алферьев – профессор Свято-Троицкой духовной семинарии – вложил в это издание не только силы, но и душу.

В 1981 году царская семья была прославлена решением Архиерейского собора Русской православной зарубежной церкви.

Во второй половине 1980-х годов в связи с наступившей «гласностью» появилась возможность обсуждать запретные ранее темы и в СССР. Одним из таких вопросов была канонизация царской семьи.

16 июля 1989 года вечером на пустыре в Екатеринбурге, где ранее стоял снесенный дом Ипатьева, стали собираться люди. Там впервые открыто прозвучали народные молитвы царственным мученикам.

18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный памятный крест. Ныне на месте гибели царской семьи возведен храм-памятник – храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

В 1980-х годах в России также был поднят вопрос об официальной канонизации Романовых – хотя бы расстрелянных царских детей, чья безвинность не вызывала сомнений. В 1992 году к лику святых была причислена сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна, матушка Елизавета, прославившаяся монашеским подвижничеством в основанной ей Марфо-Мариинской обители милосердия и ставшая еще одной жертвой большевиков.

Останки пяти членов императорской семьи, а также их слуг были найдены в июле 1991 года в окрестностях Екатеринбурга. В ходе следствия, которое вела Генеральная прокуратура РФ, останки были идентифицированы. 17 июля 1998 года, в 80-ю годовщину расстрела, останки членов императорской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены также останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии Николаевны.

К тому времени царственные мученики уже были канонизированы Русской православной церковью.

В 1992 году определением Архиерейского собора Синодальной комиссии по канонизации святых было поручено «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи» С 1992 по 1997 год комиссия, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Поярковым, посвятила рассмотрению этой темы

19 заседаний. Члены комиссии углубленно изучали жизнь царской семьи. На Архиерейском соборе 1994 года в докладе председателя комиссии была изложена общая позиция:

«В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке».

В 2000 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских (общим числом включающим 860 человек). Окончательное решение было принято 14 августа 2000 года на собрании в зале храма Христа Спасителя. Голосовали вставанием, и решение было принято единогласно.

Предисловие ее высочества княжны Веры Константиновны

«Письма царской семьи из заточения»… Разве можно читать эти короткие слова без содрогания? Сколько в них трагедии и упрека всем тем, кто не исполнил своего святого долга, забыл присягу…

Да будет эта книга настольной для всех русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие русские люди.

Да упокоит Господь души царственных страстотерпцев и да спасет многострадальную Русь их молитвами.

От редакции

Эта книга содержит письма членов царской семьи, написанные из заточения, после их ареста 8/21 марта 1917 года. Она имеет целью сохранить для будущих поколений исторические документы, рисующие духовный облик государя императора Николая Александровича, государыни императрицы Александры Феодоровны и их августейших детей на протяжении последних шестнадцати месяцев их земной жизни. Вместе с письмами собраны и другие материалы, представляющие собой духовное наследие царственных мучеников.

Со времени революции и злодейского убиения царской семьи прошло свыше пятидесяти пяти лет[1 - Книга была издана в 1974 г.].

Из современников русской смуты сейчас достигли преклонного возраста даже те, кто в то время были еще детьми. Тем не менее еще осталось много лиц, имевших счастье быть лично известными царской семье и сохранивших письма, написанные их величествами или августейшими детьми.

Многие из этих писем уже были изданы, другие оставались до сих пор неопубликованными.

Все эти письма являются для русских людей драгоценнейшими реликвиями.

Некоторые из них хранятся в частных руках, другие переданы на хранение в различные учреждения. Но даже эта предосторожность не предохраняет их в полной мере от возможности уничтожения.

Единственное верное средство сохранить их для истории – это предать их гласности. Вот почему было признано своевременным приложить все усилия к осуществлению этой задачи. И действительно, если подлинники писем царской семьи, как и всякая материальная ценность, могут быть предметом частной собственности, хотя они и представляют собой общенациональные реликвии русского народа, то их содержание, как ценность духовная, принадлежит всем чтущим память царственных мучеников.

Настоящее издание представляет собой первую попытку собрать в одно целое письма, написанные царственными узниками. Как и во всяком деле, здесь встретились неизбежные затруднения. В связи с этим небезынтересно отметить, что если призыв предоставить письма для опубликования встретил самый горячий отклик, без исключений, со стороны тех, кому эти письма адресованы, или их наследников, то лица, случайно завладевшие письмами царской семьи, не проявили такого же сочувствия к этому начинанию. Тем не менее редакция выражает надежду, что и письма, не вошедшие в этот сборник, станут позднее всеобщим достоянием.

В общей сложности удалось собрать 227 писем, которые распределяются следующим образом: от государя императора – 6, от государыни императрицы – 82, от наследника цесаревича – 10, от великой княжны Ольги Николаевны – 49, от великой княжны Татьяны Николаевны – 46, от великой княжны Марии Николаевны – 22 и от великой княжны Анастасии Николаевны – 12. Общее число адресатов – 37. Число писем, извлеченных из печатных источников, – 148; число писем, публикуемых впервые, – 79.

При распределении материала предстояло прежде всего сделать выбор между двумя вариантами: или сгруппировать письма для каждого члена семьи в отдельности, с соблюдением старшинства, или придерживаться общего хронологического порядка. В первом случае ярче выделяются индивидуальные черты каждого члена семьи. С другой стороны, хронологический распорядок придает собранию писем характер семейного дневника; кроме того, так как их величества и августейшие дети часто описывают одни и те же события, в этом случае облегчается сопоставление описываемых фактов в разностороннем освещении.

После тщательного сравнения обоих вариантов было решено остановиться на общем хронологическом порядке, который более отражает столь характерную для царской семьи тесную внутреннюю сплоченность. К тому же указанное выше преимущество первого варианта здесь не исключается, так как читатели, желающие прочесть подряд письма одного из членов семьи, могут легко это сделать, пропуская соответствующие страницы.

Мы особенно рекомендуем проделать этот опыт в отношении писем императрицы, наиболее пострадавшей от клеветы. Последовательное чтение всех 82 писем государыни, собранных в настоящем издании, особенно ярко выявляет ее необыкновенно светлый духовный облик и оставляет неизгладимое впечатление.

Благодаря хронологическому распределению все собрание писем разбивается на три периода заточения: царскосельский – в Александровском дворце, тобольский – в губернаторском доме и екатеринбургский – в доме Ипатьева, не считая писем, написанных с дороги.

Вверху каждого письма указано, кем оно написано и кому адресовано, а звездочкой помечена сноска, в которой, – если нет указания, что письмо печатается впервые, – дается сокращенное обозначение печатного источника, откуда оно заимствовано; полные библиографические сведения содержатся в библиографическом указателе. Затем следует описание подлинника, если таковое имеется. За небольшим исключением, письма написаны по-русски; в противном случае, если есть подлинный текст, письмо печатается на языке оригинала в сопровождении русского перевода.

Текст писем воспроизведен с сохранением орфографии и знаков препинания подлинника. Неразборчивые места обозначены многоточием, взятым в скобки. Текст подлинника печатается обыкновенным шрифтом. Если русский текст восстановлен по переводу, сделанному на другой язык, то восстановленный текст, в отличие от подлинного, взят в квадратные скобки. Слова, подчеркнутые в подлиннике, печатаются жирным шрифтом. Курсив использован для редакционных дополнений и разъяснений, помещенных в тексте. Что касается личных имен, то огромное большинство уменьшительных имен, прозвищ и сокращений, встречающихся в письмах, удалось расшифровать. Некоторые из них раскрыты в самом тексте, где они печатаются курсивом в скобках, другие вынесены в сноски. В подстрочных примечаниях содержатся разъяснения, облегчающие чтение писем и понимание смысла, а также приводятся различные дополнительные сведения, касающиеся упоминаемых лиц, мест и событий. Все примечания и сноски помещены в конце каждого письма и занумерованы в последовательном порядке.

Несколько кратких объяснительных статей, составленных на основании обширной литературы, служат исторической рамкой, облегчающей читателю, даже хорошо осведомленному, чтение писем в надлежащей перспективе. При этом следует подчеркнуть, что, поскольку настоящий труд не является историческим исследованием, составитель статей всего лишь резюмировал тщательно проверенные факты, заимствованные из наиболее достоверных, по его мнению, источников.

Для более подробного ознакомления с описываемыми событиями читателю предлагается обратиться к источникам, указанным в прилагаемой библиографии, сделав собственные выводы об их относительной ценности.

Приложения I, II, III, IV содержат дополнительные материалы, относящиеся к духовному сокровищу царской семьи. Приложения V и VI могут служить полезным пособием при молитвенном поминовении убиенных членов Российского Императорского Дома: в первом из них содержится чин поминовения, принятый в Русской православной церкви за границей, а во втором – текст покаянной молитвы, читаемой в День скорби, 4/17 июля.

Наконец, в приложении VII собран материал, относящийся к прославлению царственных мучеников.

Все книги на сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом